Lobbying.Ru Слово из словаря

Профессиональный словарь лоббистской деятельности
(составитель к.п.н П.А. Толстых)

Определение термина
Понятие «группа интересов» (или заинтересованная группа) ввел в научный оборот американский ученый Артур Бентли в работе «Процесс управления» (1908). Под данным термином он понимал разнообразные организованные группы людей, имеющих определенные цели и выдвигающих конкретные требования перед политической властью.

Бентли детализировал существующий в социологии термин «социальная группа», под которым понималось совокупность людей, определенным образом взаимодействующих друг с другом. Группа характеризуется фактом осознанной принадлежности к ней, и вытекающего отсюда стремления действовать в согласии с другими членами, развитым чувством групповой идентичности с остальными участниками и, возможно, наличием некоторых индикаторов формальной организации. Социальная группа - более широкое понятие, которому ученый дал политическую характеристику, связав ее образование с определенными интересами в органах государственной власти. Именно на эту особенность прежде всего обращали внимание исследователи в дальнейшем.

Так, например, Ф. Хэрис указывает, что группы интересов представляют собой «образования, организованные с целью оказания влияния на государственные органы власти в благоприятном для их создателей направлении», которые «характеризуются организованностью, одинаковостью стремлений, использованием правительственных институтов для реализации своих целей» . Такого же мнение придерживается Г. Зейглер понимая под группами интересов формальные организации, которые стремятся оказать влияние на демократический политический процесс. В своем определении Дж. Уилсон определяет еще две ключевые характеристики «групп интересов» - это «независимость от государства или политических партий» и «стремление влиять на государственную политику», формально оставаясь вне политической власти. Именно в этом Дж. Ла Паломбара и М. Вайнер видят принципиальное отличие между партиями и группами интересов: группы интересов не претендуют на непосредственное осуществление государственной власти, в то время как партии представляют собой организации, цель которых – «захватить и удерживать власть», а не только «влиять на осуществление власти».

Характерные признаки групп интересов
Для четкого определения «групп интересов» необходимо вычленить их характерные признаки, которые отличали бы данный термин от других социальных групп.

В политологической науке в этой связи выделяют «узкий» (организационный) и «широкий» (функциональный) подход. Сторонники «узкого» подхода, считают, что «группы интересов» как минимум должны соответствовать следующим характеристикам:

  • Группы интересов представляют собой объединение членов, связанных для защиты общих интересов. Данная характеристика означает, что какой-либо индивидуум или корпорация целенаправленно и систематически оказывающие влияние на власть с целью реализации своего конкретного интереса не могут быть отнесены к «группам интересов». 
  • Группы интересов создаются с целью достижения тех или иных целей в органах государственной власти. Таким образом, те организационные группы, для которых политическая активность не является приоритетной задачей, не могут быть отнесены к группам интересов. По этому же критерию к группам интересов не могут быть отнесены корпорации (которые создаются с целью извлечения прибыли), религиозные организации и пр.
  • Группы интересов пытаются оказать влияние на власть, скорректировать принимаемые политические решения в своих интересах. При этом группы интересов не стремятся завоевать власть, в этом их ключевое отличие от партийных групп. При этом это не значит, что группы  интересов не делегируют своих представителей в органы государственной власти и не способствуют развитию их политической карьеры. Однако, делается это ради более эффективного политического влияния и реализации своих интересов.
  • По своему субъектному статусу группы интересов являются негосударственными образованиями. Таким образом, группы, формируемые внутри органов государственной власти, и отстаивающие свои корпоративные интересы (например, при распределении бюджетного финансирования, государственных тендеров и пр.) не могут быть отнесены к группам интересов. 

Как следует из данных характеристик, к группам интересов в таком случае можно отнести лишь некоммерческие организации, ассоциации или союзы, стремящиеся влиять на политическую власть с целью реализации интересов своих членов.
Сторонники широкого подхода в качестве определяющего критерия определяют функцию группы по оказанию влияния на власть, в связи с чем любую социальную группу, стремящуюся оказать такое влияние, можно признать группой интересов.

