Lobbying.Ru Слово из словаря

Профессиональный словарь лоббистской деятельности
(составитель к.п.н П.А. Толстых)

Лоббистская фирма – коммерческая организация, осуществляющая на платной основе услуги по представлению интересов заказчика в органах государственной власти.

В США в соответствии с федеральным законом «О раскрытии лоббистской деятельности» («Lobbying Disclosure Act of 1995») под термином «лоббистская фирма» понимают лицо или организацию, имеющую одного или более сотрудников, являющихся лоббистами в интересах клиента, но не являющихся самим этим лицом или организацией. Таким образом, этот термин относится также к частнопрактикующим лоббистам. В США, Канаде, Австралии, Польше, Европейском Союзе, Великобритании и ряде других стран деятельность лоббистских фирм законодательно регулируется: существует жесткая отчетность о клиентах и контрагентах фирмы, суммах, потраченных на политическое влияние и пр. 

Согласно ст. 1 Модельного Закона "О регулировании лоббистской деятельности в органах государственной власти", принятого постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 ноября 2003 года "Лоббистская фирма  -  коммерческое  юридическое  лицо,  имеющее более одного служащего в  постоянном  штате.  Служащие  действуют  в качестве  лоббистов  при  условии,  что  их  фирма  не  является  их клиентом".

Французский исследователь Ж.-П. Бодуан выделил следующий набор услуг, которые оказывают лоббистские фирмы:

  1. изучение и стратегическое консультирование (изучение имиджа компании у органов государственной власти; аудит отношений компании с государственными властями; содействие управлению компанией для повторного определения коммуникационной политики по отношению к органам власти);
  2. учет политических, законодательных и регламентных процессов (определение лиц, принимающих решения на международном, национальном, региональном и местном уровнях; наблюдение за работой органов государственной власти);
  3. определение параметров мнения представителей власти (теоретическая разработка и практическое применение барометров имиджа компании у государственных властей; периодическое изучение; теоретическая разработка и практическое применение средств оценки и помощи при принятии решения);
  4. кризисная коммуникация (содействие и консультирование управления компанией для предупреждения/управления кризисом в отношениях с государственными властями, который может негативно повлиять на интересы компании);
  5. международная коммуникация (консультирование и содействие компаниям, государствам и государственным или надгосударственным иностранным организациям при проведении коммуникации с национальными органами государственной власти; консультирование и содействие компаниям, государствам и государственным или надгосударственным организациям при проведении коммуникации с иностранными властями);
  6. продвижение какой-либо идеи в органах государственной власти (теоретическая разработка и практическое применение коммуникационных стратегий по отношению к органам законодательной и исполнительной власти для развития или изменения решения и (или) законодательства);
  7. организация встреч с политическим руководством и представителями министерств и ведомств (организация встреч и семинаров);
  8. теоретическая разработка досье и (или) картотек (теоретическая разработка носителей коммуникации с органами государственной власти);
  9. отношения с прессой (содействие и консультирование руководства компании для определения политики отношений с прессой, соответствующей задачам коммуникации с государственными властями) (Источник: Бодуан Ж.-П., Управление имиджем компании. М., 2001. С. 172–175).

Этапы формирования рынка профессионального лоббирования в России
Рынок профессионального лоббирования еще весьма молодой, но уже сейчас можно выделить 2 этапа его становления:

Первый этап (1999-2004 гг.) - зарождение рынка профессионального GR-консалтинга, связанное с открытием московских отделений международных лоббистских агентств. Приход американских и европейских лоббистских фирм был обусловлен потребностью крупных международных корпораций, ведущих бизнес в России, в получении понятных им консультационных услуг по взаимодействию с российскими органами государственной власти. Имея многолетний опыт работы с органами власти в США и Европе, разработанную инфраструктуру взаимоотношений с корпоративными структурами, указанные лоббистские компании оказывают благотворное влияние на развитие отрасли GR в России, профессионализируя рынок.

