Lobbying.Ru Слово из словаря

Профессиональный словарь лоббистской деятельности
(составитель к.п.н П.А. Толстых)

Коалиция (от позднелат. coalitio — союз) – объединение заинтересованных субъектов лоббирования для продвижения общего интереса в органах государственной власти.

Цель объединения в коалицию – повышение эффективности лоббизма, а также минимизация возможных затрат, которые происходят за счет эффекта масштаба.

В коалиции могут объединяться:

  • Представители корпоративного сектора для отстаивания общих отраслевых интересов. В данном случае коалиция может быть оформлена юридически в виде постоянно действующего отраслевого союза (объединения).
  • Несколько компаний-лидеров отрасли, которые берут на себя общие расходы для проведения лоббистской кампании. При этом выгоду от данной лоббистской кампании, в случае ее успеха, получат все участники отрасли.
  • Несколько компаний отрасли для проведения в органах государственной власти интереса, выгодного участникам коалиции и невыгодного другим представителям отрасли. Чаще всего в такие коалиции объединяются крупные игроки отрасли для вытеснения с рынка более мелких конкурентов, или мелкие игроки отрасли для ограничения диктата отраслевой компании-лидера.
  • Несколько несвязанных между собой отраслевых групп для лоббирования взаимовыгодного интереса. В России наиболее известны коалиционные объединения представителей водочной и безалкогольной отрасли в противодействии пивному лобби; объединение табачной и ресторанной отрасли в противодействии нормам полностью запрещающих курение в помещении и пр.
  • Несколько компаний, не связанных между собой отраслевых объединения для реализации в органах государственной власти общего интереса.

Когда коалиция начинает скоординированную кампанию по продвижению общих интересов в органах государственной власти, говорят о коалиционном лоббировании. Коалиционное лоббирование следует отличать от отраслевого лоббирования, поскольку коалиционное лоббирование, как правило, имеет временный характер; участниками коалиционного лоббирования могут быть представители разных, не связанных между собой отраслей.

Обратное значение к рассматриваемому термину имеет понятие «индивидуальное лоббирование», субъектом которого является один участник в лице, например, частной фирмы.

Поиск возможных участников коалиций и модерирования переговоров часто ложится на специально нанятую лоббистскую фирму. При этом большое значение имеет репутация и неафилированность лоббистской фирмы с одним из участников коалиции. Это крайне важно, так как в процессе осуществления лоббистской кампании у участников коалиции могут возникать собственные корпоративные интересы, которые станут преобладать над коалиционными и в итоге приведут к потенциальным конфликтам и даже распаду объединения.

Cпециалист по созданию коалиций Энн Векслер следующим образом определила десять основных принципов, которым необходимо следовать для создания, укрепления и поддержания эффективных коалиций:

  1. Обращайтесь к конечным частным интересам. Точно определите, кто выиграет в случае победы вашей позиции, кто проиграет и у кого будут причины оставаться нейтральным.
  2. Будьте агрессивны. Определите все те организации, с которыми надо войти в контакт: группы, которые пойдут за вами, группы, которые будут против вас, группы, позиций которых вы не знаете. Войдите в контакт со всеми и ведите список их приоритетов и фактов, оказывающих влияние на их позиции.
  3. Найдите активистов и дайте им работу. Не занимайтесь лишь пустым ведением списка союзников. Выясните, что каждый из них может принести вашей коалиции. Определите, кто будет действительно много работать и кто нет, а также то, кто нуждается в большей информации, с тем чтобы быть эффективнее.
  4. Находите информацию для законодателей, широкой публики и для вас самих. Узнайте все то, что знают ваши противники. Разработайте информационную стратегию для себя и план коммуникаций для ее осуществления.
  5. Добейтесь консенсуса. Создайте такую коалицию, чтобы она могла принимать решения и выполнять задачи.
  6. Установите диалог с противной стороной. Узнайте аргументы своих противников и боритесь за притупление остроты их критицизма – в надежде, что получится подвигнуть некоторых из них на нейтральную позицию.
  7. Ведите переговоры. У вас должна быть готовность к переговорам в любой момент законодательного процесса – сначала с союзниками и затем с противниками, – с тем чтобы достичь целей коалиции.
  8. Будьте открыты по отношению к новым идеям. Будьте гибки. Не упускайте новые идеи только лишь потому, что негативно реагируете по привычке.
  9. Знайте, где пойти на компромисс. Для того чтобы обеспечить свое присутствие там, где принимаются окончательные решения, вы должны знать должное время для заключения компромисса.
  10. Поддерживайте коалиционные связи. Не забывай-те о своих недавних союзниках, когда битва выиграна. Используйте всевозможные связи на низовом уровне для укрепления лоббирования в будущем.
    (Источник: Патерсон С., Стратегия разработки эффективной кампании по защите своих интересов // http://www.ndi.ru/ARCHIVE/Russian/Defence_Campaign/Def.shtml)


Если у Вас есть вопросы по данному тексту, Вам есть что добавить или поспорить, пожалуйста, пишите автору данного словаря П.А. Толстых на site-contacts@lobbying.ru.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права на данный текст. При использовании материалов ссылка или активная ссылка обязательна:
Профессиональный словарь лоббистской деятельности (составитель П.А. Толстых) // Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, Москва, 2009.
Нарушение авторских прав будет преследоваться в судебном порядке.


Перейти к словарю
Время генерации страницы: 0.035267114639282