Lobbying.Ru Слово из словаря

Профессиональный словарь лоббистской деятельности
(составитель к.п.н П.А. Толстых)

Федеральный закон о регулировании лоббистской деятельности (Lobbyists Registration Act - LRA) в Канаде был принят сравнительно недавно - в 1988 году.

Закон LRA не распространяется на следующих лиц, действующих строго в рамках своих компетенций:

  • члены законодательных или исполнительных органов власти провинций;
  • члены дипломатических миссий, представляющих в Канаде интересы иностранных государств;
  • члены представительства ООН, а также других международных организаций, для которых законодательно предусмотрены иммунитет и привилегии;

Лоббизмом согласно закону LRA не считается:

  • Любое устное или письменное обращение к парламенту, совершенное в ходе процедур, письменные стенограммы которых доступны общественности;
  • Любое устное или письменное обращение к госслужащему со стороны физического лица с целью применения или интерпретации любого Акта парламента в интересах этого физического лица или компании, которую он представляет;
  • Любое устное или письменное обращение к госслужащему, совершенное в ответ на письменный запрос со стороны госслужащего с просьбой дать совет или комментарий касательно разработки законов, заключение контракта для удовлетворения потребностей государства.

Классификация лоббистов, согласно LRA:

  • лоббисты-консультанты (Consultant Lobbyists);
  • корпоративные «встроенные лоббисты» (in-house lobbyists (corporate));
  • «встроенные лоббисты» от организации (in-house lobbyists (organizations)).

Рассмотрим каждый из видов более подробно.

Лоббисты-консультанты определяются как лица, которые за плату в интересах любой организации или частного лица:

Во-первых
, обращаются к госслужащему с целью:
а) разработки проекта закона;
б) введения, изменения или отмены любого законопроекта или иного законодательного акта;
в) разработки любого регламента;
г) разработки или изменения государственной политики или программы;
д) получения любой субсидии, гранта и т.п. от государства.

Во-вторых, организуют встречу госслужащего и третьего лица.

Процедура отчетности:
Лоббисты-консультанты не позднее, чем через 10 дней после начала любого из вышеописанных действий должен отправить в регистрирующий орган следующую информацию: 

  • свое имя и место работы;
  • имя и юридический адрес работодателя;
  • организационно-правовую форму компании-работодателя, а также любой аффилированной компании, заинтересованной в действиях лоббиста;
  • вид деятельности компании-работодателя;
  • вопросы, по которым лоббист обращался к государственным служащим;
  • государственные органы, в которых работают госслужащие, с которыми общался лоббист;
  • методы коммуникации между лоббистом и госслужащим (например, grass-roots communication и т.п.)

Корпоративные «встроенные лоббисты» - это лица, нанятые какой-либо организацией или частным лицом, значительную часть (20% и более) обязанностей которых составляет общение с госслужащими в интересах работодателя или аффилированной компании (если работодатель не физическое лицо) по вопросам:

  • разработки проекта закона;
  • введения, изменения или отмены любого законопроекта или иного законодательного акта;
  • разработки любого регламента;
  • разработки или изменения государственной политики или программы;
  • получения любой субсидии, гранта и т.п. от государства.

Процедура отчетности:
Корпоративный «встроенный лоббист» должен в течение двух месяцев отправить в регистрирующий орган следующую информацию:

  • свое имя и место работы;
  • имя и юридический адрес работодателя;
  • организационно-правовую форму компании-работодателя, а также любой аффилированной компании, заинтересованной в действиях лоббиста;
  • вид деятельности компании-работодателя;
  • вопросы, по которым лоббист обращался к государственным служащим;
  • государственные органы, в которых работают госслужащие, с которыми общался лоббист;
  • методы коммуникации между лоббистом и госслужащим (например, grass-roots communication и пр.)

«Встроенные лоббисты» от организации (in-house lobbyists (organizations)) – это лица, которые являются сотрудниками организации, и любую часть обязанностей которых составляет общение с госслужащими в интересах компании-работодателя по вопросам:

  • разработки проекта закона;
  • введения, изменения или отмены любого законопроекта или иного законодательного акта;
  • разработки любого регламента;
  • разработки или изменения государственной политики или программы;
  • получения любой субсидии, гранта и т.п. от государства.

Процедура отчетности:
Регистрацией «встроенных лоббистов» от организации занимается компания-работодатель, в том случае, если общее количество времени, в течение которого все работники организации заняты лоббистской деятельностью, составляет не менее 20 процентов общего времени занятости всех сотрудников. Если это условие выполняется, компания-работодатель должна отправить в регистрирующий орган информацию обо всех своих сотрудников, занятых в лоббистской деятельности (даже тех сотрудников, чье индивидуальное время занятости лоббистской деятельностью меньше 20 процентов).

Институт регистрации лоббистов в Канаде:
Органом, регистрирующим лоббистов в Канаде, является Центральное бюро регистрации Канады (Registrar General of Canada), которое каждый год публикует финальный (итоговый) отчёт.

За соблюдением требований закона LRA следит специально назначаемый советник по этике (Ethics Counsellor).  Советник по этике руководит работой по составлению «Кодекса поведения лоббиста» (LOBBYISTS' CODE OF CONDUCT). При нарушении лоббистом правил LRA или кодекса советник по этике организует расследование инцидента. По завершении расследования отчет, включающий сведения обо всех полученных лоббистом сумм, и совершенных им расходах, отправляется в Центральное бюро регистрации Канады (Registrar General of Canada) и в каждую из палат парламента, которые на основе отчета выносят заключение.

Канадская система регулирования лоббистской деятельности более либеральна, чем американская, что вызывает множество нареканий со стороны общественности. Чаще всего предметом критики становится то, что в Канаде:

  • лоббисты не обязаны раскрывать объем финансовых средств, потраченных на лоббистскую деятельность;
  • отсутствуют ограничения на занятия бизнесом уволившихся министров или иных госслужащих, занимающих высокие должности;
  • непрозрачная система распределения государственных заказов;
  • отсутствует кодекс поведения для членов парламента, обязывающих их раскрывать свои интересы, накладывающий ограничения на получение подарков и т.п.

Таким образом, несмотря на то, что за нарушение правил регистрации и кодекса лоббистов могут налагаться штрафы, реестр лоббистов в Канаде носит, скорее, информативный характер.


Если у Вас есть вопросы по данному тексту, Вам есть что добавить или поспорить, пожалуйста, пишите автору данного словаря П.А. Толстых на site-contacts@lobbying.ru.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права на данный текст. При использовании материалов ссылка или активная ссылка обязательна:
Профессиональный словарь лоббистской деятельности (составитель П.А. Толстых) // Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, Москва, 2009.
Нарушение авторских прав будет преследоваться в судебном порядке.


Перейти к словарю
Время генерации страницы: 0.026112079620361