Lobbying.Ru Слово из словаря

Профессиональный словарь лоббистской деятельности
(составитель к.п.н П.А. Толстых)

В Соединенных Штатах Америки лоббизм осуществляется в соответствии с принятой в 1789 году первой поправкой к Конституции, гарантирующей, в частности, право граждан обращаться в официальные органы с жалобами.

Поправка I (1791)

Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии или запрещающего свободное исповедание оной, либо ограничивающего свободу слова или печати либо право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб.

Congress shall make no law respecting an establishment of religion, or prohibiting the free exercise thereof; or abridging the freedom of speech, or of the press; or the right of the people peaceably to assemble, and to petition the Government for a redress of grievances.

В 1876 году был принят закон, согласно которому все, осуществляющие лоббистскую деятельность, обязаны были заявить о себе и официально зарегистрироваться в нижней палате парламента - палате представителей (the House),  у клерка нижней палаты парламента (the clerk of the House) .

Анализируя практику лоббизма в США нельзя не согласиться с одним из первых исследователей этого явления Николаем Зяблюком, который приписывает политической системе этой страны «неоспоримое первенство» в развитии этого института. В США, пишет ученый, «в силу исключительно благоприятных для лоббизма особенностей его развития он достиг уровня относительно самостоятельного политического института, представляющего собой мощный механизм влияния на процесс принятия решений органами государственной власти США по вопросам внутренней и внешней политики». Но прежде, чем стать влиятельным политическим институтом, закрепленным в различных правовых актах, лоббизм в США прошел долгую историю становления.

Самым ранним случаем иностранного лоббизма в США считается наем в XIX веке правительством России американского экс-сенатора за колоссальную сумму в 30 тыс. долл. для лоббирования покупки Аляски правительством США, что было успешно им выполнено. 

Федеральный закон о регистрации иностранных агентов (ФАРА)
Долгое время под лоббизмом в США понималось лоббирование, прежде всего, определенных внешнеполитических интересов, и именно этот смысл был вложен в закон 1938 года о регистрации иностранных агентов (ФАРА), обязывающий их регистрироваться и отчитываться в своей деятельности. Нормы закона применяются, если одна из сторон действует от имени иностранного правительства, иностранной политической партии, самостоятельного субъекта или другого так называемого иностранного принципала, который занимается лоббистской деятельностью или является частью представительства этого иностранного клиента. Интересным является тот факт, что данный закон был принят в качестве меры по предотвращению нацистской и коммунистической пропаганды в США. Только в 1966 году в него были внесены поправки, сместившие акцент с пропагандистской на политическую и экономическую деятельность.

Федеральный закон о регулировании лоббистской деятельности от 1946 года
В 1946 году в США приняли специальный закон о регулировании лоббизма, в котором было установлено требование о необходимой регистрации всех профессиональных лоббистов. Рассмотрим ключевые нормы данного закона.

Кто является лоббистом: В §266 закона сказано, что его действие распространяется на любое лицо, «которое непосредственно либо через своих представителей, служащих или иных лиц собирает или получает денежные средства или иные ценности с целью использования главным образом для достижения одной из нижеследующих задач:

  1. принятия или отклонения Конгрессом Соединенных Штатов какого-либо законодательного акта;
  2. воздействия прямо или косвенно на принятие или отклонение Конгрессом Соединенных Штатов какого-либо законодательного акта».

На какие ветви власти распространяется закон: Закон распространяется только на лоббистов, осуществляющих свою деятельность в Конгрессе США.

Порядок регистрации лоббистов: В §267 закона подробным образом описана процедура регистрации лоббистов секретарем Сената и клерком Палаты. Согласно закону лоббист представляет под присягой в письменном виде заявление, в котором приводятся: имя и адрес учреждения регистрируемого лица; имя и адрес лица, которое его нанимает и в чьих интересах оно выступает; сроки найма, сумма вознаграждения; сумма и цели выделенных на расходы средств; подробные отчеты, в которых приводятся все средства, полученные и израсходованные на указанные цели в предшествующем квартале; лица, которым были выплачены какие-либо суммы, а также цели произведенных выплат; наименование каких-либо документов, периодических изданий, журналов и иных публикаций, в которых по инициативе лица были помещены статьи или материалы по законопроектам, которым оно согласно договору о найме должно препятствовать либо оказывать поддержку.

