Lobbying.Ru Слово из словаря

Профессиональный словарь лоббистской деятельности
(составитель к.п.н П.А. Толстых)

Лоббизм в Литве

Закон «О лоббистской деятельности» в Литве был принят в 2000 году и вступил в законную силу с 1 января 2001 года. Потребность регулирования лоббизма в Литве возникла из-за непрозрачности этого процесса. По опыту деятельности Службы специальных расследований Литвы большинство коррупционных дел в Литве были связаны с парламентариями и депутатами местного самоуправления. Типичный предмет коррупционных скандалов -  незаконное влияние на законотворческий процесс, незаконное  финансированием политических партий. Именно для устранения этих явлений и был разработан и принят закон.

Согласно закону под лоббистской деятельностью понимается возмездные или безвозмездные действия лица, направленные на осуществление влияния с целью, чтобы в интересах заказчика лоббистской деятельности были изменены, дополнены или признаны утратившими законную силу правовые акты, приняты или не приняты новые правовые акты.

Как видно из определения, в законе закреплено очень широкое понятие лоббистской деятельности, под которую подпадает любая деятельность в сфере влияние на нормотворчество. Правда закон сужает действия, которые могут быть приняты лоббистскими. В статье 7 Закона установлено, что лоббистской деятельностью не является:

  1. действие или работа владельцев, издателей и сотрудников средств массовой информации, связанная с информацией о правовых актах и их проектах, публикация или распространение целого текста или его части, обзора, комментариев. Эта норма не применяется, когда владельцы, издатели или их сотрудники средств массовой информации получают вознаграждение за лоббистскую деятельность;
  2. действия лиц, когда они по приглашению государственных или муниципальных учреждений возмездно или безвозмездно участвуют в подготовке обсуждения или толкования проектов правовых актов;
  3. действия государственных политиков, государственных служащих и должностных лиц, направленные на инициирование, подготовку, обсуждение, принятие или толкование проектов законов и других правовых актов, выполняемые в соответствии с приписанными им должностными обязанностями;
  4. действия некоммерческих организаций, совершаемые в общих интересах их сотрудников, с целью повлиять на то чтобы были изменены, дополнены или признаны утратившими силу правовые акты или были приняты или не приняты новые правовые акты;
  5. действия ученых (педагогов), кроме случаев, когда они действуют в интересах заказчика лоббистской деятельности;
  6. мнения физического лица по поводу изменения, дополнения или признания утратившими законную силу, принятые или не принятые новые правовые акты, кроме случаев, когда оно действует в интересах заказчика лоббистской деятельности.

Лоббистом по литовскому законодательству признается физическое или юридическое лицо, на основании закона о лоббистской деятельности, включенное в список лоббистов. Лоббистом может быть физическое лицо, старше 18 лет, которое:

  • не является государственным политиком, государственным служащим, должностным лицом или судьей;
  • не имеет судимости за умышленное преступление (если было судимым, то судимость должна быть погашенной или снятой).

Лоббистом может стать любое юридическое лицо, если занимающийся лоббистской деятельностью сотрудник юридического лица соответствует вышеуказанным требованиям, и если юридическое лицо не является государственным или муниципальным учреждением.

Чтобы стать лоббистом физическое лицо должно быть включено в списки лоббистов. Данные списки обеспечивают контроль над всей лоббистской деятельностью. Составляет эти списки Главная комиссия по служебной этике Литвы.
Для включения в списки лоббистов лицо должно:

  • предъявить Комиссии требуемые документы;
  • заполнить просьбу о включении в списки лоббистов;
  • письменно обязаться придерживаться ограничений, установленных для лоббистской деятельности, неосуществлении незаконной лоббистской деятельности и своевременно предъявлять отчеты о деятельности.

