Lobbying.Ru Слово из словаря

Профессиональный словарь лоббистской деятельности
(составитель к.п.н П.А. Толстых)

Теневое лоббирование – одна из технологий лоббизма, подразумевающая продвижение интересов, используя околозаконные методы и/или методы с нарушением этических норм и правил.

Под околозаконными методами в данном контексте понимают различные способы использования пробелов в законодательстве, манипулирование регламентной процедурой и пр. В таких случаях лоббист пытается достичь нужного ему решения в органах государственной власти без грубого нарушения действующего законодательства. Существует множество способов таких околозаконных манипуляций, перечислим основные из них:

  • Манипулирование со временем принятия политических решений. В таких случаях принятие и/или решений по значимому вопросу для лоббиста проводятся при отсутствии противников и ключевых оппонентов.
  • Манипулирование с содержанием текста документа заключается в тайном изменении строк документа, уже согласованного ранее.
  • Манипулирование с системой голосования в Федеральном Собрании (использование доверенностей, в том числе оформленных «задним» числом, использование механизмов открытого и закрытого голосование, дисциплинарное голосование).
  • Манипулирование с регламентной процедурой рассмотрения законопроектов (параллельное внесение удобного законопроекта, влияние при определении удобного ответственного комитета и пр.)

Приведем пару примеров использования данных техник в лоббистском процессе.
В качестве примера можно привести искусно проведенную комбинацию с бюджетным финансированием Международного кинофорума славянских и православных народов, реализованную группой депутатов во главе с Сергеем Бабуриным. Начало этому процессу положило постановление Государственной Думы, в котором нижняя палата рекомендовала Правительству включить государственную поддержку этого кинофорума в проект федерального бюджета на 1998 год отдельной строкой. Примечателен детальный тактический расчет во время процедуры голосования и мгновенная реакция на складывающуюся ситуацию. Проект постановления был «вброшен» на рассмотрение и голосование только тогда, когда в зале отсутствовали основные противники проекта постановления из думского комитета по культуре, а сам Бабурин как заместитель председателя Государственной Думы временно председательствовал на заседании. В результате «Золотой Витязь» является одним из тех немногочисленных фестивалей России, за которым закреплено бюджетное финансирование.

Другой характерный пример, использования этой технологии произошел в декабре 2004 года. Как известно, в Государственной Думе третьего созыва был принят закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО), который привлек общественное внимание, вызвав шквал критики. С момента принятия закона вокруг него стали концентрироваться различные лоббистские силы, желающие извлечь из его доработки (или отмены) экономические или политические диведенты. Политика страхового лобби с самых первых дней принятия закона строилась на убеждении того, что закон убыточен, и они только надеются за счет него привлечь внимание население к другим более прибыльным видам страхования. Однако данные статистики свидетельствуют об обратном: с 1 июня 2003 года по 1 июня 2004 года страховщики собрали за обязательное страхование автогражданской ответственности 48,2 млрд. рублей, а выплатили 14 млрд. рублей. В итоге 14 декабря 2004 года налоговый подкомитет Государственной Думы организовал демарш в отношении страховщиков, занимающихся обязательным страхованием автогражданской ответственности (ОСАГО). Парламентарии одобрили поправку в Налоговый кодекс, согласно которой доходы страховщиков от ОСАГО должны облагаться 70-процентным налогом на прибыль. Автор поправки депутат Андрей Макаров. Интересно, что в момент одобрения поправки на заседании Комитета не присутствовал депутат и президент Всероссийского Союза Страховщиков Александр Коваль. В комментарии Коммерсанту депутат пообещал, что, если обсуждаемая ставка налога в 70 процентов будет введена законодательно, «автогражданка» в стране просто исчезнет. По его словам, «компаниям станет неинтересно заниматься этим видом бизнеса».

Под нарушением этики в данном контексте понимают нарушение норм принятых в современном обществе, а также правил поведения (кодексов) разработанных профессиональными организациями лоббистов.
Например, в ряде стран (США, Канада и др.) чиновникам после отставки в течение определенного времени запрещено занимать должности в коммерческом секторе, непосредственно связанным с предыдущим их местом работы. Делается это с целью оградить орган власти, в котором работал чиновник, от чрезмерного влияния, которое может привести к ограничению конкуренции и неэффективному распределении средств.

Приведем пример подобных этических нарушений.
Как известно после своей отставки бывший канцлер Германии Герхард Шредер, по инициативе компании «Газпром», возглавил наблюдательный совет Северо-Европейского газопровода (СЕГ). В Германии данное назначение было воспринято крайне критично как в общественных, так и в экспертных кругах. Тем более в Германии уже был такой случай, воспринятый негативно с этической точки зрения. Это случай с Мартином Бангеманном (Martin Bangemann), который был крупным немецким чиновником, отвечающим за регулирование телекоммуникаций в Европейском Союзе. После своей внезапной отставки, он возглавил крупную испанскую телекоммуникационную группу. Эти случаи привели к появлению в германской политической среде дискуссии о необходимости принятия законодательства, которое запрещало бы чиновникам после отставки какое-то время занимать места в бизнесе, деятельность которого непосредственно связано с его ответственностью на предыдущем месте работы. Основное назначение этого закона – это избежать, неизбежно возникающего в таких случаях, конфликта интересов.

Другие трактовки термина
Другое возможное определение термина, связано с характером принятия политических решений. В данном контексте, под теневым лоббированием понимают процесс по продвижению интересов в органах государственной власти без должной общественной огласки, что может стимулировать коррупцию. В данном случае политические решения принимаются кулуарно, а общественные группы не могут повлиять на данный процесс.


Если у Вас есть вопросы по данному тексту, Вам есть что добавить или поспорить, пожалуйста, пишите автору данного словаря П.А. Толстых на site-contacts@lobbying.ru.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права на данный текст. При использовании материалов ссылка или активная ссылка обязательна:
Профессиональный словарь лоббистской деятельности (составитель П.А. Толстых) // Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, Москва, 2009-2010.
Нарушение авторских прав будет преследоваться в судебном порядке.


Перейти к словарю
Время генерации страницы: 0.048719167709351