Lobbying.Ru Слово из словаря

Профессиональный словарь лоббистской деятельности
(составитель к.п.н П.А. Толстых)

Лоббистский контракт (договор) – письменное, возмездное соглашение между лоббистом (группой лоббистов, лоббистской фирмой или фирмами) с одной стороны и клиентом (физическим и/или юридическим лицом с другой стороны), имеющее предметом определенные действия (от мониторинга до проведения полномасштабных лоббистских кампаний) в органах государственной власти.
В контракте прописаны обязанности заключивших его сторон по отношению друг к другу. Если одна из сторон не выполняет свои обязательства, другая имеет право обратиться в суд.

Содержание лоббистского контракта в России
Типичным содержанием лоббистского контракта является:

  • Аналитическое обеспечение GR-подразделений крупных коммерческих компаний (выявление профильных политических стейкхолдеров, аудит мнений политических стейкхолдеров, отслеживание деятельности органов государственной власти и прогнозирование их влияния на компанию, мониторинг проводимой государством политики в сфере деятельности компании и т.д.);
  • Разработка и реализация комплексных GR-стратегий компаний, разработка концепции продвижения конкретного интереса в органах государственной власти (стратегический консалтинг);
  • Поддержка Компании-заказчика при взаимодействии с отраслевыми сообществами и общероссийскими бизнес-ассоциациями (industry relations);
  • Консалтинг по вопросам формирования, развития, а также коммуникационного сопровождения корпоративной ответственности компаний, осуществляющих деятельность в России (подготовка корпоративного нефинансового отчета, разработка стратегии корпоративной ответственности и принципов ее реализации, исследование отношения стейкхолдеров к компании и подготовка карты стейкхолдеров, вовлечение стейкхолдеров в процесс развития корпоративной ответственности и др.).
  • Работа с нормативными документами (мониторинг законодательства, внесение поправок, разработка законопроектов, постановлений и сопутствующих документов, продвижение законодательных инициатив и т.д.)
  • Инициирование писем, правительственных телеграмм, а также запросов депутатов Федерального Собрания или самого парламента;
  • Проведение мероприятий в Государственной Думе ФС РФ (выставки, круглые столы,  парламентские слушания);
  • Federal marketing (поддержка в сфере госзаказов);
  • Foundraising (поиск путей финансирования из государственного бюджета);
  • Поддержка в области лицензирования (помощь в получении, оформлении и отзыве лицензий (у конкурентов);
  • Поддержка Компании-заказчика по вопросам налогообложения и налоговых споров;
  • Поддержка Компании-заказчика в рамках антимонопольного регулирования (организация взаимодействия с Федеральной антимонопольной службой); 
  • Поддержка Компании-заказчика в рамках таможенно-тарифного регулирования (корректировка ставок импортных таможенных пошлин, применения мер защиты внутреннего рынка, то есть специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер);
  • Политическая поддержка региональных инициатив на федеральном уровне (помощь органам власти и компаниям субъектов Федерации во включения их инициатив в федеральные целевые программы и федеральные адресные инвестиционные программы (ФАИП), помощь законодательным собраниям субъектов Федерации в продвижении законодательных инициатив на федеральном уровне, помощь субъектам экономической деятельности субъекта Федерации в установлении политических контактов на федеральном уровне, помощь политическим элитам субъекта Федерации в их желании сделать политическую карьеру на федеральном уровне и др.);
  • Создание условий для бизнеса в регионе, политическая поддержка российским и западным компаниям при их выходе на региональные рынки субъектов Российской Федерации);
  • Также в перечне услуг есть специальные мероприятия (среди них – персональные встречи с профильными политическими стейкхолдерами федерального или регионального уровня или деловые завтраки).

Французский исследователь Ж.-П. Бодуан выделил следующий набор услуг, которые оказывают лоббистские фирмы:

  • изучение и стратегическое консультирование (изучение имиджа компании у органов государственной власти; аудит отношений компании с государственными властями; содействие управлению компанией для повторного определения коммуникационной политики по отношению к органам власти);
  • учет политических, законодательных и регламентных процессов (определение лиц, принимающих решения на международном, национальном, региональном и местном уровнях; наблюдение за работой органов государственной власти);
  • определение параметров мнения представителей власти (теоретическая разработка и практическое применение барометров имиджа компании у государственных властей; периодическое изучение; теоретическая разработка и практическое применение средств оценки и помощи при принятии решения);
  • кризисная коммуникация (содействие и консультирование управления компанией для предупреждения/управления кризисом в отношениях с государственными властями, который может негативно повлиять на интересы компании);
  • международная коммуникация (консультирование и содействие компаниям, государствам и государственным или надгосударственным иностранным организациям при проведении коммуникации с национальными органами государственной власти; консультирование и содействие компаниям, государствам и государственным или надгосударственным организациям при проведении коммуникации с иностранными властями);
  • продвижение какой-либо идеи в органах государственной власти (теоретическая разработка и практическое применение коммуникационных стратегий по отношению к органам законодательной и исполнительной власти для развития или изменения решения и (или) законодательства);
  • организация встреч с политическим руководством и представителями министерств и ведомств (организация встреч и семинаров);
  • теоретическая разработка досье и (или) картотек (теоретическая разработка носителей коммуникации с органами государственной власти);
  • отношения с прессой (содействие и консультирование руководства компании для определения политики отношений с прессой, соответствующей задачам коммуникации с государственными властями) (Источник: Бодуан Ж.-П., Управление имиджем компании. М., 2001. С. 172–175).

Оплата лоббистских услуг по контракту
Оплата лоббистских услуг по контракту, зависит от потребностей заказчика. Российские фирмы-заказчики предпочитают платить по факту прохождения значимых этапов работы. В таких случаях вся лоббистская кампания разбивается на этапы и по прохождению каждого из них идет оплата. В большинстве случаев по достижению финального результата выплачивается бонус, который может составлять значимую часть общего бюджета. Стоит признать, что и в настоящее время российские фирмы-заказчики (даже крупнейшие) используют теневые бюджеты и наличные.
Иностранные фирмы-заказчики предпочитают работать по системе ритейнера (ежемесячной абонентской плате), а также по системе человеко-часов. В таких случаях, определяется стоимость 1 часа работы каждого из члена команды, задействованной в работе. В России он не превышает 500 у.е. Консультант, проводя лоббистскую кампанию, фиксирует время, потраченное на работу и по итогам месяца, представляет детальный отчет, на основании которого выставляется счет.

Цена лоббистского контракта
Полноценная лоббистская кампания в России (изменение законодательства, поддержка в области таможенно-тарифной политики и пр.) оценивается не менее, чем 300.000 у.е. и занимает порядка 1 года. Если вопрос имеет системных противников и/или столкнулся с противодействием значимых министерств и ведомств – такая лоббистская кампания оценивается не менее, чем в 1 млн. у.е.


Если у Вас есть вопросы по данному тексту, Вам есть что добавить или поспорить, пожалуйста, пишите автору данного словаря П.А. Толстых на gr@gr.ru.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права на данный текст. При использовании материалов ссылка или активная ссылка обязательна:
Профессиональный словарь лоббистской деятельности (составитель П.А. Толстых) // Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, Москва, 2009-2011.
Нарушение авторских прав будет преследоваться в судебном порядке.


Перейти к словарю
Время генерации страницы: 0.033696889877319