Lobbying.Ru Слово из словаря

Профессиональный словарь лоббистской деятельности
(составитель к.п.н П.А. Толстых)

Предыстория вопроса
Развитию процесса по регулированию лоббистской деятельности в стране Австралия во многом обязана скандалу между лоббистом, бывшим национальным секретарем лейбористской партии Дэвидом Комбэ (David Combe) и советским дипломатом Валерием Ивановым. После десяти лет работы на должности национального секретаря в лейбористской партии, Дэвид Комбэ основал свою лоббистскую контору David Combe Associates.  В ходе своей предпринимательской деятельности, Дэвид  Комбэ наладил отношения с первым секретарем советского посольства Валерием Ивановым, которого австралийская служба безопасности ASIO подозревала в качестве сотрудника КГБ. После расследования ASIO выяснилось, что один из министров предоставлял лоббисту конфиденциальную информацию, которую тот впоследствии передавал Иванову. Иванов был выдворен из страны, министр был временно отстранен от должности, карьера лоббиста – прекращена. В результате, Правительство Австралии преступило к регламентации лоббистской деятельности. Интересным является тот факт, что похожие мотивы привели к принятию в США в 1938 году Федерального закона о регистрации иностранных агентов (ФАРА), который был принят в качестве меры по предотвращению нацистской и коммунистической пропаганды.
 
Регламентация лоббистской деятельности в Австралии
Правительственное регулирование лоббистской деятельности в Австралии началось в 1983 году с введения Lobbyists registration scheme и Ministerial code of conduct. Причиной этому послужила скандальная связь между видным лоббистом, бывшим национальным секретарем лейбористской партии Дэвидом Комбэ (David Combe) и советским дипломатом Валерием Ивановым, который через лоббиста получал конфиденциальную информацию от одного из министров Австралии. Рассмотрим данные документы подробнее.

Lobbyists registration scheme (1983)
Данный документ давал дефиниции субъектам и объектам лоббизма, лоббистской деятельности. Регламентировал лоббистскую деятельность со стороны субъектов лоббизма.
Субъект лоббизма в данном акте был определен следующим образом: «физическое или юридическое лицо, которое ради финансовой или любой другой выгоды представляет клиента в сделках с государственными министрами и официальными лицами».
Лоббистская деятельность, которая не подлежала регистрации, включала в себя: «запросы публично доступной информации; запросы разъяснения текущего законодательства, нормативных документов или правил; прошение (application) постановлений, соответствующих действующему законодательству, руководящим документам или правилам, а также ряд других действий.
Лоббистская деятельность, которая подлежала регистрации, включала в себя: «Влияние на законодательство Австралии и ее штатов, за исключением Штата Северная Территория;  создание или изменение руководящих правительственных документов или норм; влияние на правительственные решения при заключении контрактов и тендеров или назначений на публичную должность; другая существенная деятельность, определяемая министром».
В соответствии с данным актом было создано два конфиденциальных реестра лоббистов, один особый для лоббистов, представляющих зарубежных клиентов и один общий для лоббистов, представляющих внутренних клиентов. Доступ к информации реестра имели только министры и правительственные чиновники, которым ею необходимо было обладать по роду деятельности. Лоббисты были обязаны подавать в регистр заявление каждый раз, когда они получали новый заказ или находили нового клиента.
При регистрации всех лоббистов проверяли на предмет отсутствия с их стороны негативного влияния на национальные интересы и национальную безопасность.

Ministerial code of conduct (1983)
Данный акт являлся документом, регламентирующим взаимодействие государственных чиновников и лоббистов уже именно со стороны представителей объекта лоббизма.
Государственным служащим было запрещено взаимодействовать с незарегистрированными лоббистами.
В соответствии с данным актом министрам было рекомендовано избегать предоставления особой информации или исключительных прав лоббистам, в случае каких- либо смутных фактов их (лоббистов) биографии. Как считает исследователь данного явления John Warhurst: «Это было предупреждением для министров, чтобы они не взаимодействовали с лоббистами, которые, как Дэвидом Комбэ, в прошлом были связаны с лейбористской партией». Также государственный чиновник при возможности должен был настаивать на том, чтобы лоббиста, при непосредственном общении с ним, сопровождал клиент, которого он (лоббист) представляет.
В 1996 году было решено аннулировать Lobbyist registration scheme по причине того, что данный акт был уже не актуален. Во-первых, требования акта уже не соблюдались. Во- вторых, было много критики в адрес того, что реестр лоббистов не доступен общественности. В-третьих, акт рассматривался в качестве бессмысленной преграды частному сектору. Также в этом же году введен новый Ministerial code of conduct. Было решено сосредоточиться на регулировании деятельности представителей объекта лоббизма, нежели на самих лоббистах.

Ministerial code of conduct (1996)
Данный документ регламентировал права и обязанности министров и парламентских секретарей, членов их семей, порядок их служебной деятельности.
Им устанавливалось, в частности, что министры не должны использовать служебное положение в личных целях, должны стараться, чтобы их служебная деятельность не пересекалась со сферой деятельности их ближайших родственников и т.д.  Непосредственно лоббистская деятельность данным документом не регулировалась.
В 1998 году был введен A guide on key elements of ministerial responsibilities. Глава 5 данного документа называлась «Ministerial conduct» и регламентировала порядок взаимодействия министров и парламентских секретарей с лоббистами.

A guide on key elements of ministerial responsibilities (1998)
Данный документ в главе 5 регламентировал взаимодействие министров и парламентских секретарей с лоббистами. В соответствии с данным документом, министрам и парламентским секретарям следовало удостовериться, что взаимодействие с лоббистом не ведет к конфликту между общественным долгом и частным интересом. Министру и парламентскому секретарю важно было установить, чьи интересы представляет лоббист. Следовало быть особо внимательным, если представлялись интересы иностранного правительства. В таком случае со стороны министров и парламентских секретарей требовалось особое внимание, так как в данном случае могут затрагиваться вопросы иностранных дел и национальной безопасности.

