Lobbying.Ru Слово из словаря

Профессиональный словарь лоббистской деятельности
(составитель к.п.н П.А. Толстых)

Метод (технология) лоббизма - технологии (методы), используемые при продвижении интересов в органах государственной (муниципальной) власти.

В рамках данной категории выделяют методы лоббирования относительно критерия законности и характера воздействия на лица, принимающего решение.

В рамках критерия законности можно выделить:

  • лоббизм, лежащий в рамках правового поля («цивилизованный лоббизм»);
  • криминальный лоббизм.

Лоббизм, лежащий в рамках правового поля («цивилизованный лоббизм») подразумевает использование законных методов воздействия с целью создать то или иное впечатление у принимающего решение чиновника или депутата по поводу требуемого вопроса.
Существует множество способов такого воздействия, перечислим основные из них: формирование коалиций и групп поддержки, разработка позиции и аргументов, привлечение влиятельных экспертов отражающих позицию лоббиста, освещение в СМИ вопроса под нужным углом, проведение социологических опросов и рейтингов, организация PR-акций, забастовок, осуществление массовых звонков и писем граждан (технология grass roots lobbying) и т.д.

Теневые (околозаконные) методы лоббизма. Теневой лоббизм подразумевает продвижение интересов, используя околозаконные методы. К ним относятся различные способы использования пробелов в законодательстве, в регламентной процедуре и пр.

Криминальные методы лоббирования подразумевают продвижение интересов в органах государственной власти с грубым нарушением законодательства.
Среди наиболее распространенных таких способов можно выделить: подкуп чиновников и депутатов (коррупция), силовое давление, шантаж, всевозможные угрозы и пр.

Другой часто встречающейся классификацией является деление лоббизма на прямой и косвенный.

Когда проводится целенаправленная работа непосредственно с субъектом принятия решения (депутат, ответственный чиновник и пр.) с целью удовлетворения конкретного лоббистского интереса, говорят о прямом лоббизме. Для этого организуются персональные встречи, деловые завтраки, неформальные консультации и пр.

Косвенный лоббизм протекает по другой технологии и связан с public relations (PR). Фактически, используя различные методы воздействия, лоббист пытается создать то или иное впечатление у принимающего решение субъекта по поводу того или иного вопроса. Организуются специальные рекламные компании, публикации в СМИ и пр. с целью формирования определенного мнения у субъекта принятия решений по нужному вопросу. Особенностями косвенного лоббизма является то, что, как правило, данные акции проходят за пределами государственных органов, а также то, что реализуются они без указания конкретного адресата. Один из опросов лоббистов в США показал, что 98% из них используют прямые контакты с чиновниками и депутатами для того, чтобы выразить взгляды своих групп.

Также в зависимости от подхода к классификации можно говорить о публичном и непубличном лоббировании; индивидуальном и коалиционном лоббировании; ситуационном и стратегическом лоббировании; спланированном и спонтанном лоббировании.


Если у Вас есть вопросы по данному тексту, Вам есть что добавить или поспорить, пожалуйста, пишите автору данного словаря П.А. Толстых на site-contacts@lobbying.ru.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права на данный текст. При использовании материалов ссылка или активная ссылка обязательна:
Профессиональный словарь лоббистской деятельности (составитель П.А. Толстых) // Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, Москва, 2009.
Нарушение авторских прав будет преследоваться в судебном порядке.


Перейти к словарю
Время генерации страницы: 0.026324033737183