1990 | Самой первой из западных компаний, предоставляющих услуги в области связей с органами государственной власти, и пришедших в Россию, стала The PBN Company.  Это случилось в 1990 году. Но тогда компания еще не занималась предоставлением подобного рода услуг. История The PBN Сompany началась с освещения визита Михаила Горбачева в Сан-Франциско. После чего, зарегистрировав представительство в Москве, агентство заключило с американскими компаниями такие контракты, которые были бы почти не возможны в самих США, и через несколько лет открыло центральный офис в Вашингтоне и филиалы в большинстве стран СНГ. Заниматься непосредственно GR-консалтингом компания начала лишь во второй половине 90-х годов.
1999 | В 1999 году был открыт московский офис Mmd Public Relations. Московское представительство было открыто после того, как «несколько транснациональных клиентов приняли решение расширить свою деятельность, включив российский рынок в сферу своих стратегических интересов». Компания, прежде всего, занимается коммуникационным менеджментом, предоставляя услуги по связям с органами государственной власти лишь в совокупности с другими услугами (GR используется как вспомогательный элемент).
2003 | Американская фирма Cassidy & Associates CIS появилась в России в 2003 году. Это единственная компания, которая позиционирует себя именно как «компания в области выстраивания отношений с органами власти».

Второй этап (2004 г. - настоящее время) - стадия роста и становления. Российские агентства осваивают зарубежный опыт, постепенно адаптируют его к отечественным условиям. Российские компании активно создают собственные GR-департаменты. В мае 2006 года создается комитет Российской Ассоциации по связям с общественностью (РАСО) по GR. Появляются первые учебные курсы и соответствующие программы в ведущих ВУЗах страны (МГУ им. М.В.Ломоносова, ГУ-ВШЭ). Возрастает интерес к научному осмыслению понятий GR и лоббизм. В сентябре 2007 года в сети Интернет открылось первое профессиональное научно-практическое издание о лоббизме и GR Lobbying.ru. Эксперты журнала анализируют лоббистские кампании, инициируемые законопроекты, составляют справки на ключевых субъектов лоббизма в России. Журнал информирует о новых вакансиях на рынке GR, организует просветительские семинары и мастер-классы ведущих российских специалистов по лоббизму и GR.

2004 | В 2004 году была создана российская лоббистская компания «Кесарев Консалтинг». Ее основал политический консультант Евгений Рошков.
2006 | В 2006 году был создан Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти – консалтинговая компания, оказывающая полный комплекс услуг по связям с органами государственной власти России и на зарубежных рынках.

Пи-ар компании и профессиональное лоббирование
С 2004 года на рынок профессионального GR-консалтинга приходят многие пи-ар компании. Кризис политического PR в России, вызванный введением пропорциональной системы выборов депутатов Государственной Думы и отменой выборов губернаторов, привел к резкому сокращению капитализации отрасли политического консультирования. Политконсалтинговые компании, имеющие прочные связи в политических кругах, стали активно обращать внимание на GR как на перспективное направление развития.
Среди основных представителей этой группы можно выделить ИМА-Консалтинг, «Никколо М», Insiders и др.

Юридические фирмы и профессиональное лоббирование
В отдельную когорту на рынке лоббистских услуг можно выделить ряд юридических компаний, специализирующихся на оказании сложных юридических услуг, требующих необходимых политических согласований (антимонопольное регулирование, ЧГП, таможенно-тарифная политика, законодательный процесс и др.). Представители этой группы – компании «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», «Вегас Лекс», «Пепеляев, Гольцблат и партнеры», «Магистр & партнеры», DLA Piper и т.д.


Типичные услуги в области профессиональное лоббирование в России
Перечень основных услуг, предлагаемых профессиональными компаниями на рынке Government Relations в России.

1-я группа услуг – GR-сопровождение
В неё входят следующие услуги:

  • Аналитическое обеспечение GR-подразделений крупных коммерческих компаний (выявление профильных политических стейкхолдеров, аудит мнений политических стейкхолдеров, отслеживание деятельности органов государственной власти и прогнозирование их влияния на компанию, мониторинг проводимой государством политики в сфере деятельности компании и т.д.);
  • Разработка и реализация комплексных GR-стратегий компаний, разработка концепции продвижения конкретного интереса в органах государственной власти (стратегический консалтинг);
  • Поддержка Компании-заказчика при взаимодействии с отраслевыми сообществами и общероссийскими бизнес-ассоциациями (industry relations);
  • Консалтинг по вопросам формирования, развития, а также коммуникационного сопровождения корпоративной ответственности компаний, осуществляющих деятельность в России (подготовка корпоративного нефинансового отчета, разработка стратегии корпоративной ответственности и принципов ее реализации, исследование отношения стейкхолдеров к компании и подготовка карты стейкхолдеров, вовлечение стейкхолдеров в процесс развития корпоративной ответственности и др.).

