Lobbying.Ru Слово из словаря

Профессиональный словарь лоббистской деятельности
(составитель к.п.н П.А. Толстых)

Законодательное лоббирование - процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур (а также представляющих их профессиональных лоббистских фирм и общественных организаций) в органах государственной власти при разработке и принятии законов разного уровня.

Норма закона 

  • Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
  • Законопроекты вносятся в Государственную Думу.
  • Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации. (Статья 104 Конституции Российской Федерации)

Алгоритм эффективного инициирования и принятия закона по версии Центра по изучения проблем взаимодействия бизнеса и власти (www.GR.ru)
(Алгоритм движение законопроекта зависит от политической конъюнктуры, особенностей регулирования в данной сфере, изначальных позиций субъектов законодательного процесса (сторонников, противников, возможных союзников).

  • Проведение переговоров с релевантным субъектом права законодательной инициативы (желательно статусом не ниже председателя Комитета) на предмет инициирования законопроекта;
  • Согласование проекта закона с руководством профильного (потенциально ответственного по данному законопроекту) комитета Государственной Думы;
  • По необходимости организация и проведение парламентских слушаний (круглого стола)  по рассматриваемому вопросу (в случае если в этом есть объективная необходимость или является обязательным в соответствии с решением Государственной Думой) с получением положительной рекомендации;
  • Согласование проекта нормативно-законодательного акта с ответственными федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) и другими ФОИВ, чье мнение будет учитываться при подготовке проекта отзыва (заключения) ответственным ФОИВов. Профильный Департамент правительства определяет ответственный ФОИВ и список ФОИВов соисполнителей. В случае необходимости проект закона согласовывается с ГПУ Президента и Экспертным Управлением Президента.
  • Направление субъектом права законодательной инициативы проекта федерального закона в Правительство Российской Федерации на предмет получения официального отзывы и/или заключения;
  • Получение положительного заключения и/или официального отзывы Правительства на проект федерального закона;
  • Проведение с руководством доминирующей фракции Государственной Думы (на данный момент «Единая Россия») переговоров об активной  поддержке проекта закона. Вынесение вопроса на Президиум фракции и получение положительного решения (желательно с указанием значимости вопроса).
  • Инициирование законопроекта.
  • Обеспечение успешного прохождения законопроекта по законодательной процедуре в Государственной Думе в заданные сроки. Отслеживание и реагирования на риски, возникающие в ходе прохождения законопроекта. Мониторинг текущей политической ситуации в поле законопроекта, новых влиятельных субъектов со стороны бизнеса или власти.
  • Согласование законопроекта с профильным Комитетом и руководством Совета Федерации.
  • Обеспечение успешного прохождения законопроекта в Администрации Президента после его одобрения в Совете Федерации.       

Кейсы по законодательному лоббированию

Как законодательными средствами ограничивали деятельность крупнейших компаний:

  • Наружная реклама. 5 октября 2006 года в Государственную Думу внесен законопроект №344284-4 О внесении изменений в статьи 19 и 33 Федерального закона "О рекламе" (в части распространения наружной рекламы). Согласно законопроекту число разрешений, полученных одним лицом на рынке наружной рекламы, не может превышать 25 процентов разрешений, выданных на территории субъекта Российской Федерации и 25 процентов разрешений, выданных на всей территории Российской Федерации. По оценкам "ЭСПАР-аналитик", доля News Outdoor Russia на рынке наружной рекламы в Москве на начало 2007 года составляла в Москве - примерно 22%, в Петербурге она больше 30%, в нижнем Новгороде – более 50%. В объеме расходов на рекламу по данным на 2006 год из $1,1 млрд. - $600 млн. пришлось на Москву. Лоббистскую кампанию по изменению законодательства организовал игрок №2 на российском рынке наружной рекламы компания Gallery (доля в России 10%), которая, законодательно ограничив положение News Outdoor Russia в Москве и Санкт-Петербурге, обеспечила себе комфортное проникновения на рынок «двух столиц».
  • ТЭК и металлургия. Принятия Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" привело к тому, что иностранного инвестора лишили возможности приобретать контроль над обществом в отрасли, имеющей стратегическое значение. Это привело к конфликту с рядом международных компаний, которые в итоге вынуждены были уйти с рынка с серьезными потерями.
  • Игорный бизнес. Согласно ФЗ №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», принятому 29 декабря 2006 года, все игорные заведения должны быть переведены в специально созданные четыре зоны к 1 июля 2009 года. Несмотря на протесты участников рынка о многомиллионных инвестициях, добиться принятия поправок о переносе срока вступления ФЗ им так и не удалось.


