Lobbying.Ru Слово из словаря

Профессиональный словарь лоббистской деятельности
(составитель к.п.н П.А. Толстых)

Коалиционное лоббирование – процесс по скоорднированному продвижению общих интересов объединения заинтересованных субъектов (коалиция) в органах государственной власти, с целью добиться принятия выгодного для них политического решения.

Цель объединения в коалицию – повышение эффективности лоббизма, а также минимизация возможных затрат, которые происходят за счет эффекта масштаба.

Коалиционное лоббирование следует отличать от отраслевого лоббирования, поскольку коалиционное лоббирование, как правило, имеет временный характер; участниками коалиционного лоббирования могут быть представители разных, не связанных между собой отраслей.

Обратное значение к рассматриваемому термину имеет понятие «индивидуальное лоббирование», субъектом которого является один участник в лице, например, частной фирмы.

Поиск возможных участников коалиционного лоббирования и модерирования переговоров часто ложится на специально нанятую лоббистскую фирму. При этом большое значение имеет репутация и неафилированность лоббистской фирмы с одним из участников коалиции. Это крайне важно, так как в процессе осуществления лоббистской кампании у участников коалиции могут возникать собственные корпоративные интересы, которые станут преобладать над коалиционными и в итоге приведут к потенциальным конфликтам и даже распаду объединения.

В коалиции могут объединяться:

  • Представители корпоративного сектора для отстаивания общих отраслевых интересов. В данном случае коалиция может быть оформлена юридически в виде постоянно действующего отраслевого союза (объединения).
  • Несколько компаний-лидеров отрасли, которые берут на себя общие расходы для проведения лоббистской кампании. При этом выгоду от данной лоббистской кампании, в случае ее успеха, получат все участники отрасли.
  • Несколько компаний отрасли для проведения в органах государственной власти интереса, выгодного участникам коалиции и невыгодного другим представителям отрасли. Чаще всего в такие коалиции объединяются крупные игроки отрасли для вытеснения с рынка более мелких конкурентов, или мелкие игроки отрасли для ограничения диктата отраслевой компании-лидера.
  • Несколько несвязанных между собой отраслевых групп для лоббирования взаимовыгодного интереса. В России наиболее известны коалиционные объединения представителей водочной и безалкогольной отрасли в противодействии пивному лобби; объединение табачной и ресторанной отрасли в противодействии нормам полностью запрещающих курение в помещении и пр.
  • Несколько компаний, не связанных между собой отраслевых объединения для реализации в органах государственной власти общего интереса.


Если у Вас есть вопросы по данному тексту, Вам есть что добавить или поспорить, пожалуйста, пишите автору данного словаря П.А. Толстых на site-contacts@lobbying.ru.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права на данный текст. При использовании материалов ссылка или активная ссылка обязательна:
Профессиональный словарь лоббистской деятельности (составитель П.А. Толстых) // Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, Москва, 2009.
Нарушение авторских прав будет преследоваться в судебном порядке.


Перейти к словарю
Время генерации страницы: 0.02571702003479