Standards of ministerial ethics (2007)
В 2007 году был принят документ Standards of ministerial ethics. Данный документ существенно развил главу 5 A guide of ministerial responsibilities от 1998 года и регламентирует права и обязанности министров и парламентских секретарей при осуществлении ими своих служебных обязанностей, права и обязанности членов их семей. Соответственно расширялся и государственный регламент лоббистской деятельности.
Пунктами 8.2- 8.7 документа непосредственно регламентирует взаимодействие министров и парламентских секретарей с лоббистами со стороны представителей объекта лоббизма.
Пунктом 8.2. данного акта устанавливалась обязательная регистрация лоббистов. The Department of the Prime Minister and Cabinet выпускает публичный регистр лоббистов.
В соответствии с пунктами 8.3-8.7, министрам и парламентским секретарям следует удостовериться, что взаимодействие с лоббистом не приводит к конфликту между общественным долгом и частным интересом. Также министру или парламентскому секретарю необходимо установить, чьи интересы представляет лоббист, чтобы понять, какую цель он (лоббист) в действительности преследует. Перед взаимодействием с лоббистом следует удостовериться зарегистрирован ли он и докладывать в случае каких-либо несоответствий. Также в документе сказано, что со стороны министров и парламентских секретарей требуется особое внимание, если взаимодействие осуществляется с лоббистом, представляющим интересы иностранного правительства, так как в данном случае могут затрагиваться вопросы иностранных дел и национальной безопасности.
Регламентируется лоббистская карьера бывших министров и парламентских секретарей. В соответствии с новыми стандартами, в течение восемнадцати месяцев они не имеют права заниматься лоббистской деятельностью и участвовать в бизнес-встречах с членами правительства, парламента, государственными чиновниками или военнослужащими, с которыми они официально работали в качестве министра в течение последних восемнадцати месяцев их присутствия на публичной должности.

С 2007 года лоббизм в Австралии быстро развивался и, по информации исследования «Democratic audit of Australia» (сделано в 2007 году), более одного миллиона долларов тратилось на лоббизм в федеральном правительстве и штатах, рост доходов лоббистов был в три раза выше уровня инфляции.
В связи с развитием лоббистской отрасли, Правительство Австралии приступило к дальнейшему развитию регулирования лоббизма и в 2008 году издало Lobbying code of conduct.

Lobbying code of conduct (2008)
Данный акт определяет понятия лоббист, клиент, Government representative и регламентирует порядок регистрации лоббистов и лоббистскую деятельность главным образом со стороны субъектов лоббизма.
Под лоббистской деятельностью в Lobbying Code of Conduct понимается взаимодействие с Government representative с целью повлиять на принятие правительственных решений, включая  внесение поправок в законодательство, развитие или изменение правительственной политики, получение правительственного контракта или гранта или распределение финансирования.
В соответствии со статьей 3 кодекса, лоббистом может быть физическое лицо, компания или организация. Лоббист или работодатель лоббиста осуществляет лоббистскую деятельность от имени клиента. Таких лоббистов называют consultant lobbyists, or third party lobbyists.
Кодекс не регулирует деятельность in- house lobbyists: GR- менеджеров, входящих в штат компании и сотрудников отраслевых объединений (peak industry bodies) или торговых союзов.
Имеется специальный реестр, документ The Register of Lobbyists, список зарегистрированных лоббистов и лоббистских организаций. В данном реестре указаны: регистрационные данные, название компании, имена владельцев, партнеров или главных совладельцев; список лиц, занятых лоббистской деятельностью; имена клиентов, от имени которых компания осуществляет лоббистскую деятельность. На январь 2010 года в списке была 291 компания.
Government representative - это министр или парламентский секретарь; лицо, нанятое министром или парламентским секретарем, глава государственного агентства или лицо, нанятое государственным агентством, представитель Сил Обороны Австралии.
Регистрация лоббистов осуществляется через The Department of the Prime Minister and Cabinet. Возможна регистрация онлайн. Также в обязательном порядке необходимо заполнить statutory declaration. Ее оригинал необходимо отправить по адресу: Register of Lobbyists, Department of the Prime Minister and Cabinet, PO Box 6500, CANBERRA ACT 2600. The Department of the Prime Minister and Cabinet обязуется рассмотреть заявления в течение двух рабочих дней.

Регулирование лоббистской деятельности в штатах
Австралия состоит из семи штатов. Лоббистская деятельность в каждом из штатов, за исключением Штата Северная Территория, регламентируется актами субъекта федерации. В Штате Северная Территория акта субъекта федерации, регламентирующего лоббистскую деятельность, нет. Действует Register of lobbysts в Штате Виктория, в Западной Австралии, в Штате Новый Южный Уэльс, в Штате Квинсленд, в Штате Южная Австралия, в Штате Тасмания.

Если у Вас есть вопросы по данному тексту, Вам есть что добавить или поспорить, пожалуйста, пишите автору данного словаря П.А. Толстых на site-contacts@lobbying.ru.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права на данный текст. При использовании материалов ссылка или активная ссылка обязательна:
Профессиональный словарь лоббистской деятельности (составитель П.А. Толстых) // Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, Москва, 2009-2010.
Нарушение авторских прав будет преследоваться в судебном порядке.

Автор благодарит:
Ивана Стрельникова за существенные рекоммендации в осмыслении данного термина.


Перейти к словарю
Время генерации страницы: 0.02686595916748