Комиссия должна приять решение о включении или не включении лица в списки лоббистов в течение 5 дней. Отказать от включения в списки Главная комиссия по служебной этике может лишь в тех случаях, если:

  1. лицо не соответствует требованиям, предъявляемым лоббисту;
  2. предъявило неправильные или недостаточные данные и дополнительную информацию;
  3. было наказано в административном порядке за нарушение закона «О лоббистской деятельности», и не прошел один год после его назначения.

В течение одного месяца после принятия решения о включении в списки лоббистов лицо должно заплатить государственную пошлину, которая на 2008 год составляла 10 тыс. литов для юридических лиц и 2 тыс. литов для физических лиц, что примерно составляет 100 тыс. руб. и 20 тыс. руб. соответственно. После этого лицо получает удостоверение лоббиста и имеет право заниматься лоббистской деятельностью. Количество лоббистов не ограничивается, но на данный момент в Литве имеется только 19 зарегистрированных лоббистов, из которых деятельность одного прекращена, одного приостановлена. Отчета по лоббистской деятельности за 2007 год пока не имеется, однако по отчетам предыдущих лет можно прогнозировать, что только половина включенных в список лоббистов осуществляли минимальную деятельность, т.е. лоббировали по одному - трем законопроектам.

Лоббистская деятельность в законном порядке может быть приостановлена если лоббист:

  1. сам или через уполномоченного представителя письменно обратился в Главную комиссию по служебной этике для приостановления деятельности;
  2. не предъявил отчета о лоббистской деятельности;
  3. подозревается в совершении умышленного преступления.

В первом случае деятельность приостанавливается на срок, который указывает сам лоббист, во втором – на срок до 1 месяца, за время которого нарушения должны быть устранены, а в третьем случае лоббистская деятельность физического лица приостанавливается пока в отношении его не будет прекращено уголовное преследование или судом не будет принят оправдательный приговор. На практике встречаются только первый и второй случай.

Лоббистская деятельность прекращается если:

  1. Главная комиссия по служебной этике устанавливает, что лоббист осуществляет незаконную лоббистскую деятельность, а именно:
  • государственные политики, служащие и должностные лица умышленно вводятся в заблуждение или обманываются, указывая им факты и обстоятельства, которые могут повлиять на решение для изменения, дополнения или признания утратившим силу правового акта или для принятия нового правового акта;
  • этой деятельностью оказывается влияние, чтобы был принят или не принят, изменен, дополнен или признан утратившим силу правовой акт, который напрямую связан с избранием лоббиста на пост государственного политика или назначением его на должность государственного служащего, должностного лица или судьи;
  • лоббист действует от имени несуществующего заказчика лоббистской деятельности;
  • лоббист прямо или косвенно провозглашает, что он может повлиять на принятие правовых актов, действия государственного политика, государственного служащего или должностного лица;
  • лоббист одновременно является представителем заказчика лоббистской деятельности, имеющих противоположные интересы.

2. Лоббист сам в письменном виде заявил в Главную комиссию по служебной этике о прекращении своей деятельности;

3) лоббист продолжает лоббистскую деятельность после того, как его деятельность была приостановлена в установленном законом порядке;

4) если в установленный Главной комиссией по служебной этике срок лоббист не устраняет нарушения, из-за которых его деятельность была приостановлена;

5) вступает в законную силу приговор суда за совершение умышленного преступления.

Если лоббистская деятельность была прекращена на основании перечисленных пунктов, то физическое лицо лишается права заниматься лоббистской деятельностью сроком на 5 лет со дня принятия решения о прекращении этой деятельности.

На 2008 год не было принято решений о прекращении лоббистской деятельности на основе негативных причин, только по собственному желанию.

