Lobbying.Ru Слово из словаря

Профессиональный словарь лоббистской деятельности
(составитель к.п.н П.А. Толстых)

Интерес (лат. interest - иметь значение) - это причина, лежащая в основе непосредственных побуждений (мотивов, идей) индивида или общественной группы в органах государственной власти.

Категория «интереса» является фундаментальной теоретической базой в раскрытии явления лоббизма как политического института. Интересы порождаются объективными условиями жизни людей, а, возникнув и будучи осознанными, становятся основной движущей силой действий людей, а в результате таких действий определенным образом изменяются условия жизни людей, что снова приводит к возникновению интересов. В контексте теории лоббизма, интересы рассматриваются в связи с институциональным или групповым воздействием. Сходные интересы приводят к образованию заинтересованных групп (групп интересов), которые при определенных условиях трансформируются в группы давления. Для эффективного воздействия на власть группе давления необходимы лоббисты, которые на профессиональном языке доносят позиции групп до политических стейкхолдеров, пытаясь в максимальной степени отразить их интересы в принимаемых политических решениях.

Лоббистский интерес (предмет лоббизма) – спектр целей, которые ставят субъекты лоббизма, при оказании давления на орган государственной власти. Именно ради реализации этих целей осуществляется лоббистское давление, проводится лоббистская кампания. Лоббистский интерес называют еще предметом лоббизма, данные термины идентичны.

Определяющей характеристикой лоббистского интереса является его частный характер. Если общественный интерес - это компромиссная выгода всего населения, его защитой заниматься государство, то частный интерес выражают различные общественные группы  (например, корпоративный интерес, отраслевой интерес, интерес феминистского или молодежного движения), а представляют в органах власти лоббисты. Именно в этом, в частности, заключается этическая проблема профессиональной деятельности лоббистов, за что они регулярно подвергаются нападкам со стороны политических и общественных моралистов. Лоббисты, обладая определенным политическим влиянием, стремятся к тому, чтобы принимаемое политическое решение в максимальной степени отражало не общественный интерес, а корпоративный. Именно поэтому чрезвычайно важна роль государства, которое бы находила необходимый баланс между частными и общественными интересами.

Классификация интересов
Интерес  может быть коммерческим (материальным), некоммерческим (моральным) и смешанным (и материальным и моральным).
Соответственно существуют группы, чья деятельность в органах власти обусловлена материальными требованиями, есть группы, борющиеся за идеи, а есть группы, которые пытаются добиться в органах власти как материальных, так и моральных благ.
К первой группе в чистом виде относятся корпоративные лоббисты (их интерес обусловлен исключительно коммерческими целями их компаний), отраслевые лоббисты (критерий успеха их работы – материальные выгоды, которые они смогут получить для отрасли в целом) и пр.
Ко второй группе в чистом виде относятся правозащитные организации, борющиеся в органах государственной власти за свои права, идеи, моральные предпочтения и пр.
К третьей – смешанной группе относятся, например, конфессиональные группы, потребительские союзы, общества инвалидов и ветеранов. Данные группы защищают и отстаивают в органах власти одновременно и материальные требования, и духовные потребности.

На различие между группами, в зависимости от конкретного интереса указывал профессор Лозаннского университета Жан Мейно в работе ««Группы давления во Франции»» (1960). «Одни в качестве основной цели, - замечал Ж. Мейно, - ставят завоевание материальных выгод для своих приверженцев или защиту достигнутого положения, стремясь при этом умножать благосостояние представленной ими категории лиц. Другие находят смысл своего существования в бескорыстной защите духовных или моральных позиций, в содействии какому-либо делу или в утверждении тезиса. Эти организации мы классифицируем в соответствии с весьма расплывчатой, но тонкой и гибкой формулировкой как группировки идеологической направленности». При этом сам же Ж. Мейно призвал не переоценивать значение разграничения «действий, диктуемых материальным интересом, и действий, не диктуемых материальным интересом».

Категория "интереса" в политической истории
Проблема интереса неизменно рассматривалась как одна из наиболее значимых для объяснения общественно-политического развития на протяжении веков.

Как пишет Г.В.Ф. Гегель, «субъект есть деятельность удовлетворения влечений, формальной разумности, а именно перевода из субъективности содержания – которое, поскольку оно субъективно, составляет цель – в объективность, в которой субъект смыкается с самим собой. Поскольку содержание влечения в смысле дела отличается от этой его деятельности, постольку дело, получившее осуществление, содержит в себе момент субъективной единичности и ее деятельности; это и есть интерес. Ничто не осуществляется поэтому помимо интереса». 