Правовые ограничения лоббизма: В § 269 закона указаны правовые ограничения лоббизма. Взятки и откровенный подкуп, например, членов Палаты представителей и Сената запрещены. Меры ответственности были установлены следующие: штраф до 5000 долларов, либо тюремное заключение на срок не более 12 месяцев, или то и другое наказание одновременно; в качестве дополнительной меры — лишение права заниматься в течение трех лет лоббистской деятельностью.

Серьезное наступление на лоббизм было предпринято в 1970-е годы прошлого века. Именно в это время были приняты нормы, косвенно регулирующие деятельность лоббистов, хотя потребность в новом законе для многих уже тогда была очевидной. В 1971 году вступил в силу Закон о федеральных избирательных кампаниях, гарантировавший государственное финансирование кандидатов в президенты от двух основных партий. Закон нацелен на ограничение влияния групп давлений, желающих провести своего президента к власти. Известно, что за каждым из первых лиц стоят, как правило, определенные силы влияние: за Эйзенхауэром – военное лобби, за Джонсоном - нефтяники Техаса, за Рейганом – «калифорнийская группа», за Джорджем Бушем (мл.) – компания «Халибертон» и т.д.

В 1974 году была принята поправка, ограничивающая суммы взносов частных лиц и Комитетов Политического Действия, через которые шли деньги лоббистов. По замыслу поправки Комитеты политического действия должны были аккумулировать средства граждан, групп, объединений и ввести в сбор средств на выборы в конгресс некоторое единообразие. Но действие поправки не привело к желаемым результатам, так как на практике крупная корпорация просто имеет не один Комитет политического действия, а столько, сколько потребуется, что бы «рассовать» нужную сумму.

В 1979 году была создана профессиональная ассоциация лоббистов – Американская лига лоббистов. Организация издает ежемесячный бюллетень, занимается пропагандой особой роли профессии лоббиста, подчеркивая ее значимость и важность в объективном принятии государственных решений . 

Федеральный закон о регулировании лоббистской деятельности от 1995 года (Lobbying Disclosure Act)
В 1995 году Президент США Билл Клинтон подписал новый, более жесткий закон о раскрытии лоббистской деятельности (Lobbying Disclosure Act), который вступил в силу 1 января 1996 года. Его действие распространилось на лоббирование не только Конгресса, но и исполнительных органов власти, было введено много новых терминов, а также перечислены 19 видов действий, не подпадающих под понятие «лоббизм». Штрафы за нарушение закона увеличены в пять раз, но тюремное заключение нарушителям не грозит. В новом законе появилось положение о том, что все иностранные лоббисты, представляющие коммерческие интересы, регистрируются наравне с их американскими коллегами, а иностранными агентами, подпадающими под действие ФАРА, считаются теперь только агенты влияния иностранного государства в целом (работники посольств, межгосударственных организаций и т.д.). Произошло это в связи с глобализацией бизнеса в мире, в результате чего усилилась степень влияния иностранного лобби в США. Необходимость принятия нового закона также объяснялась тем, что только один из пяти лоббистов регистрировался, а остальные предпочитали не афишировать свою деятельность и выдавали себя за экспертов, консультантов, информаторов и т.п.

Порядок регистрации и отчетности в Lobbying Disclosure Act: Лоббисты и лоббистские фирмы обязаны зарегистрироваться у секретаря (Secretary) Офиса Сената по общественным записям (Senate Office of Public Records), который доводит всю информацию о лоббисте до общественной инспекции (public inspection). Существует две формы для регистрации: LD-1, форма для тех, кто регистрируется впервые, и форма LD-2, для тех, кто уже был зарегистрирован ранее.
Каждые полгода (не позднее 14 августа и 14 февраля или на следующий рабочий день, если на эти дни приходятся праздники или выходные) лоббисты и лоббистские фирмы обязаны послать детальный отчет о своей деятельности (согласно запросам в указанных формах) в Офис по общественным записям (the Office of Public Records). Допускается два варианта заполнения:

  • бумажное заполнение (Paper Filing);
  • электронное заполнение(Electronic Filing), которое потом может быть отправлено по электронной почте.