2-я группа услуг – лоббирование
В неё входят следующие услуги:

  • Работа с нормативными документами (мониторинг законодательства, внесение поправок, разработка законопроектов, постановлений и сопутствующих документов, продвижение законодательных инициатив и т.д.)
  • Инициирование писем, правительственных телеграмм, а также запросов депутатов Федерального Собрания или самого парламента;
  • Проведение мероприятий в Государственной Думе ФС РФ (выставки, круглые столыпарламентские слушания);
  • Federal marketing (поддержка в сфере госзаказов);
  • Foundraising (поиск путей финансирования из государственного бюджета);
  • Поддержка в области лицензирования (помощь в получении, оформлении и отзыве лицензий (у конкурентов);
  • Поддержка Компании-заказчика по вопросам налогообложения и налоговых споров;
  • Поддержка Компании-заказчика в рамках антимонопольного регулирования (организация взаимодействия с Федеральной антимонопольной службой);  
  • Поддержка Компании-заказчика в рамках таможенно-тарифного регулирования (корректировка ставок импортных таможенных пошлин, применения мер защиты внутреннего рынка, то есть специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер);
  • Политическая поддержка региональных инициатив на федеральном уровне (помощь органам власти и компаниям субъектов Федерации во включения их инициатив в федеральные целевые программы и федеральные адресные инвестиционные программы (ФАИП), помощь законодательным собраниям субъектов Федерации в продвижении законодательных инициатив на федеральном уровне, помощь субъектам экономической деятельности субъекта Федерации в установлении политических контактов на федеральном уровне, помощь политическим элитам субъекта Федерации в их желании сделать политическую карьеру на федеральном уровне и др.);
  • Создание условий для бизнеса в регионе, политическая поддержка российским и западным компаниям при их выходе на региональные рынки субъектов Российской Федерации);
  • Также в перечне услуг есть специальные мероприятия (среди них – персональные встречи с профильными политическими стейкхолдерами федерального или регионального уровня или деловые завтраки).

Организационная структура компаний, работающих в области профессиональное лоббирование в России
В связи с отсутствием законодательства о регулировании лоббистской деятельности в России большинство компаний зарегистрированы как консалтинговые фирмы, оказывающие юридические и пр. услуги.
На постоянной основе в компаниях, оказывающих услуги в области GR, работает в среднем от 4 до 6 человек. Это партнеры, каждый из которых курирует свое направление. Вся команда – это 15-20 внешних партнеров, которые привлекаются по мере необходимости для работы над конкретным проектом.

Оплата услуг лоббистских компаний в России
Оплата лоббистских услуг, которые представляет фирма-консультант зависит от потребностей заказчика.
Полноценная лоббистская кампания в России (изменение законодательства, поддержка в области таможенно-тарифной политики и пр.) оценивается не менее, чем 300.000 у.е. и занимает порядка 1 года. Если вопрос имеет системных противников и/или столкнулся с противодействием значимых министерств и ведомств – такая лоббистская кампания оценивается нами не менее, чем в 1 млн. у.е.
Российские фирмы-заказчики предпочитают платить по факту прохождения значимых этапов работы. В таких случаях вся лоббистская кампания разбивается на этапы и по прохождению каждого из них идет оплата. В большинстве случаев по достижению финального результата выплачивается бонус, который может составлять значимую часть общего бюджета. Стоит признать, что и в настоящее время российские фирмы-заказчики (даже крупнейшие) используют теневые бюджеты и наличные.

Иностранные фирмы-заказчики, как правило, предпочитают работать по системе человеко-часов. В таких случаях, определяется стоимость 1 часа работы каждого из члена команды, задействованной в работе. В России он редко не превышает 500 у.е. Консультант, проводя лоббистскую кампанию, фиксирует время, потраченное на работу и по итогам месяца, представляет детальный отчет, на основании которого выставляется счет.

Дополнительные материалы:
Более подробную информацию о лоббистских фирмах в России
http://www.lobbying.ru/content/sections/pageid_14.html

Подробный каталог лоббистских фирм в США на LobbySearch.com
http://www.lobbysearch.com/index.htm

Раскрытие информации о лоббистской деятельности в США (клиенты, затраты на влияние и пр.) на OpenSecrets.org
www.opensecrets.org


Если у Вас есть вопросы по данному тексту, Вам есть что добавить или поспорить, пожалуйста, пишите автору данного словаря П.А. Толстых на gr@gr.ru.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права на данный текст. При использовании материалов ссылка или активная ссылка обязательна:
Профессиональный словарь лоббистской деятельности (составитель П.А. Толстых) // Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, Москва, 2009-2011.
Нарушение авторских прав будет преследоваться в судебном порядке.

Автор благодарит:
Власову Ирину Вячеславовну за ценные рекомендации в осмыслении данного термина.


Перейти к словарю
Время генерации страницы: 0.091896057128906