Lobbying.Ru Слово из словаря

Профессиональный словарь лоббистской деятельности
(составитель к.п.н П.А. Толстых)

Объект лоббизма - орган государственной (муниципальной) власти, на который направлено воздействие лоббиста с целью добиться принятия выгодного для него политического решения.

Классификация лоббизма по объекту будет представлена нами исходя двух критериев:

  • критерия разделения властей;
  • критерия территориальной сферы деятельности.

В рамках критерия разделения властей выделяют:

  • лоббизм на уровне президента и его администрации (включая ряд федеральных структур, непосредственное руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ: министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, Федеральная служба безопасности, Федеральное агентство правительственной связи и др.);
  • лоббизм на уровне исполнительной власти (правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Правительства РФ);
  • лоббизм на уровне законодательной власти (Государственная Дума ФС РФ и Совет Федерации ФС РФ);
  • лоббизм на уровне судебной власти;
  • лоббизм в других органах государственной власти (прокуратура, счетная палата, центральная избирательная комиссия, центральный банк и т.п.).

В 1995 году социологическая служба «Кассандра» провела исследование , в котором была определена значимость того или иного института для эффективного лоббирования. Результаты были следующими - более двух-третей опрашиваемых лоббистов назвали исполнительную власть (прежде всего Правительство и Администрацию Президента) – главной площадкой для эффективного продвижения интересов. Стоит констатировать, что, начиная с 1999 года в России, это роль усилилась еще на порядок.

В рамках критерия территориальной сферы деятельности выделяют:

  • лоббизм на уровне федеральных органов государственной власти;
  • лоббизм на уровне региональных органов государственной власти;
  • лоббизм на уровне муниципальной власти.

Каждый из органов государственной и муниципальной власти имеет свой набор формальных и неформальных компетенций, от которых напрямую зависит активность и эффективность лоббирования. Формальную сторону полномочий органа власти, а также распределение полномочий между его структурными подразделениями (департаментами, управлениями, отделами и пр.) можно узнать в нормативно-правовых документах, регулирующих его деятельность, а также во внутренних указах и распоряжениях, которых, в большинстве случаев, нет в открытом доступе.  Неформальные компетенции и распределения властных полномочий можно узнать только в результате взаимодействия с ответственными сотрудниками органов государственной власти, в которых заинтересован лоббист. От правильного понимания «точек принятия решений» зависит эффективность лоббирования.


Если у Вас есть вопросы по данному тексту, Вам есть что добавить или поспорить, пожалуйста, пишите автору данного словаря П.А. Толстых на site-contacts@lobbying.ru.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права на данный текст. При использовании материалов ссылка или активная ссылка обязательна:
Профессиональный словарь лоббистской деятельности (составитель П.А. Толстых) // Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, Москва, 2009.
Нарушение авторских прав будет преследоваться в судебном порядке.


Перейти к словарю
Время генерации страницы: 0.026741981506348