Так сторонник функционального подхода А. Павроз относит к группам все социальные общности, объединенные единым интересом и стремящиеся реализовать данный интерес посредством воздействия на политический процесс без прямого завоевания и осуществления государственной власти.
Дж. Уилсон по поводу включения в состав групп интересов корпорации  писал, что необходимо ответить положительно на вопрос о том, «следует ли нам сделать вывод, что любая организация, которая в той или иной мере стремится воздействовать на государственную политику, должна считаться заинтересованной группой», так как узкое определение групп интересов, в результате которого в данную категорию не включается крупный бизнес, представляет собой «ненормальное и нежелательное явление» .
А Ч. Линдблом, в связи с расширением состава групп интересов до представителей бюрократии, отмечал, что «исследования заинтересованных групп обнаруживают, что государственные чиновники, их ассоциации, департаменты или агентства также играют роль групп интересов... Трактовка государственных чиновников как членов заинтересованных групп встречает сопротивление. Но если отвлечься от терминологических споров, то станет ясно, что активность официальных лиц или организаций, предназначенная повлиять на политику, часто весьма сходна с деятельностью частных заинтересованных групп».

Таким образом, в рамках широкого подхода к группам интересов мы будем относить всех тех, кто оказывает организованное воздействие на власть, в том числе религиозные организации, корпорации, а также политические группы, реализующие свои корпоративные (не связанные с завоеванием политической власти) интересы и т.п.

Группы интересов и группы давления
Термин «группы давления» (press groups) впервые появился в США приблизительно в середине 20-х гг. XX столетия, а первые исследования деятельности этих объединений относятся к 1928–1929 гг. (Э. Сайт, П. Херринг, X. Чаялд) .
Французский политолог Р. Ж. Шварценберг понимал под группой давления группу интересов, оказывающей давление на органы власти
А. Павроз, отожествляя два термина, пишет «группа давления (pressure group) означает «форму действия» групп интересов, т. е. «метод для поддержки или срыва определенных политических решений».
Н.Г. Зяблюк пишет об этом: «Сама по себе заинтересованная группа – это потенциальная группа давления. Реальной она становиться тогда, когда прибегает к соответствующим действиям».

Следовательно, группа давления – это по существу та же группа интересов, но приступившая к осуществлению активных действий по отношению к органам государственной власти с целью законодательного или административного обеспечения своих интересов. Таким образом, группа давления –  одна из ключевых форм группы интересов, так как наличие активных интересов в органах государственной власти есть определяющая характеристика группы интересов.
Можем ли мы говорить о группе интересов, не проводящей активные действия по оказанию влияния на власть? Можем, ведь определенная организация может иметь интересы в органах власти, но по той или иной причине не иметь необходимых ресурсов по оказанию эффективного воздействия. Хотя мы можем предположить, что активная позиция по отношению к органам власти, которая в итоге приводит к увеличению благ для членов группы интересов, есть черта, которая говорит об эффективности группы интересов. В этой связи, например, такие виды групп интересов как ассоциации бизнеса или отраслевые организации, без активных действий по отношению к органам власти не могут существовать в длительной перспективе, ведь первопричина их образования, есть достижения определенных результатов для своих членов в органах государственной власти.

