Lobbying.Ru Слово из словаря

Профессиональный словарь лоббистской деятельности
(составитель к.п.н П.А. Толстых)

Конфессиональный (религиозный) лоббизм – вид общественно-политического лоббирования, представляющий собой процесс по продвижению интересов религиозных организаций в органах государственной власти, с целью добиться принятия выгодного для них политического решения.

Субъекты конфессионального лоббирования
Религиозный или конфессиональный лоббизм в России является ярко выраженным и имеет ряд особенностей. Его субъектами являются более ста официально зарегистрированных религиозных организаций. Самыми влиятельными из которых являются представители православной (Русская православная церковь), мусульманской (Совет муфтиев России, Центральное духовное управление мусульман России), и иудейской конфессии (Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России, Российский еврейский конгресс).

Объекты конфессионального лоббирования
В отличие от большинства государств бывшего СССР в России на федеральном уровне нет специализированного государственного органа по делам религий. В этой связи для обеспечения взаимодействия с религиозными объединениями были созданы три консультативных органа:

  • Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ;
  • Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ;
  • Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций при Государственной Думе РФ.

Рассмотрим выделенные институты более детально.

  • Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации является консультативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и подготовку предложений для Президента Российской Федерации, касающихся взаимодействия Президента Российской Федерации с религиозными объединениями и повышения духовной культуры общества.
    Совет создан распоряжением Президента Российской Федерации от 24 апреля 1995 г. № 192-рп. Основной целью его создания являлось обеспечение взаимодействия Президента Российской Федерации с религиозными объединениями, а также содействие укреплению общественного согласия, достижению взаимопонимания, терпимости и взаимного уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания.
    Состав Совета утверждается Президентом Российской Федерации. Со времени образования Совета его количественный и персональный состав неоднократно менялся. Председателем Совета является Руководитель Администрации Президента Российской Федерации. Совет состоит из  членов, являющихся преимущественно представителями наиболее массовых религиозных объединений России. В Совете представлены Русская Православная Церковь, старообрядцы, мусульмане, буддисты, иудеи, католики, лютеране, Армянская Апостольская Церковь и основные протестантские деноминации страны. Кроме того, членами Совета является ряд известных ученых-религиоведов.
  • Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации является координационным органом, образованным для рассмотрения вопросов, возникающих в сфере взаимоотношений государства и религиозных объединений .
    Основными задачами Комиссии являются подготовка предложений по урегулированию вопросов, связанных с деятельностью религиозных объединений и требующих решения Правительства России, информационно-аналитическое обеспечение деятельности Правительства Российской Федерации по вопросам, затрагивающим сферу взаимоотношений государства и религиозных объединений, а также координация деятельности органов исполнительной власти в сфере взаимоотношений с религиозными объединениями.
    Комиссию возглавляет заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, а его заместителем является Министр культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. В ее состав входят представители органов государственной власти, государственных каналов и корпораций, и ее главная задача – координация соответствующей деятельности министерств и ведомств. Религиозных деятелей в ее составе нет.
  • Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций при Государственной Думе ФС РФ состоит из депутатов и участвует в разработке мер законодательного характера, касающихся церковно-государственных взаимоотношений. В думском Комитете, так же как и в правительственной Комиссии, религиозные организации своих представителей не имеют.

