Lobbying.Ru Слово из словаря

Профессиональный словарь лоббистской деятельности
(составитель к.п.н П.А. Толстых)

Субъект лоббизма (или «лобби») - многообразие сформировавшихся негосударственных акторов целенаправленно оказывающих давление на орган государственной власти с целью добиться принятия выгодного для себя решения.

Классификация субъектов лоббирования
Акторов, оказывающих давление на орган государственной власти с целью добиться принятия выгодного для себя решения, можно условно разделить на:

  • Коммерческих субъектов лоббирования
  • Некоммерческих или общественно-политических субъектов лоббирования
  • Других «субъектов лоббистского воздействия»

Рассмотрим это разделение подробнее.

1. Коммерческие субъекты лоббирования
Основными представителями данного вида лоббизма являются компании, корпорации, естественные монополии, а также бизнес-ассоциации. Основная особенность данной группы лоббистов заключается в том, что они отстаивают в органах государственной власти, прежде всего свои коммерческие интересы. Выделенные интересы могут быть представлены на макроуровне, на отраслевом и корпоративном уровнях. Рассмотрим это разделение подробнее.

на макроуровне – коммерческие субъекты лоббирования представлены крупнейшими общероссийскими предпринимательскими организациями (РСПП, ТПП, Деловая Россия, Опора России), которые лоббируют интересы всего бизнес сообщества. Они ратуют за снижение административных барьеров, уменьшение налогов и пр.

на отраслевом уровне – коммерческие субъекты лоббирования представлены профессиональными предпринимательскими организациями (Ассоциация Российских банков, Всероссийский союз страховщиков, Российское газовое общество и др.).
Отраслевой лоббизм  - это процесс по продвижению интересов конкретной отрасли в органах государственной власти, с целью добиться для нее тех или иных преференций. Среди наиболее распространенных таких интересов можно назвать снижение налогообложения (например, акцизов) или тарифов, изменения законодательства или увеличение бюджетных дотаций. Конечной целью отраслевого лоббирования является повышение капитализации отрасли и прибыльности ее компаний.

на корпоративном уровне - коммерческие субъекты лоббирования представлены субъектами экономической деятельности (Газпром, Лукойл, Сбербанк и др.).
Корпоративный лоббизм – это процесс по продвижению интересов конкретной компании в органах государственной власти с целью добиться для нее тех или иных преференций. Среди наиболее распространенных таких интересов можно назвать изменения налогообложения или тарифов, в результате которого выигрывает конкретная фирма-монополист, изменения законодательства (в результате которого, например, повышаются требования ведения бизнеса в стране и несоответствующие этим требованиям компании вынуждены уйти с рынка), получение выгодных государственных заказов и пр.

Дополнительная информация:

  • Стоит учитывать то, что отраслевой лоббизм направлен на отстаивания  интересов всей отрасли, а корпоративный лоббизм – на интересы одной или группы компаний, объединенных корпоративными интересами.
  • Субъектами отраслевого лоббирования являются ассоциации или группа компаний, объединенные отраслевыми интересами, а субъектами корпоративного лоббизма – компании.
  • Стоит отметить, что часто отраслевой лоббизм приводит к улучшению положения одной отрасли за счет другой, в тоже время корпоративный лоббизм приводит к улучшению положения одной или нескольких компаний за счет других компаний отрасли.
  • Другой важной особенностью корпоративного лоббирования, о котором стоит сказать, является то, что профессиональные лоббисты при продвижении корпоративного интереса довольно часто маскируют его под отраслевой или даже под общественный. Продвигать в органах государственной власти интерес одной компании сейчас занятие малоперспективное (если это, конечно, не интерес компании-отрасли, такой как «Газпром»). Другое дело продвигать отраслевые или еще лучше общественные интересы, в которых умело запрятаны интересы корпоративных структур. Это также выгодно политически, так как ты радеешь за «общее дело». Чиновнику также легче поддерживать общеотраслевые инициативы, чем взаимодействовать с отдельной компанией.
    Одной из распространенных возможностей такой маскировки является создание разного рода «карманных» отраслевых ассоциаций, которые формально отстаивают интересы всех участников отрасли, но на самом деле лишь прикрывают корпоративный лоббизм компании. Названия у таких структур, как правило, максимально благозвучные.  Приведем лишь несколько примеров.
    В 2004 году был принят невыгодный для «Альфа-групп» ФЗ «О связи». Депутат Леонид Маевский, который лоббировал интересы «Альфа-групп» в Государственной Думе третьего созыва, после окончания срока своих депутатских полномочий руководил компанией LV Finance, афилированной с «Альфа-групп», а через «карманную» организацию «За реформу отрасли связи» продолжал делать попытки оказывать влияния на парламентариев, выступая уже как представитель телекоммуникационной отрасли.
  • Стоит сказать, что общепринятой точкой зрения является то, что корпоративный лоббизм свидетельствует о нездоровье политической системы. Примеров монопольного или практически монопольного использования политического ресурса одной компанией в российской практике предостаточно. В Государственной Думе третьего созыва такой компанией была НК «ЮКОС». Один из ее акционеров Владимир Дубов, став депутатом и возглавив налоговый подкомитет, смог провести множества налоговый поблажек, в которых была заинтересована его компания. Не ушла практика корпоративного лоббизма и из дум последующих созывов, правда ее представителями стали государственные Газпром и Роснефть.

