Lobbying.Ru Слово из словаря

Профессиональный словарь лоббистской деятельности
(составитель к.п.н П.А. Толстых)

«Цивилизованный лоббизм» - тавтологический термин, распространенный в российской журналистике и политической среде, обозначающий процесс продвижения интересов в органах государственной власти некоррупционными методами. Считается, что данный вид лоббизма распространен в странах с развитой системой «сдержек и противовесов» и наличием функционирующего гражданского общества (США, Канада, Великобритания, Западная Европа, Австралия).

Термин является тавтологией, так как лоббизм заканчивается там, где начинается коррупция. Мастерство лоббиста в том и заключается, чтобы основываясь на законных методах воздействия создать нужное впечатление у принимающего решение чиновника или депутата по поводу требуемого вопроса. Существует множество способов такого воздействия, перечислим основные из них:

  • разработка проекта решения и убедительных аргументов к нему. Зачастую для достижения этой цели привлекаются представители экспертного и научного сообщества;
  • проведение социологических опросов и рейтингов, подтверждающих аргументацию лоббиста;
  • привлечение влиятельных спикеров, доказывающих позицию лоббиста и распространяющих ее в экспертных и общественных кругах, в том числе с привлечением СМИ;
  • организация пресс-конференций, конференций, научных семинаров, круглых столов, слушаний (в том числе в органах государственной власти), на которых специально привлеченный эксперт доказывает выгодную для лоббиста точку зрения.
  • формирование коалиций, корпоративных пулов и групп поддержки для усиления позиции лоббиста;
  • проведение просветительских и пропагандистских кампаний в СМИ в поддержку лоббистской позиции;
  • осуществление «grass roots» мероприятий: организация массовых звонков и писем граждан в органы власти и управления.

Примеры использования данных техник в лоббистском процессе.
Кампания, развернувшаяся в США в 2009-2010 гг. против ограничения комиссионных паевых инвестиционных фондов, проходила по классическому лоббистскому сценарию – с привлечением в адвокаты уважаемых представителей научной среды, которые, «проведя необходимые для этого исследования», в публичном поле поддержали позицию инвестиционных лоббистов. 
Глен Хаббард, декан Бизнес-школы Колумбийского университета, и Джон Коутс, исследователь из Гарвардской школы права, в 2007 году опубликовали исследование, результаты которого полностью соответствовали интересам инвестиционных лоббистов. Так, авторы заключают, что инвесторы отлично информированы и поэтому нет смысла ограничивать их деятельность дополнительным регулированием через Комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC).
За данную работу, как следует из отчета организации, связанной с индустрией паевых фондов, ученые получили $100.000. Еще $160.000 Глен Хаббард получил от управляющей компании Fidelity, за свое участие в судебном деле в качестве свидетеля-эксперта.

Говоря о технологиях влияния на власть, выделяют:
• лоббизм, лежащий в рамках правового поля («цивилизованный лоббизм»);
• теневой лоббизм;
• криминальное воздействие (коррупция, методы насилия).

Другой пример тавтологии, часто используемый в профессиональной среде – термин «политический лоббизм». Лоббизм – «не политическим» быть не может, так как объектом воздействия в лоббизме всегда является орган государственной власти.


Если у Вас есть вопросы по данному тексту, Вам есть что добавить или поспорить, пожалуйста, пишите автору данного словаря П.А. Толстых на site-contacts@lobbying.ru.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права на данный текст. При использовании материалов ссылка или активная ссылка обязательна:
Профессиональный словарь лоббистской деятельности (составитель П.А. Толстых) // Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, Москва, 2009-2010.
Нарушение авторских прав будет преследоваться в судебном порядке.


Перейти к словарю
Время генерации страницы: 0.025713920593262