Лоббизм Русской Православной Церкви (РПЦ).
В 1991 году РПЦ получила статус самостоятельного юридического лица, и окончательно вышла из-под государственного контроля (в СССР, несмотря на восстановление патриаршества, она подчинялась Совету по делам религий). Получив самостоятельность в 1991 году, уже в 1992 году РПЦ столкнулась с финансовыми проблемами. В руках руководства РПЦ не было достаточных средств для финансирования различных церковных программ. Началом коммерческой активности РПЦ, по крайней мере, в ее нынешней форме, считается 1992 год, когда ряд банкиров (в том числе – Владимир Виноградов, бывший руководитель «Инкомбанка») на благотворительном вечере собрали 10 млн. рублей как стартовый капитал для предпринимательской деятельности в рамках РПЦ. Организацией вложения денег занялся Отдел внешних церковных сношений (ОВЦС) во главе с митрополитом Кириллом.
Пика своего влияние РПЦ достигла в середине 1990-х годов. Фраза президента Бориса Ельцина, сказанная патриарху является лучшим тому подтверждением: «Я - верховный главнокомандующий вооруженными силами, а вы - главнокомандующий духовными силами» . В экономической сфере РПЦ пользовалась налоговыми льготами наравне с фондами «афганцев» и «спортсменов». Привилегированное положение православной церкви не могло не отразиться в международной среде. Американский конгресс прямо давил на российские власти, обвиняя их в нарушении свободы совести, Ватикан выражал недовольство законом 1997 года о свободе совести и о религиозных объединениях.
Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" был внесен в Государственную Думу 21 мая 1996 года депутатом от КПРФ Валерием Зоркальцевым. Так как закон имел целый ряд дискриминационных норм в отношении приверженцев практически всех конфессий, кроме Русской православной церкви (РПЦ), он попал под вето президента Бориса Ельцина. Тем не менее после ряда незначительных косметических правок закон был подписан и вступил в силу в конце 1997 года.
Среди самых одиозных моментов закона можно выделить следующие:

  • В законе закрепляется «особая роль» за некоторыми избранными конфессиями («традиционными») в ущерб другим («нетрадиционным»). В законе «признается особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры»;
  • В ст. 27 п. 3 вводится пятнадцатилетний «ценз оседлости» для религиозных организаций, без которого их не регистрируют как юридические лица;
  • В ст. 27 п.  4 устанавливается крайний срок перерегистрации, после которого религиозные организации,  не прошедшие перерегистрацию,  подлежат ликвидации в судебном  порядке по  требованию органа,  осуществляющего государственную регистрацию религиозных организаций. По идеи лоббистов РПЦ неугодные конфессии, отсеются автоматически. Этот срок был на год продлён, но очередной рубеж наступил 1 января 2001 года.

Начиная с 1998 года ситуация начала меняться. РПЦ лишилась всех налоговых льгот, а президент Путин выбрал стратегию равноудаленности церковных конфессий от власти. Такая ситуация продолжалась по крайней мере до 2009 года, когда новым предстоятелем Русской православной церкви был избран Кири́лл (в миру Гундяев).

Предмет лоббизма РПЦ
Для религиозного лоббизма существует традиционный набор интересов, который они с разной степенью эффективности отстаивают в органах государственной власти. Рассмотрим подробнее наиболее типичные из них. 

