Lobbying.Ru Слово из словаря

Профессиональный словарь лоббистской деятельности
(составитель к.п.н П.А. Толстых)

Лоббизм в Великобритании

Великобритания является страной с одним из самых либеральных подходов к вопросам лоббизма. Недаром исследователь Сэм Блэк, анализируя опыт работы консалтинговых фирм в области связей с общественностью в Великобритании, отмечает особую полезность лоббирования для ускорения или, наоборот, противодействия процессам принятия решений парламентом (Блэк С. Паблик рилейшнс. Что это такое. М.: Новости, 1990).

В Великобритании нет закона о лоббистской деятельности. Лоббистская деятельность регулируется множеством законов и кодексов, определяющих правила взаимоотношений  госслужащих с группами интересов (основной документ – Civil Service Code, на основе его каждый департамент принимает свой Management Code). Стоит отметить, что эти нормативные акты, как правило, регулируют поведение и финансовые интересы самих членов парламента, а не заинтересованных групп давления.

Непосредственно регулированием взаимоотношений госслужащих и лоббистов занимается Комитет по стандартам публичной сферы (Committee on Standarts in Public Life), созданном в 1994 году при премьер-министре Джоне Майджоре.
В первом докладе Комитета утверждалось, что лоббировать в парламенте и министерствах – неотъемлемое право каждого. С самого начала своей деятельности Комитет исходил из того, что контролировать нужно не лоббистов, а лоббируемых. Это решение объяснялось тем, что создание единого реестра лоббистов, помимо очевидных организационных сложностей, будет способствовать созданию имиджа «закрытой» власти, закупорке каналов вертикальной коммуникации в обществе (не важно – реальной или воображаемой). Лоббисты же, по мнению сотрудников Комитета, могут самостоятельно объединяться в сообщества, создавать «правила игры» и самостоятельно следить за их исполнением. Так, в Великобритании созданы следующие профессиональные организации:

Явно намечается тенденция унификации внутренних правил этих ассоциаций. APCC и CIPR ведут собственные списки лоббистов.
 
Рынок профессиональных лоббистских услуг имеет устойчивую тенденцию роста. Согласно официальному отчету о заседаниях парламента Великобритании в 2007 году оборот рынка составил 1,9 млрд. фунтов и решил проблему трудоустройства для 14 000 человек. В докладе также высказывается предположение о том,  что  некоторые члены парламента вступали в переговоры с лоббистами более чем 100 раз в неделю.

Переходя к лоббизму на законодательном уровне в Великобритании, стоит отметить, что в палате общин и в палате лордов ведется подробный реестр финансовых интересов членов парламента, который содержит подробные сведения обо всех договорах, заключенных с консультантами, представители юридических фирм и лоббистских организаций. Ответственным за ведение этого реестра является парламентский уполномоченный по стандартизации сэр Гордон Доуни. Помимо этого в его обязанности входит консультирование членов парламента по вопросам этики поведения, разъяснение положений Этического кодекса членов парламента, а также всевозможные расследования в неподобающем поведении. 

Члены палаты общин и палаты лордов, имеющие финансовую заинтересованность в предстоящих дебатах по вопросу, должны заявить об этом в своем выступлении. Если рассматриваемый вопрос носит явный, непосредственный и личный характер, член парламента не имеет права голосовать по данному вопросу. Принимая участие в различных сторонах деятельности палаты, и, поддерживая деловые контакты с другими членами парламента, а также министрами, должностными лицами, члены парламента обязаны заявить о своей возможной заинтересованности.

Подводя итог к требованиям, предъявляемым членам Парламента Великобритании можно выделить:

  • Членам Парламента (ЧП) разрешается быть занятыми в несвязанных с их парламентскими должностными обязанностями работах. Комитет по стандартам публичной сферы даже поощряет такую занятость, т.к. это позволяет ЧП оставаться осведомленными о реальных проблемах общества;
  • Принцип «no paid advocacy rule». Член Парламента не должен получать материальное вознаграждение от заинтересованных лиц за свою работу в парламенте – голосование, парламентский запрос, снятие предложения с обсуждения, внесение законопроекта, внесение или снятие с обсуждения поправок к законодательному предложению, а также за попытки убедить своих коллег или министров совершить любое из вышеперечисленных действий;
  • Член Парламента не может выносить на обсуждение проблемы, затрагивающие декларированный им интерес, однако может участвовать в их обсуждении, объявив при этом свою заинтересованность в этом вопросе;
  • Член Парламента может давать платные консультации;
  • При возникновении конфликта между своими личными интересами и общественными интересами Член Парламента должен ориентироваться на общественный интерес;
  • Член Парламента должен сообщать о своих интересах: а) внося их в ежегодно публикуемый Register of Interests (впервые создан в 1974 г.); б) открыто заявляя о своём интересе при выступлениях на тему, непосредственно затрагивающую этот интерес;
  • Член Парламента должен раскрывать информацию о полученных денежных вознаграждениях за услуги, связанные с парламентской работой, а также предоставлять контракты об оказании этих услуг в Register of Interests

Помимо требований, предъявляемых к «лоббируемым» Членам Парламента выделяются ряд общих требований к «лоббируемым» иным государственным служащим. Среди них можно выделить следующие:

  • Государственные Служащие должны документировать свои контакты со сторонними организациями и лицами;
  • Государственные Служащие не должны разглашать конфиденциальную информацию;
  • Государственные Служащие не должны принимать подарки, денежные переводы и т.п.;
  • При возникновении конфликта между своими личными интересами и общественными интересами Государственный Служащий должен ориентироваться на общественный интерес.

