Lobbying.Ru Слово из словаря

Профессиональный словарь лоббистской деятельности
(составитель к.п.н П.А. Толстых)

Отраслевой лоббизм  - это процесс по продвижению интересов конкретной отрасли в органах государственной власти, с целью добиться для нее тех или иных преференций.
Среди наиболее распространенных таких интересов можно назвать снижение налогообложения (например, акцизов) или тарифов, изменения законодательства или увеличение бюджетных дотаций.
Конечной целью отраслевого лоббирования является повышение капитализации отрасли и прибыльности ее компаний.

Представителями отраслевого лоббизма являются профессиональные отраслевые ассоциации. Стоит отметить, что часто отраслевой лоббизм приводит к улучшению положения одной отрасли за счет другой

Отраслевой лоббизм следует отличать от корпоративного лоббизма:

  • Отраслевой лоббизм направлен на отстаивания  интересов всей отрасли, а корпоративный лоббизм – на интересы одной или группы компаний, объединенных корпоративными интересами.
  • Субъектами отраслевого лоббирования являются ассоциации или группа компаний, объединенные отраслевыми интересами, а субъектами корпоративного лоббизма – только компании.
  • Часто отраслевой лоббизм приводит к улучшению положения одной отрасли за счет другой, в тоже время корпоративный лоббизм приводит к улучшению положения одной или нескольких компаний за счет других компаний отрасли.
  • Особенностью корпоративного лоббирования является то, что профессиональные лоббисты при продвижении корпоративного интереса довольно часто маскируют его под отраслевой или даже под общественный. Продвигать в органах государственной власти интерес одной компании сейчас занятие малоперспективное (если это, конечно, не интерес компании-отрасли, такой как «Газпром»). Другое дело продвигать отраслевые или еще лучше общественные интересы, в которых умело запрятаны интересы корпоративных структур. Это также выгодно политически, так как ты радеешь за «общее дело». Чиновнику также легче поддерживать общеотраслевые инициативы, чем взаимодействовать с отдельной компанией.
    Одной из распространенных возможностей такой маскировки является создание разного рода «карманных» отраслевых ассоциаций, которые формально отстаивают интересы всех участников отрасли, но на самом деле лишь прикрывают корпоративный лоббизм компании. Названия у таких структур, как правило, максимально благозвучные.  Приведем лишь несколько примеров.
    В 2004 году был принят невыгодный для «Альфа-групп» ФЗ «О связи». Депутат Леонид Маевский, который лоббировал интересы «Альфа-групп» в Государственной Думе третьего созыва, после окончания срока своих депутатских полномочий руководил компанией LV Finance, афилированной с «Альфа-групп», а через «карманную» организацию «За реформу отрасли связи» продолжал делать попытки оказывать влияния на парламентариев, выступая уже как представитель телекоммуникационной отрасли.
  • Стоит сказать, что общепринятой точкой зрения является то, что корпоративный лоббизм свидетельствует о нездоровье политической системы. Примеров монопольного или практически монопольного использования политического ресурса одной компанией в российской практике предостаточно. В Государственной Думе третьего созыва такой компанией была НК «ЮКОС». Один из ее акционеров Владимир Дубов, став депутатом и возглавив налоговый подкомитет, смог провести множества налоговый поблажек, в которых была заинтересована его компания. Не ушла практика корпоративного лоббизма и из дум последующих созывов, правда ее представителями стали государственные Газпром и Роснефть.

Российский профессиональный портал о лоббизме и government relations Lobbying.ru в ежедневном режиме проводит мониторинг отраслевого лоббизма в России. Подробнее об этом см. здесь. Если Вы хотите получить подробные справки на представителей отраслевого лоббирования в России см. здесь.


Если у Вас есть вопросы по данному тексту, Вам есть что добавить или поспорить, пожалуйста, пишите автору данного словаря П.А. Толстых на site-contacts@lobbying.ru.

              

Пожалуйста, соблюдайте авторские права на данный текст. При использовании материалов ссылка или активная ссылка обязательна:
Профессиональный словарь лоббистской деятельности (составитель П.А. Толстых) // Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, Москва, 2009.
Нарушение авторских прав будет преследоваться в судебном порядке.


Перейти к словарю
Время генерации страницы: 0.15129113197327