  • Изменение действующего законодательства, в частности с целью перераспределения части федеральных налогов в бюджет РПЦ, уменьшения налогообложения хозяйственной деятельности церкви и пр.
    Любопытным примером законодательного лоббирования РПЦ является внесение депутатами В.И.Зоркальцевым, А.И.Лукьяновым, Е.Б.Мизулиной 18 сентября 1998 года законопроекта № 98077229-2 «О внесении изменений и дополнений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"». Законопроект предоставляет право религиозным организациям создавать унитарные предприятия, тогда как по действующему на тот момент ГК РФ такие предприятия могут быть только государственной и муниципальной формы собственности. 
    Конфессиональные организации, как и любые общественные объединения, по российским законам имеют право создавать разные коммерческие структуры (ООО, ЗАО и т.д.). Однако только за унитарным предприятием закон позволяет не закреплять право собственности на переданное учредителем имущество. Это означает, что можно не платить налог на имущество, так как легко сделать, чтобы всё оборудование, все помещения, которыми пользуется унитарное предприятие, на самом деле осталось числиться за учредителем.
    Пролоббировали эти поправки представители Русской православной церкви (РПЦ), у которой на порядок больше коммерческих структур, чем у всех остальных российских конфессий вместе взятых. Авторы пояснительной записки к законопроекту сообщают, что "новый ГК РФ (ст. 48) установил, что к юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности, относятся лишь государственные и муниципальные унитарные предприятия", а "предприятия, созданные религиозными организациями, должны быть преобразованы до 01.07.99. в хозяйственные товарищества". Это – внимание - "ухудшает права собственности религиозных организаций", а также "ставит их в неблагоприятные условия, по существу уравнивая с коммерческими предприятиями".
    Пояснительная записка откровенно называет главный объект лоббизма: "Предлагаемый законопроект позволит сохранить уникальные религиозные предприятия, в том числе такие, как "Софрино", работающие исключительно на нужды церкви". Стоит отметить, что бюджет Московской Патриархии примерно на 50% состоит из поступлений от Софринского завода и церковной гостиницы "Даниловская".
    3 марта 1999 года закон был отклонен Президентом РФ и, несмотря на попытки религиозных лоббистов, Государственная Дума третьего созыва согласилась с мотивами решения Президента Российской Федерации и сняла закон с рассмотрения Государственной Думы
    Другим наглядным примером лоббизма РПЦ в области законодательства может служить следующий пример. В марте 2001 года глава отдела внешних связей РПЦ митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл выступил с инициативой «перечислять часть подоходного налога россиян при их согласии в бюджет религиозных организаций» . Свое обращение он обосновывал тем, что Русская церковь не имеет материальной базы для тех социальных  и  образовательных программ, которые от нее требует  и  ожидает общество.
    Стоит отметить, что с приходом нового патриарха законодательная активность лоббизма РПЦ выросла. Так 8 июля 2009 года депутаты Госдумы от партии "Единая Россия" Вячеслав Володин и Андрей Исаев договорились с Московской патриархией о том, что фракция будет консультироваться с представителями РПЦ прежде, чем принимать законы . Для этого патриархия будет иметь в распоряжении весь план законопроектной работы Госдумы. А консультации будут вестись по проектам, "вызывающим хотя бы малейшее сомнение" служителей культа. Столь плотного взаимодействия у депутатов нет даже с Общественной палатой, имеющей законное право на экспертизу любого законопроекта.
    Институтализация отношений с лидирующей фракцией Государственной Думы положительным образом отразилась на эффективности законодательного лоббизма РПЦ. Одной из самых успешных инициатив конфессионального лоббизма начала 2010 года можно считать мастерски проведенные поправки к президентскому законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций». Согласно внесенному в ноябре 2009 законопроекту государство в приоритетном порядке оказывает поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям. Эта помощь выражается в виде финансовой, имущественной, информационной, консультационной поддержки, предоставлении льгот по уплате налогов и сборов, размещении государственных и муниципальных заказов. В первоначальном варианте законопроект исключал из разряда социально ориентированных НКО «госкорпорации, госкомпании, политические партии и религиозные объединения». Однако, в процедуре второго чтения группа депутатов во главе с председателем комитете Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергеем Поповым внесла поправку исключающую из этого перечня религиозные организации. Таким образом, религиозные организации получили легальную возможность на получения государственной поддержки в приоритетном порядке.