Лоббист, согласно закону, имеет право:

  1. в порядке, установленном правовыми актами, участвовать при подготовке, а также подготавливать правовые акты, вносить предложения и пояснения по вопросам подготовки правовых актов;
  2. по собственной инициативе осуществлять экспертизы правовых актов или их проектов, предъявлять выводы и комментарии заказчикам лоббистской деятельности;
  3. разъяснять общественности, убеждать государственные и муниципальные учреждения о целесообразности принятия или непринятия определенного правового акта;
  4. проводить ознакомительную работу с общественностью, предприятиями, учреждениями и организациями о готовящихся в Парламенте, Правительстве или других государственных или муниципальных учреждениях правовых актов;
  5. делать сообщения посредством средств массовой информации и участвовать в массовых мероприятиях;
  6. собирать данные и информацию о принятии правовых актов и представлять их заказчикам правовой деятельности;
  7. организовать встречи субъектов, принимающих правовые акты;
  8. организовывать репрезентативные и другие мероприятия по вопросам нормотворчества;
  9. организовывать встречи политиков, государственных служащих и должностных лиц с общественностью по вопросам нормотворчества;
  10. получать копии проектов правовых актов и другую информацию из госучреждений и учреждений местного самоуправления.

Для того чтобы лоббисты могли осуществлять свои права, закон обязывает других лиц не препятствовать их деятельности, а именно:

  1. учреждения государства и местного самоуправления должны создать условия для законных действия лоббистов;
  2. всех политиков, государственных служащих и должностных лиц не ущемлять законной деятельности лоббистов и дать возможность им беспрепятственно осуществлять законные интересы заказчиков лоббистской деятельности.

Заказчиком лоббистской деятельности, согласно закону, может быть любое физическое и юридическое лицо, которое заключило с лоббистом договор о лоббистской деятельности согласно действующему законодательству, за исключением организаций и учреждений государственного и местного самоуправления, а также государственных политиков и государственных служащих. 

Контроль за лоббистской деятельностью осуществляет Главная комиссия по служебной этике. Она выполняет следующие функции:

  1. анализирует и обобщает практику применения закона «О лоббистской деятельности»;
  2. утверждает кодекс этики лоббистов;
  3. представляет годовой отчет Парламенту Литвы о состоянии лоббизма.

Главная комиссия, осуществляя контроль над лоббистской деятельностью, имеет право:

  1. в судебном порядке обращаться для прекращения или признания утратившими силу решений или договоров, заключенных в нарушение закона «О лоббистской деятельности»;
  2. обязать руководителя учреждения или сама провести расследование, если получена информация, что физическое или юридические лица не соблюдают требования закона «О лоббистской деятельности»;
  3. проверять деятельность лоббистов;
  4. проверять отчеты о лоббистской деятельности;
  5. получать из учреждений вся необходимую информацию об осуществлении закона «О лоббистской деятельности».

По мнению экспертов, на сегодняшний день, действия Комиссии по корпоративной этике весьма пассивны. Соответственно, эффективность действия закона «О лоббизме» снижается.

Согласно закону, информация о лоббистской деятельности является гласной, и данные о списке лоббистов, приостановлении их деятельности, возобновлении раз в три месяца публикуются в профессиональном издании «Ведомости государства». Эти же данные публикуются на Интернет-странице Главной комиссия по служебной этике.

По состоянию на 2008 год, по мнению экспертов, данный закон с трудом претворяется в жизнь. Желая изменить ситуацию, Служба специальных расследований инициировала  изменения закона, и в 2006 году был подготовлен новый законопроект о лоббизме. Но, к сожалению, он уже два года лежит в Парламенте.



Если у Вас есть вопросы по данному тексту, Вам есть что добавить или поспорить, пожалуйста, пишите автору данного словаря П.А. Толстых на site-contacts@lobbying.ru.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права на данный текст. При использовании материалов ссылка или активная ссылка обязательна:
Профессиональный словарь лоббистской деятельности (составитель П.А. Толстых) // Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, Москва, 2009.
Нарушение авторских прав будет преследоваться в судебном порядке.

Автор благодарит:
По материалам выступления Начальника отдела по предотвращению коррупции Службы специальных расследований Литвы, эксперта Совета Европы Витаса Ринкуса в Государственной Думе в 2008 году.


Перейти к словарю
Время генерации страницы: 0.027557849884033