Lobbying.Ru Слово из словаря

Профессиональный словарь лоббистской деятельности
(составитель к.п.н П.А. Толстых)

Определение
Иностранный лоббизм (то же что и "иностранное лоббирование") – институт политической системы, представляющий собой процесс по продвижению интересов иностранных частных лиц, корпоративных структур (а также представляющих их профессиональных лоббистских фирм и общественных организаций)  в национальных органах государственной власти, с целью добиться принятия выгодного для них политического решения.

Дополнительные материалы

Иностранный лоббизм в России
В современном мире иностранный лоббизм играет все более и более важное значение. Во многом это связано с глобализацией политики, экономики и культуры. Любое государство, которое сталкивается с иностранным лоббизмом, балансирует между защитой интересов отечественного производителя, что выражается в усилении протекционистской политики, ужесточении санкций по отношению к зарубежным производителям и теорией свободной торговли, основанной на свободном перемещении капиталов, людей и прочих ресурсов.

Понятийный аппарат
В современной научной среде, занимающейся вопросами изучения взаимоотношений бизнеса и власти, лоббизма и Government Relations понятие иностранный лоббизм четко не обозначено. В связи с этим возникает определенная путаница, что понимать под данным термином?
С одной стороны, это деятельность по продвижению интересов национальных акторов в органах государственной власти за рубежом. С другой, под указанным термином можно понимать процесс по продвижению интересов зарубежных акторов (корпоративных или общественных структур) в органах государственной власти страны с целью добиться принятия выгодного для себя решения.
В дальнейшем под данным термином мы будем понимать именно второе определения. Для первого не менее важного явления мы предлагаем использовать термин «лоббизм за рубежом».

Субъекты иностранного лоббизма:
Субъект иностранного лоббизма - многообразие сформировавшихся негосударственных акторов целенаправленно оказывающих давление на орган государственной власти страны с целью добиться принятия выгодного для иностранного заказчика решения.
Ряд исследователей под субъектами лоббизма понимают также «недипломатические центры влияния», которые помогают проводить «нужную» государственную политику за рубежом. В данном случае лоббисты выполняют ряд задач, которые по протокольным или иным соображениям боятся брать на себя дипломаты.

Субъектов иностранного лоббизма в свою очередь можно условно разделить на тех, кто продвигает коммерческие и некоммерческие интересы.

1. Коммерческие интересы
Основными представителями данного вида лоббизма являются бизнес-ассоциации, отраслевые ассоциации и корпорации. Основная особенность данной группы лоббистов заключается в том, что они отстаивают в органах государственной власти, прежде всего свои экономические интересы. Предмет их лоббизма может быть соответственно представлен на макро-, на отраслевом и корпоративном уровнях. Рассмотрим это разделение подробнее.

На макроуровне иностранный лоббизм представлен иностранными бизнес ассоциациями, которые объединяют прежде всего иностранные корпорации. Такие ассоциации ратуют за создания благоприятного режима деятельности для иностранных компаний на территории России, за снижение административных барьеров, уменьшение налогов и пр. Самыми заметными представителями иностранного лоббизма в России на макроуровне являются:

На отраслевом уровне иностранный лоббизм представлен рядом отраслевых объединений. К ним в России можно отнести:

Основной предмет лоббизма выделенных акторов – создание наиболее благоприятных условий ведения бизнеса для их отрасли, антилоббирование различного рода запретительных норм и правил, противодействие антидемпинговым расследованиям, заградительным пошлинам и пр.

На корпоративном уровне иностранный лоббизм представлен департаментами по связям с органами государственной власти иностранных корпораций, которые в России действуют чрезвычайно активно и профессионально. Департаменты по GR иностранных корпораций ратуют за изменения налогообложения или тарифов, изменения законодательства (в результате которого, например, повышаются требования ведения бизнеса в стране и несоответствующие этим требованиям компании вынуждены уйти с рынка), получение выгодных государственных заказов и пр. Предмет их лоббизма мало чем отличается от лоббизма российских компаний, однако имеет ряд особенностей. Департаменты по GR иностранных компаний вынуждены блокировать популистские заявления национально ориентированных политиков («они нас всех уже скупили»), а также противодействовать национальному корпоративному лобби в борьбе за ресурсы (пример: стратегические месторождения и пр.)

2. Некоммерческие интересы
Основными субъектами данного вида лоббизма являются представители, так называемого, третьего сектора: иностранные правозащитные организации (Human Rights Watch), экологические организации (Гринпис, Всемирный фонд дикой природы), исследовательские фонды (Московский Центр Карнеги, Московское представительство Фонда Аденауэра) и др.
Основное отличие данной группы лоббистов заключается в том, что они отстаивают в органах государственной власти, прежде всего свои права, а не коммерческие интересы.


Авторские права:
Профессиональный словарь лоббистской деятельности (составитель П.А. Толстых) // Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, Москва, 2009. При использовании материалов ссылка обязательна.


Перейти к словарю
Время генерации страницы: 0.026021003723145