Lobbying.Ru Слово из словаря

Профессиональный словарь лоббистской деятельности
(составитель к.п.н П.А. Толстых)

Косвенный лоббизм – одна из технологий лоббирования, подразумевающая опосредованную работу лоббиста с субъектом принятия политического решения (депутат, ответственный чиновник и пр.) с целью создания у него определенного мнения (позиции) по поводу политического вопроса, в котором заинтересован лоббист.

При реализации данной технологии, лоббист исходит из того, что влияющий на принятие нужного ему решения политик еще не определился со своей позицией по рассматриваемому вопросу. Соответственно, его мнение будет сформировано, в том числе благодаря информационному фону, вокруг рассматриваемого вопроса. Цель лоббиста – создать выгодный ему информационный фон, который убедит (или заставит) политика принять политическое решение, в котором заинтересован лоббист. Информационный фон создается через организацию специальных пи-ар кампаний, заказных публикаций в СМИ, подготовку научных исследований, публичных акций и пр.

Особенностями косвенного лоббизма является то, что, как правило, данные акции проходят за пределами государственных органов, а также то, что реализуются они без указания конкретного адресата.

Одним из примеров косвенного лоббирования является чрезвычайно распространенная в США технология Grass roots lobbying.

Обратной к рассматриваемой технологии является прямое лоббирование.

Стоит отметить, что довольно часто для выработки нужного лоббисту решения используются методы как прямого, так и косвенного лоббирования. Например, проведя необходимые кулуарные переговоры и добившись одобрения политика, лоббисту необходимо создать нужный информационный фон, который бы предавал необходимую легитимность принимаемому политическому решения. Французский политолог Морис Дюверже писал по этому поводу, что группы интересов действуют на двух различных уровнях: «С одной стороны, они оказывают прямое давление на правительственные органы – кабинет министров, членов парламента и высокопоставленных чиновников. С другой стороны, они оказывают непрямое давление на общественность, с целью создания общественного мнения, которое, в свою очередь, будет воздействовать на глав правительств, всегда прислушивающихся к нему» (Дюверже М. Партийная политика и группы давления // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 4. С. 267–268.).


Если у Вас есть вопросы по данному тексту, Вам есть что добавить или поспорить, пожалуйста, пишите автору данного словаря П.А. Толстых на gr@gr.ru.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права на данный текст. При использовании материалов ссылка или активная ссылка обязательна:
Профессиональный словарь лоббистской деятельности (составитель П.А. Толстых) // Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, Москва, 2009-2011.
Нарушение авторских прав будет преследоваться в судебном порядке.


Перейти к словарю
Время генерации страницы: 0.025795936584473