Бумажное заполнение (Paper Filing) требуемых форм отсылается через почту Соединенных штатов, службу Federal Express (FedEx) или Ups. Отчеты, доставленные в Офис по общественным записям (the Office of Public Records), на которых будет стоять почтовый штемпель с датой не позднее 14 августа и 14 февраля или на следующий рабочий день, если на эти дни приходятся праздники или выходные, считаются пришедшими вовремя. Для ручной доставки документов можно использовать только правительственных курьеров со специальным удостоверением личности, разрешенным Федеральным Правительство (Federal Government). При электронном заполнении (Electronic Filing) требуемых форм лоббисту присваивается регистрационный номер и пароль, после чего он может заполнить форму с помощью специальной программы.

Кто является лоббистом по Lobbying Disclosure Act: Лоббистом считается человек, который тратит не менее 20 процентов своего времени на лоббистскую деятельность, имеет многочисленные контакты с членами законодательных и исполнительных органов власти, получил за свои услуги от своих клиентов не менее 5000 долларов в течение 6 месяцев.

На какие ветви власти распространяется Lobbying Disclosure Act: Действие закона распространяется на лоббирование не только Конгресса, но и исполнительных органов власти.

С текстом закона можно ознакомиться здесь.

Сегодня в США выходят несколько информационных бюллетеней, посвященных вопросам лоббизма. Самыми авторитетными из них являются:

  • Сборник «Вашингтонские представители»;
  • Сборник «О’Двайерс Вашингтон рипорт».

Справочник «Вашингтонские представители» выходит ежегодно, содержит около 1000 страниц текста и стоит порядка 100 долларов. В справочнике содержатся данные о годовой деятельности лоббистов, будь то юридические консультанты, сотрудники различных учреждений со штаб квартирой по связям с органами государственной власти в Вашингтоне. В опубликованном в 1993 году ежегодном сборнике было официально зарегистрировано 15 тысяч лоббистов.

Бюллетень «О’Двайерс Вашингтон рипорт» издается с 1992 года сначала ежемесячно, а затем – из-за большого количества информации - два раза в месяц. Стоимость подписки на год составляет 95 долларов. Бюллетень в основном предназначен для лоббистов, представляющих иностранных компании и государства в США и содержит данные о различных контактах иностранных лоббистов, их цели и гонорары за предоставленные услуги .  

Все недостатки, связанные с лоббизмом американским политикам, юристам и политологам хорошо известны. Но лоббистов принято сравнивать с комаром, вьющимся над быком (Конгрессом) и заставляющим его энергично пахать, или с дыханием, которое необходимо организму независимо от того, чистое оно или нет. Никому и в голову не придет запретить лоббизм или поставить лоббистов в чрезвычайно жесткие рамки, что объясняется тем положительным потенциалом, который свойствен лоббизму.

В дополнение к опубликованным законам, применяемым к лоббистам и лоббистской деятельности в Конгрессе США, существуют парламентские правила как в Палате представителей, так и в Сенате, которые, однако, не применяются вопреки этим федеральным законам или же прямо применимы к частным лицам, лоббирующим Конгресс, и которые могут серьезно повлиять на деятельность и поведение таких лоббистов. Эти правила устанавливают этические директивы и правила поведения для депутатов и служащих Конгресса. Кроме того, имеются этические директивы и профессиональные нормы для лоббистов, установленные добровольными организациями профессиональных лоббистов.