Исходя их страновой принадлежности субъектов коммерческого лоббирования, отдельно выделяют иностранных субъектов лоббирования.
Иностранный лоббизм – процесс по продвижению коммерческих интересов зарубежных компаний (транснациональных корпораций) в органах государственной власти.

2. Некоммерческие или общественно-политические субъекты лоббирования
Основными субъектами данного вида лоббизма являются представители, так называемого, третьего сектора (гражданское общество): профсоюзы, общественные и некоммерческие организации, различные фонды, экологические союзы, общества защиты прав потребителей, животных и т.п. Основное отличие данной группы лоббистов заключается в том, что они отстаивают в органах государственной власти, прежде всего свои права, а не коммерческие интересы. Стоит констатировать, что в отличие от многих демократических стран, деятельность данного лобби в России не эффективно. Остается надеяться, что с развитием гражданского общества активность таких групп давления будет возрастать. Далее кратко перечислим специфику общественно-политического лоббирования каждого из перечисленных выше акторов.

Профсоюзы - добровольные общественные объединения граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемые в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Профсоюзы лоббируют на бюджетном уровне: повышение минимальных размеров оплаты труда, повышение зарплат работникам бюджетной сферы, повышение пособий по временной нетрудоспособности, увеличение расходов на медицинское страхование и пр., на законодательном уровне: поправки к действующим законам в интересах наемных работников.

Экологические союзы – некоммерческие организации, образованные с целью защиты окружающей среды от последствий промышленного развития. Экологи лоббируют повышения требований к промышленным производствам, отказ от ядерной энергетики и ядерное разоружение,  выступают за мораторий на использование генетически модифицированных ингредиентов и многое другое.
Системным противникам экологических лоббистов являются представители отраслей, сильно загрязняющих окружающую среду, наносящих вред живой природе: атомная и лесная промышленность, ТЭК, металлургия и др.
Общества защиты прав ветеранов, инвалидов – некоммерческие организации, отстаивающие интересы слабозащищенных слоев населения, престарелых, инвалидов различные групп и пр. Предметом лоббизма таких обществ является повышение пенсий,  различного рода льгот и выплат, увеличение бюджетных дотаций на инфраструктуру и пр.

Общества защиты прав потребителей – некоммерческие организации, созданные для содействия защите прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение потребителей, защиту их интересов.

Религиозные организации  (РПЦ, Союз муфтиев России) – некоммерческие организации, на добровольной основе объединяющие граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации и созданные с целью совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированные в качестве юридического лица.
Ключевым предметом лоббизма религиозных организаций является получение льгот по налогу на имущество, реституция конфискованной в годы советской власти собственности, увеличение бюджетного финансирования религиозных проектов (например, открытие религиозного телевидения) и многое другое.

3. Другие «субъекты лоббистского воздействия».
В российской научной и корпоративной среде к субъектам лоббирования относят еще ряд акторов, которые, в классическом смысле не являются таковыми, но по своим действиям крайне их напоминают. Прежде всего, мы имеем в виду:

  • Ведомственных субъектов лоббирования (ведомственное лобби)
  • Региональных субъектов лоббирования (региональное лобби)

Рассмотрим это разделение подробнее.

Ведомственные субъекты лоббирования (ведомственное лобби) – в данном контексте политический институт, продвигающий в политическом поле не государственные, а свои собственные корпоративные интересы. В данном случае такой «лоббизм» следует отличать от реализации государственной политики, цель которой удовлетворение общественных интересов. Этот лоббизм может осуществляться с целью расширения политического влияния института (реализации политических амбиций его руководства), увеличения его бюджетного финансирования и т.д. 
Строго говоря, относить такого актора к субъектам лоббизма нельзя, так как одной из определяющих лоббизм характеристик является его негосударственное происхождение. Занимаясь лоббизмом, государственный орган превращается из объекта лоббирования в его субъект.

Региональные субъекты лоббирования (региональное лобби). Под региональным лоббизмом понимается, прежде всего, отстаивание интересов субъектов Российской Федерации в федеральных органах власти. Данный вид лоббизма осуществляется через участие региона в законотворческой работе, в бюджетном процессе и т.п.
Согласно статье 104 Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы принадлежит представительным органам субъектов Российской Федерации. Этим правам субъекты Российской Федерации активно пользуются, реализуя через законотворческую деятельность свои локальные интересы . В бюджетном процессе регионы в лице своего депутата и члена Совета Федераций борются за наиболее эффективное решение вопросов финансирования, выделения трансфертов и дотаций. При этом решение этих вопросов одинаково важно как для регионов-доноров, так и для дотационных регионов. Успех лоббизма в данном случае зависит от влиятельности представителей региона, их политического опыта и некоторых других факторов.  
К субъектам регионального лоббизма часто по ошибке относят региональные власти и их представители в Федеральном собрании. Однако, лоббистами указанные акторы не являются, так как сами являются представителями пусть региональной, но все же власти. Следует добавить, что их корпоративный интерес ярко выражен и с ним не могу не считаться на федеральном уровне. Следовательно, к региональному лобби в классическом смысле следует относить разнообразного рода региональные ассоциации, союзы,  профессиональные фирмы, отстаивающие интересы региона на федеральном уровне.

Авторские права:
Профессиональный словарь лоббистской деятельности (составитель П.А. Толстых) // Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, Москва, 2009. При использовании материалов ссылка обязательна.


Перейти к словарю
Время генерации страницы: 0.025799989700317