Группы интересов (давления) и лобби
Группа интересов для достижения конкретных результатов для своих членов, формально не становясь группой давления, и тем самым, не проводя самостоятельно активных действий, может обратится к профессиональным посредникам, которые, обладая определенными навыками, обеспечат принятия необходимых законодательных и административных решений. В таком случае профессиональные посредники становятся эффективным инструментом групп интересов в достижении своих целей в политическом процессе. Стоит отметить, что в странах с развитой системой представительства интересов, под термином профессиональный посредник чаще всего понимается профессиональная лоббистская фирма - коммерческая организация, осуществляющая на платной основе услуги по представлению интересов заказчика в органах государственной власти. В США, Канаде, Австралии, Польше, Европейском Союзе и ряде других стран деятельность лоббистских фирм законодательно регулируется: существует жесткая отчетность о клиентах и контрагентах фирмы, суммах, потраченных на политическое влияние и пр.
Дж. Макконелл, давая характеристику группам давления в США, напрямую связывает их активную роль и эффективность с профессиональными лоббистами: группа давления – пишет он - защищая определенные материальные, социальные, духовные и другие интересы, использует помощь платных агентов, нанятых для воздействия на законодательных и должностных лиц.
Н.Г Зяблюк, исследую активность заинтересованных групп в США, четко определяет, что «заинтересованная группа, став группой давления, может одновременно быть собственно лоббистом, если осуществляет давления сама, но может и не быть им, если функции осуществления переданы другим группам. Таким образом, выстраивается следующая цепочка: заинтересованная группа – группа давления – лоббистская организация». 
Развивая тезис Зяблюка, необходимо ответить на вопрос: каково соотношение терминов группа давления и лобби, лоббист? Как было обозначено выше, субъектами групп давления является любая организационная группа, оказывающая  в интересах своих членов воздействие на органы государственной власти. Лобби же следует понимать как многообразие сформировавшихся негосударственных акторов (лоббистов) целенаправленно оказывающих давление на орган государственной власти с целью добиться принятия выгодного для себя политического решения. Расширение состава участников лоббистской деятельности до субъектов групп давления лишает слово присущей ему специфики, делая возможным его применение при описании любого взаимодействия, одной из сторон которого является представитель органа государственной власти. Российский ученый Алексей Автономов, рассуждая о субъектных границах лоббизма, предлагает не путать понятия и четко определить термин лоббизм, как «действие представителей негосударственных организаций в ходе контактов с представителями государственных органов и органов местного самоуправления с целью добиться принятия (или непринятия) органами власти решений в соответствии с интересами специальных групп, выражаемыми указанными организациями» . Ученый полагает ошибочным зачислять в лоббисты «партийные фракции», «депутатские группы», государственных должностных лиц и пр. Таким образом, в данном контексте, термин «группа давление» стоит понимать как более широкое к термину «лобби» политическое явление. Лобби – это только часть группы давления, со специфическими для лобби субъектами. Сформировать лобби – значит организовать устойчивое институциональное воздействие (лоббистскую кампанию) на власть посредством консолидации лоббистов для достижения конкретных политических результатов.

Используемые материалы:
Bentley A., The Process of Government: A Study of Social Pressures. Cambridge, Mass., 1967.
Золотарева Е.В., Группы интересов в политике // Вестник Российского университета дружбы народов. - Cерия: Политология. - 1999. - № 1. - С. 63-75.
Harris F. R., Americas democracy. Glenview, Illinois, 1983. P. 223–224
Zeigler H. Interest Groups // Encyclopedia of Government and Politics. N. Y., 1992. P. 377.
Wilson G. Business and Politics. A Comparative Introduction. London: Macmillan, 1985.
Political Parties and Political Development / Ed. by Joseph La Palombara and Myron Weiner. Princeton; N. J., 1966. P. 6.
Павроз А.В., Группы интересов и лоббизм в политике. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006.
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2006.
Шварценберг Р. Ж., Политическая социология: В 3 т. Т. 3. С. 90
Зяблюк Н.Г., США: лоббизм и политика. – М.: Мысль, 1976
Автономов А.С., Азбука лоббирования. - М.: Права человека, 2004.


Если у Вас есть вопросы по данному тексту, Вам есть что добавить или поспорить, пожалуйста, пишите автору данного словаря П.А. Толстых на gr@gr.ru.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права на данный текст. При использовании материалов ссылка или активная ссылка обязательна:
Профессиональный словарь лоббистской деятельности (составитель П.А. Толстых) // Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, Москва, 2009-2011.
Нарушение авторских прав будет преследоваться в судебном порядке.



Перейти к словарю
Время генерации страницы: 0.049517869949341