Как крупные компании отрасли ограничивали деятельность малых компаний законодательными средствами:

  • Корпоративное законодательство. 25 июня 2004 года в Государственную Думу внесен законопроект №67304-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" (в части установления механизма "вытеснения" мелких акционеров из общества). Согласно законопроекту, владелец более 90% акций будет иметь право принудительно выкупить оставшиеся по “справедливой” цене, которую определит нанятый им же независимый оценщик. По мнению экспертов, законопроект отражает интересы 40-50 крупных компаний, заинтересованные в вытеснении миноритарных акционеров (ТНК-ВР, Роснефть, Сибнефть, Мегионнефтегаз, Оренбургнефть, Русал, Северсталь, НЛМК).
  • Туристическое лобби. 08 сентября 2008 года в Государственную Думу внесен законопроект № 97304-5 "О внесении изменений в статью 17-2 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Законопроектом предлагается увеличить финансовое обеспечение деятельности туроператоров с 10 млн. руб. до 150 млн. руб. Инициатива выгодна крупным туристическим компаниям, которые в состоянии будут оплатить предложенную сумму. Небольшие и средние компании, таким образом, будут выдавлены с рынка.
  • Алкогольный рынок. 6 июля 2005 года Государственная Дума рассматривала во втором чтении законопроект "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", внесенный Правительством РФ. Группа депутатов Драганов В.Г., Кулик Г.В., Медведев Ю.Г., Резник В.М. внесли поправку к законопроекту, которая устанавливает, что производить этиловый спирт смогут лишь предприятия, имеющие не менее 10 млн. руб. уставного капитала (УК), а водку – не менее 50 млн. руб. Эксперты считают, что принятая поправка в первую очередь выгодна крупным производителям, ведущим бизнес в масштабах всей страны. Так новым требованиям к размеру уставного капитала не соответствует более половины ликероводочных заводов (ЛВЗ) страны.
  • Страховой рынок. 18 сентября 2008 года в Государственную Думу внесен законопроект № 100311-5 “О внесении изменений в Закон Российской Федерации “Об организации страхового дела в Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования особенностей проведения процедур банкротства и мер по предупреждению банкротства финансовых организаций)”. В частности, законопроект увеличивает с 1 января 2012 года минимальный размер уставного капитала страховых компаний. Так, минимальный размер уставного капитала медицинского страховщика должен составлять 30 млн. руб., страховщиков жизни — 240 млн. руб., для компаний, занимающиеся другими видами страхования, минимальный установленный размер уставного капитала 120 млн. руб., а перестрахованием — 480 млн. руб. По информации госреестра страховщиков, на конец года лишь половина (45-50%) из 700 компаний отвечала новым требованиям. Соответственно, все это приведет к сокращению к 2012 году числа компаний, действующих на рынке. При массовом сокращении числа страховых компаний вырастет доля иностранного участия в совокупном уставном капитале страховых организаций в 1,5-2 раза. Данная инициатива пролоббирована крупными страховыми компаниями.


Если у Вас есть вопросы по данному тексту, Вам есть что добавить или поспорить, пожалуйста, пишите автору данного словаря П.А. Толстых на gr@gr.ru.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права на данный текст. При использовании материалов ссылка или активная ссылка обязательна:
Профессиональный словарь лоббистской деятельности (составитель П.А. Толстых) // Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, Москва, 2009-2011.
Нарушение авторских прав будет преследоваться в судебном порядке.


Перейти к словарю
Время генерации страницы: 0.026378870010376