Кроме списка интересов Членов Парламента, ведутся также: Список Интересов Журналистов, в котором журналист, имеющий доступ в Парламент обязан указать все финансовые поступления, превышающие 575 фунтов стерлингов в год, за деятельность, связанную с его нахождением в парламенте; Реестр межпартийных групп (Register of All-Party Groups).
 
Лоббизм и избирательные кампании
Особенностью британского законодательства является регулирование лоббистской деятельности в избирательных компаниях. В законодательстве Великобритании предусмотрена ежегодная финансовая поддержка из государственных фондов партий. Она оказывается только тем партиям, от которых, по крайней мере, два кандидата были избраны на предыдущих всеобщих выборах или избран один кандидат, если за него проголосовали минимум 150 тысяч избирателей. Каждое полученное место в парламенте оценивается в 3743 фунта стерлингов плюс 7,48 фунта стерлингов на каждые 200 поданных голосов.

К вопросу об "открытом" лоббировании, следует добавить, что в Великобритании, политические партии часто обвиняются в попытке увеличить свои фонды выборных кампании, предлагая звания пэра и другие почести. Пэры, заседающие в Палате лордов, (являющейся неотъемлемой частью структуры британской законодательной системы) и уполномоченные выступать с инициативой внесения поправок или непосредственно вносить поправки в Законопроекты на их пути к становлению парламентскими законодательными актами, имеют очень влиятельное положение. Парламентские законы действуют одинаково для всех, но при этом, требуют, чтобы участники дебатов «объявляли свой интерес». «Продажа» звания пэра является уголовно наказуемым преступлением. Чтобы обойти этот закон, предполагается, что некоторые взносы, полученные таким образом, были сделаны не как прямые подарки, но как ссуды. Этим проблемам был также посвящен отчет расследования Специальной Комиссии Палаты Общин в области управления государственными и местными органами.

Общественный контроль за лоббизмом в Великобритании
Работа обеих палат, за редким исключением, проходит открыто. Заинтересованные лица имеют доступ в здание и могут наблюдать за повседневной деятельностью парламента с галерей, имеющихся в помещениях обеих палат. Хансард (Hansard) - официальный отчет о дебатах в парламенте – выходит ежедневно, в нем содержатся протоколы заседаний и речи членов парламента. В каждый такой отчет включены также ответы на парламентские запросы. Хансард (Hansard), еженедельный информационный бюллетень, а также отчеты специальных парламентских комитетов и судебные решения палаты лордов можно найти на подробном сайте парламента Великобритании, расположенном по адресу: www.parliament.uk.
Кроме этого, палата общин издает еженедельный информационный бюллетень, в котором излагаются подробности парламентской деятельности. Свободные доступ заинтересованных лиц предусмотрен и в Государственный архив палаты лордов, в котором можно получить архивные документы палаты лордов, начиная с 1497 года и палаты общин – начиная с 1547 года .
Тем не менее, полностью исключить случаи коррупции и злоупотребления служебным положением не удается, свидетельством чему скандальный «лоббигейт» от 1998 года и «шотландский лоббигейт» от 1999 года. В последние два года правление консервативной партии Великобритании стали известны случаи лоббирования политиками интересов некоторых фирм. Скандал вызвали, прежде всего, сообщения о том, что бывший депутат Нил Гамилтон в обмен на солидную плату заботился о процветании знаменитой сети магазинов «Харродс» .
После этих случаев ужесточились требования к государственным служащим, работающим в исполнительных органах власти. В июле 1998 года Секретарь кабинета Sir Richard Wilson выпустил «Руководство для государственных служащих: контакты с лоббистами», где были детально прописаны правила поведение госчиновников при общении с лоббистами.

Регулирования лоббизма сегодня
Специальная Комиссия Палаты Общин в области управления государственными и местными органами  проводила исследование в области лоббирования, и в своем отчете  2009 года  призывает к необходимости "установления законом регистра лоббистской  деятельности, который привнес бы большую прозрачность к деловым отношениям между лицами, принимающими решения в правительстве и внешними интересами лоббистских групп".  Отчет также предполагал требования о саморегуляции рынка профессиональных лоббистских услуг и его "фрагментации", а также функционирование рынка без "привлечения в его регулирование  каких-либо внешних структур".


Если у Вас есть вопросы по данному тексту, Вам есть что добавить или поспорить, пожалуйста, пишите автору данного словаря П.А. Толстых на site-contacts@lobbying.ru.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права на данный текст. При использовании материалов ссылка или активная ссылка обязательна:
Профессиональный словарь лоббистской деятельности (составитель П.А. Толстых) // Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, Москва, 2009.
Нарушение авторских прав будет преследоваться в судебном порядке.

Автор благодарит:
Марию Чернякову за ценные рекомендации в осмыслении данного термина.


Перейти к словарю
Время генерации страницы: 0.026447057723999