Lobbying.Ru Лоббизм в политической культуре США

Лоббизм в политической культуре США

Лоббизм в США - укорененный и развитый социальный институт, который как явление, наряду с субъектами - Группами Давления (ГД) и Заинтересованными Группами (ЗГ) составляет ареал особых отношений государство-группа.

Лоббизм в США - укорененный и развитый социальный институт, который как явление, наряду с субъектами - Группами Давления (ГД) и Заинтересованными Группами (ЗГ) составляет ареал особых отношений государство-группа.

Терминология

Лоббизм - есть явление лоббирования, т.е. давление, влияние на власть, либо проведение властных решений в интересах определенной силы. (Проведение властных решений возможно, когда, например, лоббистом корпорации является министр ее отрасли деятельности или другое лицо, полномочное принимать решения.)

Лобби есть агентура какой-либо силы, осуществляющая лоббирование. Группа давления - это социально-экономическая группа, сама и/или посредством своей агентуры (лобби), осуществляющая лоббирование, при этом ее влияние на власть явно непропорционально ее численности.

Заинтересованная группа - это группа, оказывающая влияние на власть, примерно соответствующее или меньше ее численности.

Очевидно, что к ЗГ принадлежат профсоюзы, общественные организации (например, ассоциация учителей штата), социальные движения (экологическое, различные меньшинства и т.п.).

ГД - это прежде всего корпоративные интересы. Из 350 наиболее влиятельных ГД в США более 70 процентов составляет бизнес, причем более половины из этого числа - именные фирмы и корпорации.

Образ действия

Чтобы понять природу лоббизма ЗГ и ГД, необходимо знать их цели. У первых они, как правило, для каждой свои, и столкновение интересов наблюдается лишь между отдельными ЗГ ("Женщины против абортов" и "Женщины за свободу выбора", но сотням других организаций все равно, кто добьется успеха). У ГД, которые в большинстве своем состоят из бизнесструктур, цели схожи:

1. Госзаказ и следующие из этого льготы и преимущества.

2. Признание отрасли приоритетной и следующие отсюда льготное налогообложение, отсутствие штрафов за загрязнение окружающей среды и т.д.

3. Признание предприятия (не)подпадающим под действие (не)выгодного закона.

4. (Не)принятие (не)выгодного законопроекта.

5. Политические решения государства, способствующие деятельности лоббирующей организации: протекционистская политика, антипротекционистская политика (например, деятельность японского лобби), торговый договор с другими государствами, военное вмешательство в случае национализации иностранной собственности.

В последнем пункте мы выходим на крайне интересную тему, требующую отдельного рассмотрения - этнические лобби и лоббизм в вопросах внешней политики; но вернемся к основной проблеме.

Итак, как мы видим, у групп давления интересы практически идентичны, что обуславливает между их лоббирующими аппаратами стабильное соперничество, которое временно прекращается в случае конкретной общности интересов - выход на рынки сбыта, борьба против затрагивающего всех законопроекта.

Такое положение требует создания конкурентоспособного аппарата. Этот аппарат составляют:

а) лоббистские, юридические и консультативные фирмы, клиентами которых являются ГД;

б) лоббисты, облеченные властью или влиянием ("друзья фирмы"), - сенатор, зять министра, друг президента и т.д. ;

в) отделы в самих ГД: по вопросам законодательства, по связям с правительством, по связям с общественностью; как правило, они расположены в Вашингтоне, поэтому их часто называют "Вашингтонские представительства";

г) организации, представляющие общие интересы некоторых ГД, - Ассоциация американских банкиров. Институт Табака и т.д.;

д) ЗГ, которые одновременно лоббируют интересы ГД, - скажем, корпорация, производящая оборудование для очистных сооружений, финансирует некое экологическое движение, включая его в борьбу против нефтяного лобби.

За долгие годы этот аппарат выработал эффективную систему лоббирования. Однако эффективность эта достигается по-разному. Некоторые примеры лоббистской деятельности, с моральной точки зрения, являются коррупцией. Юридически же, дело обстоит так:

если корпорация передает деньги лично конгрессмену за продвижение нужного ей законопроекта - это взятка;

если корпорация передает деньги в избирательный фонд, а затем направляет конгрессмену письмо с изложением своих предложений - это лоббизм. Но как квалифицировать, например, такое действие -на частной встрече представитель корпорации ставит условие: вы двигаете наш законопроект, а мы вносим решающую сумму в ваш предвыборный фонд. Это лоббизм в одном из наиболее жестких своих проявлений. Установить факт такой договоренности практически невозможно. Фактически - это подкуп, но юридически только влияние, поскольку передача денег в избирательный фонд есть изъявление политических предпочтений, которое гарантировано Первой поправкой к Конституции США.

Одной из главных задач для аппарата лоббирования является правильный выбор объекта давления. Некоторое снижение роли председателей Комитетов Конгресса, расположение которых с 60-х гг. уже было гарантией положительного решения вопроса, заставило лоббистов ломать голову над правильным вариантом. Например, если вновь избранный Конгресс будет голосовать готовящийся законопроект, что лучше: а) внести немного денег в предвыборные фонды как можно большего числа кандидатов; б) больше, но тем, кто по прогнозам уже имеет хорошие шансы; в) распределить всю сумму среди тех, кто вероятно окажется в комитете, готовящем законопроект.

Кроме передачи денег в избирательный фонд, среди других методов лоббистов можно отметить "финансовые консультации" - помощь в правильном размещении капиталов, давление общественным мнением, вырабатываемым в дружественных СМИ, частные договоренности относительно дальнейшей карьеры лоббируемого лица. Если лоббист имеет обширные связи в исполнительной власти, он может повлиять па то, что именно в округе или штате члена Конгресса увидит свое начало федеральная программа строительства дорог или жилья, а может пригрозить, что его округ окажется последним. Этим же приемом пользуется сама исполнительная власть, лоббирующая свои интересы.