  • Возврат (реституция) РПЦ конфискованной в годы советской власти собственности. Патриархия развивает у властей “чувство вины” за прошлое. Избавление от чувства вины обменивается на возврат зданий, поддержку строительства и реставрацию храмов частично за счет пожертвований из губернаторских фондов. Большим успехом лоббистов РПЦ явилось принятие поправки в земельное законодательство (Земельный кодекс, Закон о введении его в действие и Закон об обороте сельхозземель) в сентябре 2004 года. Смысл поправок заключался в смягчении режима землепользования религиозным организациям. В зависимости от того, о каком храме идет речь, РПЦ предложили три варианта действий. Если церковь владеет храмом, земля под ним безвозмездно передается в собственность церковной общине. Если храм, будучи памятником культуры, принадлежит государству, а священники в нем только служат - земля оформляется в безвозмездное пользование до прекращения существования культового учреждения. Наконец, если в храме не служат, а держат, например, склад (сами священники, а не кто-нибудь другой) - землю под таким сооружением придется арендовать или выкупать на общих основаниях. Эксперты подсчитали, что из общего числа действующих или законсервированных храмов России только 5-6 процентов церквей, в основном недавно построенных, принадлежат служителям культа. Стало быть, земельный дар коснется не столь уж значительного числа общин. Как выяснили журналисты Российской Газеты,  предметом лоббизма РПЦ являлись совсем не эти земли, не представляющие серьезного экономического интереса. Самые "лакомые" куски собственности, куда стекаются паломники, - это исторические, "намоленные" сооружения. Земля под этими сооружениями, как и они сами, остается в собственности государства и лишь в пользовании церкви. Таким образом, будет выведена из под налогообложения. Вот почему патриарх просил именно о срочном пользовании землей. Эксперты РПЦ, надо отдать им должное – делают вывод журналисты - оказались проницательнее думских.
    Другой пример, столь широко обсуждаемый в начале 2010 года в СМИ – разработка министерством экономического развития проекта закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Как следует из законопроекта, государство передает РПЦ в собственность церковное имущество, а также церковные здания, службы, школы и т. д. По оценкам экспертов, если данный закон будет принят, РПЦ будет обладать собственностью, сопоставимой по стоимости с активами ОАО "Газпром", РАО "ЕЭС России", РАО РЖД".
  • Бюджетный лоббизм, заключающийся в увеличение финансирования на содержания зарубежных приходов церкви, увеличение средств на реставрационные работы объектов РПЦ, которые представляют высокую художественную ценность и другие расходы. Наглядным примером бюджетного лоббизма РПЦ является появление в бюджете России на 2005 год отдельной строчки, предусматривающей выделение 10 миллионов рублей на приобретение средними школами России комплектов "Православной энциклопедии". С целью лоббирования поправки был создан Общественный совет, в который вошли председатели комитетов Госдумы, руководство крупных изданий. Возглавил совет спикер Государственной Думы Борис Грызлов. "Православная энциклопедия" представляет собой систематический свод знаний по всем отраслям церковной жизни, а также по основным вопросам государства, права, политики и культуры. Планируется, что издание будет насчитывать 30 томов, выйдет тиражом в 40 тысяч экземпляров и будет завершено к 2015 году. Бюджетное финансирование издания будет осуществляться на постоянной основе.
  • Противодействие развития или запрет деятельности представителей других религий. Так 13 января 2005 года 20 депутатов Госдумы из фракций «Родина» и КПРФ (Александр Крутов, Игорь Родионов, Николай Леонов, Николай Кондратенко, Андрей Савельев, Владимир Никитин, Альберт Макашов и другие) направили в Генпрокуратуру заявление с требованием «официально возбудить дело о запрете в нашей стране всех религиозных и национальных еврейских объединений как экстремистских». Это обращение попало в прессу и вызвало большой скандал. После вмешательства президента - депутаты были вынуждены отозвать его. Можно привести пример лоббирования и законодательного ограничения нетрадиционных религий. Так в октябре 2004 года в Комитете Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций обсуждались поправки к федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях". Согласно этим поправкам, представители сект и других не традиционных для России религиозных организаций могут лишиться права совершать богослужения на стадионах, в кинотеатрах и в спортивных комплексах. 
  • Лоббирование расширения международного присутствия РПЦ. Россия - самая большая по численности населения православная страна. Патриархия стремиться существенно повысить свой международный авторитет, свою роль в структурах Евросоюза, выступая инициатором объединительных инициатив в православном мире.
  • Кроме этого, среди актуальных тем религиозного лоббизма можно выделить приход православных священнослужителей в армию и в места лишения свободы, введения предмета «Основы веры» в средней школе, лоббирование идеи создания “православной элиты” в противовес активно формирующейся российской “исламской элите”, лоббирование создания православного телевизионного канала и пр.

