Lobbying.Ru Слово из словаря

Профессиональный словарь лоббистской деятельности
(составитель к.п.н П.А. Толстых)

Лоббизм во Франции.

Во Франции лоббистская деятельность долгое время была вне закона, поскольку считалось, что правительство должно отстаивать только общенациональные интересы. Многие французские республиканцы до сих пор полагают, что необходимо относиться с подозрением к требованиям "особых интересов", которые часто противопоставляются с "общими интересами" нации. Например, такова одна из интерпретаций «Общественного договора» Ж.Ж.Руссо. Интерес к профессиональному лоббированию среди законодателей появляется только в начале 1980-х годов. С тех пор, оно устойчиво развивается; много различных  групп, лоббирующих чьи-либо интересы, стремятся влиять на такие французские властные структуры как Правительство и французский Парламент ("Национальное собрание" и "Сенат"). Все больше французских предприятий пытается организовать свои собственные лобби, путем создания собственных отделов связей с общественностью. В последние годы, все больше увеличивается количество  различных лобби, организованных группами граждан. Например, они представляют интересы граждан и выступают против генетически модифицированной продукции и незаконной деятельности в сфере программного обеспечения.

Нормативное регулирование лоббистской деятельности во Франции
В 1884 году в стране был принят Закон о свободе союзов, который способствовал защите «цеховых интересов» лоббистов. Фактически лоббисты представляли перед политиками интересы «королей» сахара, табака, стали и т. п. В настоящее время во Франции насчитывается более 1,5 тыс. таких групп, имеющих в основном профессиональный профиль. Но контакты лоббистов и политиков осуществляются преимущественно «за кулисами»: аппарат управления дистанцируется от лоббистов, по крайней мере, не легализует своих связей с ними.

На основании  Конституцией 1958 года во Франции действует Социально-экономический совет. Этот орган состоит из представителей профессиональных групп страны и призван давать Правительству заключения по всем законопроектам экономического и социального характера. Таким образом, он исполняет роль своеобразного «лоббистского парламента». Подобные органы, кстати, действуют также в Австрии и Голланди.

В январе 1991 года во Франции создается Ассоциация советов по лоббизму, призванная ввести в определенную систему отношения государства и представителей заинтересованных групп.

В 1981 году после 23-летнего правления голлистов встала необходимость вновь выстраивать отношения государства и промышленности. Традиции французского парламентаризма подразумевают, что депутаты обязательно выражают чьи-то интересы и столь же обязательно заявляют при этом, что они стоят на защите интересов народа. Во Франции лоббистов традиционно называют экспертами, а технику лоббирования предпочитают выбирать и осуществлять самостоятельно. 69% французских чиновников считают, что лоббисты могут выступать как посредники, но 49% признают, что они в принципе не могут определять характер политического решения на каком-либо уровне. Лоббист должен "изготовить продукт", причем с риском, что он может и не понадобиться заказчику. Таким образом, процесс легализации лоббистских функций во Франции запаздывает.

В настоящее время процесс регулирования лоббистской деятельности во Франции все еще развит крайне слабо.  В частности:

  • Нет никакого отрегулированного доступа к французским государственным учреждениям, также как и  регистра. Например, внутреннее правило Национального собрания (ст. 23 и 79), запрещает членам парламента быть связанными с какими-либо особыми группами, лоббирующими чьи-либо интересы.
  • Члены парламента при голосовании, политических дискуссиях и пр. не должны объявлять свои интересы.
  • Список помощников членов парламента не является общественным.
  • Нет никакого правила регулирующего  консультации заинтересованных групп с Парламентом и Правительством.

Тем не менее, следует сказать о недавней парламентской инициативе, представленной несколькими членами парламента, предлагающей  установить регистр для представителей заинтересованных групп и лоббистов, которые намереваются лоббировать чьи-либо интересы в Парламенте. Цель этой инициативы состоит в том, чтобы ввести стандарты поведения и доступа к Национальному собранию. С помощью регистра эти стандарты поведения и доступа позволят Собранию идентифицировать и поддерживать список представителей заинтересованных групп, которые следят за законодательной деятельностью, и также позволят полностью контролировать доступ представителей лоббирующих групп к  Национальному собранию. Однако эта законодательная инициатива пока еще не была принята.

Довольно активно ведут себя во Франции различные группы интересов и действующие от их имени лоббистские ассоциации. Например, под напором многочисленных семейных ассоциаций была похоронена идея о переходе к адресной поддержке нуждающихся семей с детьми и отмены пособий семьям с высокими доходами. После серии забастовок и демонстраций работников сферы образования (в которых приняло участие от 60 до 70% школьных учителей) в марте 2000 г. был вынужден подать в отставку министр образования К. Аллегр. Реструктурирование системы медицинского образования шло также путем переговоров с медицинскими ассоциациями, благодаря чему удалось уменьшить стоимость некоторых видов медицинских обследований и сократить гонорары специалистов. В 2000-2001 гг. проходили напряженные переговоры кабинета Л. Жоспена с представителями основных профсоюзов государственных служащих и предпринимательских кругов по вопросу об изменении пенсионного обеспечения.
«Политика влиятельных друзей» всегда являлась существенным фактором в решении дел во Франции.

Недостатками французского подхода являются возникновение проблем, связанных с формированием Социально-экономического совета, обеспечения в нем равномерного представительства различных профессиональных групп. Однако существующие ограничения не мешают специально созданным организациям выступать посредниками для продвижения различных интересов в органах государственной власти. При этом это одинаково верно для заказов как для внутреннего, так и для внешнего рынка.
Показателен в данной связи документ, который приводит в своей книге руководитель ведущей консалтинговой фирмы в сфере PR Жан-Пьер Бодуан. В этом документе описываются конкретные виды услуг, которые оказывают консалтинговые фирмы в области взаимодействия  с органами государственной власти.  Среди них можно выделить – продвижение идей заинтересованной стороны в органах власти, теоретическая разработка и практическое применение коммуникационных стратегий по отношению к органам законодательной и исполнительной власти для принятия или изменения решения, внесение нужных изменений в законодательство и т.п. Приводятся также классический набор услуг для продвижения интересов внешнего заказчика при проведении взаимоотношений с органами государственной власти Франции: консультирование и содействие иностранным государствам, иностранным компаниям, государственным или негосударственным организациям и пр.


Если у Вас есть вопросы по данному тексту, Вам есть что добавить или поспорить, пожалуйста, пишите автору данного словаря П.А. Толстых на site-contacts@lobbying.ru.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права на данный текст. При использовании материалов ссылка или активная ссылка обязательна:
Профессиональный словарь лоббистской деятельности (составитель П.А. Толстых) // Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, Москва, 2009.
Нарушение авторских прав будет преследоваться в судебном порядке.

Автор благодарит:
Марию Чернякову за ценные рекомендации в осмыслении данного термина.


Перейти к словарю
Время генерации страницы: 0.054164886474609