Лоббизм исполнительной власти состоит, во-первых, из президентского лобби, добивающегося одобрения законодательной властью законопроектов, вносимых Президентом, и утверждения назначений на ключевые должности в госаппарате, и, во-вторых, из министерских лобби, имеющих относительную самостоятельность, которую Картер пытался неудачно подавить. Осуществляют связь с Конгрессом одноименные отделы во всех министерствах и ведомствах, во главе же стоит отдел Белого Дома по связям с Конгрессом и сам Президент, оказывающий влияние на конгрессменов во время личных контактов. Некоторые президенты предпочитали официальные встречи, некоторые выбирали партнеров по корту, исходя из политической целесообразности.

Высшие формы лоббизма

Вершиной лоббистских устремлений, доступной лишь наиболее мощным ГД, является наличие "своего" президента. Чаще всего говорят о приведении к власти, или по-американски "делании", президента определенными финансовыми группами. За каждым из первых лиц стоят, как правило, определенные политические силы: Джонсон - нефтяники Техаса, Рейган - "Калифорнийская группа" и т.д.

Прямая благодарность за помощь выражается в т.н. "политических назначениях", т.е. назначениях новой администрацией своих людей на ключевые посты в госаппарате (около 4000).

Классическим примером здесь является администрация Эйзенхауэра образца 1952 г., когда кабинет и центральный аппарат почти на 100 процентов состоял из директоров и владельцев крупнейших корпораций. Достаточно сказать, что министром армии был Стивене, владелец "Стивене энд Ко" -монопольного поставщика армейского оборудования, а министром обороны - знаменитый Чарльз Вильсон? глава "Дженерал Моторс", который произнес ставшую притчей во языцех фразу: "То, что хорошо для страны, хорошо и для "Дженерал Моторс", и наоборот". Так он и действовал, получая огромные военные заказы.

Уходя с поста в 1961 г., Эйзенхауэр, похоже сам ужаснувшись такому усилению людей, одновременно и заказчиков и поставщиков, впервые предостерегает от "Военно-Промышленного Комплекса" и предостерегает о его мощи. Собственно, более правильное название этому явлению -

Военно-Промышленно-Политический Комплекс (ВППК), но эта аббревиатура часто не употребляется, хотя по смыслу, повторяю, она более правильная, поскольку в механизм ВПК включены госструктуры (комиссия конгресса, аппарат МО и федеральных агентств), по статусу своему практически не контролируемые обществом. Огромный механизм ВПК достиг в 70-е гг. фазы, когда его, вместе с Мафией (в некоторых государствах). Спецслужбами и, иногда СМИ, политологи стали дс-финировать как Внеконституционныс Центры Власти.

Итак, можно сказать, что высшими формами лоббизма является деятельность:

Президента, выступающего как лоббиста;

групп давления, вместе с другими составляющими образующих ВПК.

Правовое регулирование

Попытки дать правовую оценку лоббизму делались еще в XIX веке, когда некоторые штаты постановили считать его на своей территории преступлением. С начала XX века стали вноситься законопроекты на федеральном уровне. В 1946 г. Федеральный закон о регулировании лоббизма был принят и действует до сих пор, являясь основной юридической нормой в этом вопросе.

Этот нормативный акт распространяется только на лоббистов, осуществляющих свою деятельность в Конгрессе США, и обязывает их зарегистрироваться и предоставить характеризующую информацию. Все денежные взносы подлежат, в зависимости от суммы, различной степени регистрации.

Практическим результатом принятия Закона стало получение информации о целях лоббистов, их числе, и сумме регистрируемых "белых" взносов, процент которых незначителен.

В настоящее время, практически во всех штатах введены законы о регулировании лоббизма, аналогичные федеральному.

Мощное наступление на лоббизм было предпринято в 70-е гг. Прежде всего, начало этого десятилетия прошло под флагом борьбы за новый закон о лоббизме, но все попытки были неудачны. Однако в это время были приняты нормы, косвенно регулирующие деятельность лоббистов. В 1971 г. вступил в силу Закон о федеральных избирательных кампаниях, гарантировавший госфинансирование кандидатов в президенты от двух основных партий. В 1974-м, была принята поправка, ограничивающая суммы взносов частных лиц и комитетов политического действия, через которые шли деньги лоббистов. Комитеты политического действия - детище этого закона. По замыслу, они должны были аккумулировать средства граждан, групп, объединений и ввести в сбор средств на выборы в конгресс некоторое единообразие. На практике крупная корпорация просто имеет не один КПД, а сколько потребуется, что бы "рассовать" нужную сумму.

Как мне представляется, законом в рамках демократической системы лоббизм контролировать полностью невозможно. Большую роль в современном обществе играет общественное мнение, которое не позволяет лоббистам во власти, получающим пусть легальную, но явную выгоду от принятия не всегда выгодных народу и государству решений, оставаться на политическом Олимпе.

Однако этот: процесс во многом контролируется конкурирующими лоббистами и ГД. Массовые кампании осуждения могут быть инспирированы, чтобы убрать ставленника или патрона другой группы давления, когда его влияние каждый раз отбирает планируемый доход.

Об авторе смотри здесь



Источник: 01 августа 1995 Никита Иванов, "Власть"


К этой статье еще нет ни одного комментария.


Оставить комментарий с помощью Yandex Google Mail.ru Facebook.com Rambler.ru Вконтакте Twitter
Время генерации страницы: 0.09630298614502