Lobbying.Ru Слово из словаря

Профессиональный словарь лоббистской деятельности
(составитель к.п.н П.А. Толстых)

Лоббизм в Германии

Конституционные основы лоббистской деятельности в Германии закреплены в статье 17 Конституции, которая гласит «Каждый имеет право самостоятельно или в сообществе с другими письменно обращаться с просьбами или жалобами в соответствующие органы и в парламент».

В Германии нет единого федерального закона о лоббистской деятельности, однако имеется целый ряд документов, регулирующих лоббистскую деятельность. К таким документам в первую очередь следует отнести:

  • «Единое положение о федеральных министерствах»;
  • «Регламент деятельности Бундестага»;
  • «Кодекс поведения члена Бундестага»;
  • «Положение о регистрации союзов и их представителей при Бундестаге».

Рассмотрим подробнее каждый из них:
«Единое положение о федеральных министерствах». Согласно данному положению участие экспертов из заинтересованных профессиональных союзов и ассоциаций разрешено в работе по разработке законопроектов в федеральных министерствах. Таким образом, в ФРГ также предусмотрен лоббизм на уровне исполнительной власти.

«Регламент деятельности Бундестага». Согласно регламенту участие экспертов из заинтересованных профессиональных союзов и ассоциаций разрешено в деятельности германского парламента.

«Кодекс поведения члена Бундестага» был принят в 1972 году. Он предоставляется право депутатам заниматься за вознаграждение проблемами, выносимыми на обсуждение комитетов парламента. Перед началом слушаний в комитете они обязаны «объявить о своей заинтересованности». Кодекс также обязывает каждого депутата обнародовать в установленном порядке информацию о том, с какими лоббистскими организациями данный депутат в настоящее время взаимодействует. Но, по общему мнению, эти сведения практически не доходят до широкой общественности.

«Положение о регистрации союзов и их представителей при Бундестаге» было принято в 1972 году. Данное положение преследует ту же цель, что и американский закон — легализацию контактов субъектов лоббизма с органами государственной власти. Положение предусматривает открытую публикацию лоббистского списка, где указываются все союзы, ассоциации и объединения, получившие официальный доступ к ведомствам федерального правительства и комитетам парламента. Однако, несмотря на общую задачу, данные нормативные акты существенно отличаются друг от друга. Если американский закон распространяется на юридических и физических лиц, то Положение о регистрации союзов и их представителей при Бундестаге — только на юридических. В соответствии с его условиями, не требуется указывать получаемые и расходуемые денежные средства, так как при свободной регистрации, нет оснований доверять таким данным. 

При регистрации германский лоббист должен представить следующие сведения:

  • название и адрес союза (в немецком языке термин «союз» эквивалентен термину «группа интересов»);
  • состав правления;
  • область интересов союза;
  • количество членов союза;
  • имя представителя союза и адрес представительства при Бундестаге и Федеральном Правительстве.

На основании сведений о руководстве, количестве членов и области интересов союза германский депутат может судить об авторитетности и репрезентативности зарегистрированного лоббиста.
В соответствии с данным положением в палатах германского парламента представлены несколько сотен лоббистских структур федерального уровня . Благодаря регистрации лоббистские структуры получают официальную возможность принять участие в работе профильных комитетов, открыто формулировать свои мнения на открытых слушаниях и т.п.

Дополнительные материалы:
Интервью Павла Толстых с директором Берлинского офиса и членом Совета директоров холдинга fischerAppelt Kommunikation Ларсом Кордсом о лоббизме в Германии см. здесь.
Кельнская общественная организация "Lobbycontrol" ("Контроль за лоббистами") одной из целью которой является пролить свет на работу лоббистских организаций в немецкой столице. В своей работе организация прибегает к весьма необычным формам, как например, к проведению экскурсий по "местам боевой славы" берлинских лоббистов.
Лидия Ляйперт, Виктор ВайцПод колпаком лоббистов: тайные сферы влияния в немецкой столице.


Если у Вас есть вопросы по данному тексту, Вам есть что добавить или поспорить, пожалуйста, пишите автору данного словаря П.А. Толстых на site-contacts@lobbying.ru.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права на данный текст. При использовании материалов ссылка или активная ссылка обязательна:
Профессиональный словарь лоббистской деятельности (составитель П.А. Толстых) // Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, Москва, 2009.
Нарушение авторских прав будет преследоваться в судебном порядке.


Перейти к словарю
Время генерации страницы: 0.026317119598389