Кейсы по лоббизму в США
Одним из наиболее нашумевших примеров работы лоббистов-профессионалов стала борьба концерна ВПК за заказ на строительство многоцелевого истребителя следующего поколения F-35, так называемая "сделка века". Схватка между крупнейшими военными компаниями длилась три года, с лета 1998-го по осень 2001-го. Это было бескрайнее поле битвы для лоббистов. Они выступали на слушаниях военных комитетов конгресса с изложением позиций заинтересованных сторон, вели официальные и неформальные беседы с чиновниками Пентагона, рассылали информацию в государственные органы и СМИ, организовывали кампании давления с мест. Например, потоки писем, телеграмм, телефонных звонков в адрес законодателей от жителей штата Миссури, где расположены главные заводы корпорации "Боинг", и штата Техас Кентукки, где находятся сборочные линии. Победили в результате лоббисты корпорации "Локкед Мартинг". Главный подрядчик военного ведомства выиграл суперконтракт на 200 млрд. долларов. В ближайшие 10 лет он построит три тысячи F-35 для Пентагона и 150 для королевских ВВС в Великобритании.

Коррупционные скандалы в США, связанные с лоббированием
В 2002 году конгрессмен Джеймс Трафикант был обвинен по 10 пунктам обвинения, где шла речь о взяточничестве, вымогательстве и уклонении от налогов. Подтвержденная сумма взяток, полученных конгрессменом, превысила $100 тыс. Приговорен к 8 годам тюремного заключения.

В 2004 году заместитель секретаря по вопросам закупок ВВС Дарлин Драян была приговорена к 9 месяцев условно. Драян курировала возможную сделку по аренде 100 самолетов у компании Boeing. В 2002 году она приняла решение уйти с госслужбы и наняться на работу в Boeing, однако о своих переговорах с корпорацией сообщила руководству лишь спустя неделю после их начала. Тем самым Драян допустила конфликт интересов.

В 2005 году конгрессмен Рэндалл «Дюк» Каннингем был приговорен к 8 годам тюрьмы. Каннингем помог владельцу оборонной компании MZM Inc. получить крупный государственный контракт. Благодаря Каннингему малоизвестная оборонная компания за один год утроила свой доход. Тому же человеку конгрессмен продал свой дом, получив сумму гораздо выше рыночной. Подтвержденная сумма взяток, полученных конгрессменом, превысила $2,4 млн.

В 2006 году известный республиканский лоббист Джек Абрамофф получил 6 лет тюрьмы. Джек Абрамофф предлагал законодателям бесплатные международные турне, эксклюзивные билеты на спортивные матчи, абонементы в гольф-клубы и просто дары и денежные вознаграждения. Джек Абрамофф путем мошенничества выманили у нескольких индейских племен десятки миллионов долларов. Он обещал индейцам пролоббировать законы о строительстве казино в резервациях, а на самом деле присвоил себе эти деньги. Абрамофф также организовал несколько встреч с американским президентом Джорджем Бушем: с президентом Габона Омара Бонго за $9 млн. в 2004 году, а также с премьер-министром Малайзии Махатир Мохамада за $1,2 млн. в 2002 году. 

В 2007 году конгрессмен Уильям Джефферсон был лишен депутатской неприкосновенности и сейчас ожидает решения суда. Если вина Джефферсона будет доказана, его могут приговорить к нескольким десяткам лет лишения свободы. Обвинение предъявлено по 15 пунктам, среди которых тайный сговор, взяточничество, отмывание денег, мошенничество, препятствование отправлению правосудия и вымогательство. Сумма взяток, которая фигурирует в деле, превышает $2,4 млн.


Если у Вас есть вопросы по данному тексту, Вам есть что добавить или поспорить, пожалуйста, пишите автору данного словаря П.А. Толстых на site-contacts@lobbying.ru.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права на данный текст. При использовании материалов ссылка или активная ссылка обязательна:
Профессиональный словарь лоббистской деятельности (составитель П.А. Толстых) // Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, Москва, 2009.
Нарушение авторских прав будет преследоваться в судебном порядке.


Перейти к словарю
Время генерации страницы: 0.026392936706543