В данном случае, Гегель вслед за французскими просветителями середины XVIII века признает интерес основной движущей силой деятельности людей. Категория «интереса» для французских материалистов - это всеобщий стимул поведения не только отдельных людей, но и целых народов. Так, например, французский философ немецкого происхождения П.А.Т.Гольбах рассматривал интерес в качестве побудительной силы человеческих поступков, замечая при этом, что «интересом называют объект, с которым каждый человек связывает представление о своем счастье».  Французский литератор и философ-материалист К.А.Гельвеций писал «интерес - есть начало всех наших мыслей и всех наших поступков» .

Родоначальник немецкой классической философии И.Кант проблему интереса рассматривал преимущественно в связи с практическим разумом. Он отмечал: «интерес есть то, благодаря чему разум становится практическим, то есть становится причиной, определяющей волю. Поэтому только о разумном существе говорят, что он проявляет к чему-нибудь интерес; существа, лишенные разума, имеют только чувственные побуждения».

Следующий шаг в разработке категории интереса был сделан в работах немецкого философа К.Г.Маркса. Он подчеркивал исключительное значение интереса в сложной динамике человеческой деятельности. Так в «Дебатах о свободе печати»  ученый отмечал, что «все то, за что человек борется, связано с его интересом». В «Святом семействе»  указывается на интерес как на силу, которая «сцепляет друг с другом членов гражданского общества». Интерес определяется основоположником марксизма как нечто отличное от идеи, существующее объективно, независимо от нее, как то, что определяет силу и характер воздействия идеи на ход истории. Содержание интереса выражается, прежде всего, во взаимосвязи индивидов, которые включены в систему общественного разделения труда . В работе «К жилищному вопросу»  другой основоположник марксизма Ф.Энгельс писал, что «экономические отношения каждого данного общества проявляются, прежде всего, как интересы».

Немецкий социолог М.К.Э.Вебер строил свой анализ, принципиально противопоставляя его марксистскому, в основу которого было положено, на его взгляд, гипертрофирование роли экономических факторов. И если для Маркса в основе всего лежал, прежде всего, экономический интерес, то Вебер само возникновение такого интереса рассматривал лишь как частный случай реализации социальных ценностей. Фундаментально важной для него оказалась категория ценности, а не интереса. Индивиды, считал Вебер, стремятся утвердить в обществе свои позиции, укрепить свой социальный статус. В тех случаях, когда такое укрепление связано с реализацией экономических интересов, как в развитых в экономическом отношении обществах, формируются классовые интересы. Однако сознание индивидов может быть и не связано непосредственно с классовыми ценностями. Люди нередко осознают себя как часть не столько классовой, сколько этнической, сословной или религиозной общности. 

Использованные материалы

  • Автономов А. С., Легальное лоббирование как антикоррупционная технология, «Бизнес и власть в современной России: теория и практика взаимодействия» (под ред. П.А. Толстых) // Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, Москва 2011
  • Гегель Г.В.Ф., Энциклопедия философских наук. Т. 3. М., 1977. С. 321.
  • Гольбах П., Избранные философские произведения. М., 1963. Т.1. С.311.
  • Гельвеций К., О человеке. М., 1938. С.346.
  • Кант И., Сочинения. М., 1965. Т.4. Ч.1. С. 306.
  • Маркс К., Энгельс Ф., Сочинения. Т.1. С.72.
  • Маркс К., Энгельс Ф., Сочинения. Т.2. С.134.
  • Маркс К., Энгельс Ф., Сочинения. Т.18. С.271.
  • Гончарова А.Н., Проблема согласования общественных и личных интересов в процессе построения гражданского общества: Моногр. / Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 2001. 160 с.
  • Цыганков А.П., Современные политические режимы: структура, типология, динамика. учебное пособие. - М.: Интерпракс, С. 36.


Если у Вас есть вопросы по данному тексту, Вам есть что добавить или поспорить, пожалуйста, пишите автору данного словаря П.А. Толстых на gr@gr.ru.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права на данный текст. При использовании материалов ссылка или активная ссылка обязательна:
Профессиональный словарь лоббистской деятельности (составитель П.А. Толстых) // Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, Москва, 2009-2012.
Нарушение авторских прав будет преследоваться в судебном порядке.


Перейти к словарю
Время генерации страницы: 0.026839971542358