Кейс по лоббизму РПЦ
РПЦ и безпошленная торговля табаком ("табачный скандал").
В 1996 году Российская православная церковь (РПЦ) наравне с фондом афганцев и Национальным фондом спорта (НФС) Шамиля Тарпищева получила квоты на ввоз подакцизных товаров и была освобождена от уплаты таможенных пошлин. Льготы РПЦ обосновывались тогда бедственным положением российских церквей. 30 июня 1996 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил письмо Председателю правительства Российской Федерации Виктору Черномырдину, в котором просит его поддержать решения Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве РФ, рекомендации ГТК сохранить за РПЦ возможность принимать подакцизные товары в порядке гуманитарной помощи в рамках установленной квоты. Обращение патриарха было поддержано и режим льгот для РПЦ был продлен еще до 1997 года.
Реализация сделок осуществлялась через ряд структур, и в частности:

  • Комиссия по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации образована Указом Президента РСФСР от 16 декабря 1991 года № 286 "Об организации работы по получению, транспортировке и распределению международной гуманитарной и технической помощи на территории РСФСР".
    Руководил комиссией до 16 января 1995 года А.Н. Шохин; до 18 декабря 1996 года заместитель председателя Правительства О.Д. Давыдов; далее министр труда Г.Г. Меликьян)
    Комиссия принимала решение об отнесении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, к грузам гуманитарной или технической помощи. Это давало возможность освобождать от уплаты таможенных пошлин и других платежей в федеральный бюджет.
    В 1995 году правительство ввело в состав своей комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи представителя штаба гуманитарной помощи при Отделе внешних церковных сношений Московской патриархии (переименована позже в Комиссию Русской Православной Церкви по гуманитарной помощи) архиепископа Калужский Климента. 
    Среди поставщиков табачной продукции, подпавших под безпошленный режим являлась компания «Филипп Моррис Продактс Инк.». Сигареты поставлялись из Швейцарии, из города Базеля, Гютерштрассе, 133. Все ссылки в таможенных документах — на договор о гуманитарной помощи Русской православной церкви от 11 апреля 1996 года. На тех же таможенных документах обозначено: “Производитель: RJR Tobacco (США). Продавец: ОВЦС Московской патриархии”.
  • Отдел внешних церковных сношений (ОВЦС) образован в 1946 году и представляет Русскую Православную Церковь в ее сношениях с внешним миром. В период с 1989 по 2009 год руководил отделом архиепископ Смоленский (впоследствии митрополит и Патриарх) Кирилл (Гундяев).
  • Комиссия Русской Православной Церкви по гуманитарной помощи создана в 1996 году в целях координации и обеспечения должного контроля за выполнением рекомендаций Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве РФ и Государственного таможенного комитета (ГТК России). Комиссия получала квоты на ввоз подакцизных товаров от правительственной комиссии по гуманитарной помощи. Возглавлял комиссию архиепископ Калужский и Боровский Климент (Капалин), на тот момент доверенное лицо Кирилла и его первый заместитель в ОВЦС.
  • «Церковный благотворительный центр «Ника» был образован в 1992 году по инициативе Митрополита Кирилла. Изначально центр имел статус ЗАО, однако в 1996 году был перерегистрирован как некоммерческая организация.
    Его президентом стал Сергей Филиппов, а вице-президентом - протоиерей Владимир Верига, который занимает ряд ключевых постов в Отделе внешних церковных сношений (ОВЦС), являясь в то время заведующим экономическим отделом ОВЦС, а во-вторых, заместителем председателя штаба гуманитарной помощи при ОВЦС. Фонд подконтролен ОВЦС.
    Получив в 1995 году от правительственной комиссии по международной гуманитарной и технической помощи разрешение на беспошлинный ввоз сигарет с последующей реализацией, фонд с 1996 по 1998 год выполнял роль посредника между экспортерами и покупателями. Кроме «Ники» подобной деятельностью занимался и Штаб по гуманитарной помощи РПЦ.

Поддержка РПЦ украинских химиков
В конце марта 2010 года Московский патриархат Русской православной церкви (РПЦ) направил письмо первому вице-премьеру РФ Виктору Зубкову. Письмо вице-премьеру и председателю совета директоров "Газпрома" Виктору Зубкову направил глава отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. РПЦ просит Зубкова дать возможность предприятиям химической промышленности Украины закупать газ напрямую у "Газпрома" и других российских добывающих компаний или снизить стоимость газа для украинских предприятий, поставляя его по "ценам, позволяющим выпускать конкурентоспособную продукцию".
Как следует из письма, обратиться с ходатайством к властям патриарха Московского и всея Руси Кирилла попросил глава Союза химиков Украины Алексей Голубов. Ходатайству дан ход, "принимая во внимание существенную помощь, которую оказывают Украинской православной церкви Московского патриархата предприятия химической промышленности Украины". Давая комментарии по этому вопросу газете Коммерсант, Всеволод Чаплин признал авторство письма, заявив, что "таких отправляется несколько десятков каждую неделю". По его словам, в патриархат постоянно "обращаются люди с просьбой ходатайствовать, в том числе по социально-экономическим проблемам", а "ходатайствовать перед светскими властями всегда было в церковных канонах". На вопрос журналиста уточнить размер помощи, Чаплин затруднился сообщить, какую помощь оказывают химики украинской церкви, сообщив, что ему "было достаточно заверений химиков, что помощь оказывается", а "конкретно размером" он не интересовался.
В Союз химиков Украины, который претендует на льготы, входит 71 предприятие, в том числе крупнейшие потребители "Днепроазот", "Ровноазот", концерн "Стирол", Одесский припортовый завод. В первом квартале 2010 года "Газпром" договорился поставлять газ национальной газовой компании "Нафтогаз Украины" по цене $305 за 1 тыс. куб. м. До 1 апреля 2010 года "Нафтогаз Украины" продает газ на внутреннем рынке примерно по той же цене. В отношении химических предприятий действует льготный порядок ценообразования — $228 за 1 тыс. куб. м (без учета НДС, целевой надбавки, расходов на транспортировку и поставку газа). Однако действие правительственного меморандума, устанавливающего эту цену, истекает 1 апреля. Обеспокоенные отменой льгот химики, решили оказать воздействие на «Газпром» в надежде на получения льготы. Экономические мотивы обращения журналистам объяснили на самих украинских предприятиях. В ОАО "Днепроазот" пояснили, что из-за роста цен на газ половина украинских химических предприятий уже остановилась, а прямые поставки "Газпрома" позволят снизить цену на газ на 15-25%. "Это позволило бы обеспечить работой тысячи людей, большинство из которых, кстати, православные",— пояснили в "Днепроазоте". В ОАО "Ровноазот" также считают вмешательство РПЦ необходимым. "Может быть, в России хоть свою церковь послушают",— заявили в компании.
Стоит признать, что обращения Московского патриархата являются существенным каналом донесения информации до высокопоставленных православных чиновников и в ряде случаев могут служить прекрасным инструментом давления. Однако в вопросе «деликатных» отношений между Украиной и Россией данное письмо, получившее широкое освещение в СМИ, на наш взгляд, является скорее политической ошибкой Чаплина, так как вопросы «справедливой» цены на газ принимаются даже не на уровне руководства «Газпрома», а лично российским президентом и премьер-министром.  

Российский профессиональный портал о лоббизме и government relations Lobbying.ru в ежедневном режиме проводит мониторинг конфессионального лоббизма в России. Подробнее об этом см. здесь.


Если у Вас есть вопросы по данному тексту, Вам есть что добавить или поспорить, пожалуйста, пишите автору данного словаря П.А. Толстых на site-contacts@lobbying.ru.


Пожалуйста, соблюдайте авторские права на данный текст. При использовании материалов ссылка или активная ссылка обязательна:
Профессиональный словарь лоббистской деятельности (составитель П.А. Толстых) // Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, Москва, 2009-2010.
Нарушение авторских прав будет преследоваться в судебном порядке.



Перейти к словарю
Время генерации страницы: 0.027259111404419