Lobbying.Ru Слово из словаря

Профессиональный словарь лоббистской деятельности
(составитель к.п.н П.А. Толстых)

Public Affairs (PA) - направление деятельности по установлению и поддержанию связей организации и выстраиванию взаимоотношений исходя из собственных интересов с индивидуальными и солидарными стейкхолдерами в государственной, общественной и корпоративной среде, имеющими существенное отношение и/или влияние на текущую деятельность и стратегическое развитие организации.

Этимологическое значение
Значение слова Affairs - не столько процесс, сколько действие. Переводится как «дела», «деятельность», «занятия». Причем дела "с большой буквы" - к примеру, Министерство Иностранных Дел = Ministry of Foreign Affairs.
Вот этот высокий смысл и определяет, почему термин «Affairs» в принципе выше «Relations» и отсюда Public Affairs стоит над Public Relations (PR) и  Government Relations (GR). Другими словами PR, GR и прочие коммуникативные технологии - частный случай PA, и специалист в области PA должен ими всеми в той или иной мере обладать, а в корпоративной иерархии его положение должно быть выше, чем у специалиста в области PR или GR.

В международной корпоративной практике диапазон охвата Public Affairs - шире, а статус и степень ответственности на этой работе - выше, чем в Public Relations, которая входит в PA, как одно из направлений наряду с Government Relations - взаимодействием со сферой госуправления (GR), работой в области корпоративно-социальной ответственности (SCR), взаимодействием с инвесторами - Investor Relations, MediaRelations - работой со СМИ - и др.

В России Public Affairs нередко принимают за синоним Public Relations и, хотя эти понятия и сферы деятельности весьма близки, между ними существует определенная грань. Хороший профессионал в области Public Affairs стремится убеждать официальные и деловые круги, а также общественность в созидательной роли и социальной значимости деятельности своей организации (или организации заказчика) т.е. в том, что она работает не только на свой, но и на общий интерес и в силу этого заслуживает всяческой поддержки, в то время, как задача специалиста по Public Relations сводится в основном к определению целевой аудитории и работе с ней по продвижению позитивного имиджа организации в целом, ее идеологии и продукции, потребителем которой эта аудитория в конечном счете и является. Таким образом, работа в области Public Affairs более всеобъемлюща, многогранна и ответственна, чем получившая в России широкое распространение и своеобразное развитие Public Relations.

Главными объектами внимания специалистов по Public Affairs являются стейкхолдеры, к которым относятся как частные лица, так и группы, объединенные тем или иным проявленным или потенциальным интересом к деятельности субъекта Public Affairs. Среди прочих в составе таких групп могут быть законодатели, представители власти, административных органов, инвесторы, акционеры, контрагенты, деловые партнеры, предпринимательские организации, союзы, политические партии, неправительственные организации, общественные и отраслевые ассоциации, профсоюзы и СМИ.

Осуществляя взаимосвязь со всеми стейкхолдерами с целью формирования у них благоприятного отношения к деятельности своей организации (или организации заказчика), специалисты Public Affairs лоббируют интересы своей организации (или организации заказчика) по всем вопросам, влияющим на достижение успеха в их текущей и будущей деятельности.

Основные функции PA:
Специалистам по Public affairs вменяется в обязанность решение широкого круга задач. Постоянные направления работы включают:

  • Лоббирование
    Специалисты привлекаются для воздействия на стейкхолдеров по определенным инициативам законодательного и политического характера. Им предстоит определиться по стратегии и тактике лоббирования, уточнить проблематику, наметить объекты и вычислить на какой стадии подключаться к процессу.
  • Мониторинг
    Любая работа по Public Affairs должна базироваться на самой актуальной информации и поэтому мониторинг так необходим. Обычно он осуществляется младшим составом и включает сбор информационных материалов из парламентских и правительственных источников, по деятельности политических партий и общественных объединений, групп поддержки, из исследовательских организаций, комиссий и комитетов законодательных органов, региональных администраций, а также путем процессинга массива онлайновой информации целевого назначения.
  • Работа со СМИ (Media Management)
    Внешне весьма схожа с привычный PR. Однако с учетом политических аспектов взаимодействия со СМИ (четветрая власть) и возможных последствий для стратегического развития организации может быть отнесена в лоно Public Affairs. Помимо выстраивания связей с представителями СМИ включает составление годовых отчетов, написание пресс-релизов, статей, выступлений, обзор и мониторинг источников и др.
  • Организация, проведение и участие в мероприятиях
    Организация собственных мероприятий имеет важнейшее значение поскольку предоставляет возможность непосредственного взаимодействия со стейкхолдерами. Для начала необходимо грамотно определить список соответствующих стейкхолдеров и круг вопросов для решения в общении с ними. Специалист в области Public Affairs также должен активно посещать семинары, конференции, съезды, презентации и приемы, а также любые другие мероприятия предоставляющие возможность дополнительных контактов и взаимодействия со стейкхолдерами своей организации.
  • Информирование стейкхолдеров
    Важным направлением работы является доведение до сведения стейкхолдеров четкой, предметной и правдивой информации о деятельности своей организации. Это достигается путем предоставления ответов на поступающие запросы, составлением отчетов и справок, новостной рассылкой, а также проведением индивидуальных встреч.
  • Политический маркетинг
    Это комплексная целенаправленная работа на продвижение позиций организации в правительственных сферах и повышения ее шансов на успешное участие в конкурсах на получение госзаказа. Сделать государство своим постоянным заказчиком - важнейшая стратегическая задача любой корпорации. В нынешних условиях сюда же следует отнести и работу, направленную на возможное получение государственной антикризисной поддержки. Успех на этом направлении во многом зависит от квалификации и степени обладания технологиями Government Relations (GR).
  • Установление, налаживание и развитие связей (Networking)
    Специалист по Public Affairs должен быть уверенным в себе коммуникатором и уметь устанавливать необходимые связи с нужными людьми. В этом деле нет определенных и жестких правил и данное мастерство во многом зависит от личных качеств специалиста. Однако есть масса наработанных приемов и методов, которые может освоить практически каждый. Важно наработать и развивать свою систему связей как в вертикальном, так и в горизонтальном направлениях.

Пять причин роста значения Public Affairs во все мире согласно авторитетному PA Council (PAC):

  1. Возрастание общего недоверия ко всему.
  2. Наработанный брэнд - это сила, но он уязвим и его надо уметь сохранить.
  3. Причастность правительств только возрастает. Их влияние на бизнес не уменьшается, а увеличивается.
  4. В жизни все больше несправедливости. Терроризм, торговые войны, дефициты, беззаконие - все это вызовы с роковыми последствиями для любой корпорации.
  5. Время одиночек прошло. Любая организация привязана к своему социуму и властям, контролирующим ее деятельность.

Дополнительная информация:

Где и как работают специалисты по Public Affairs?
Либо в штате определенной компании, либо сразу на нескольких клиентов в составе консалтинговой или специализированной фирмы. Нередко по частному контракту с предпринимательскими организациями, объединениями, политическими организациями и правительственными департаментами.

Как придти в эту профессию?
Пути прихода в профессию Public Affairs весьма разнообразны. Одни приходят сразу с университетской скамьи, другие на поздней стадии своей карьеры. Многие имеют ученую степень в области политических наук, но к этому хорошо бы приложить и практический опыт, который можно получить поработав c парламентскими структурами, у политконсультантов или организуя разнообразные кампании. Можно начать с добровольной помощи какой-либо политической организации.


Если у Вас есть вопросы по данному тексту, Вам есть что добавить или поспорить, пожалуйста, пишите автору данного словаря П.А. Толстых на site-contacts@lobbying.ru.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права на данный текст. При использовании материалов ссылка или активная ссылка обязательна:
Профессиональный словарь лоббистской деятельности (составитель П.А. Толстых) // Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, Москва, 2009.
Нарушение авторских прав будет преследоваться в судебном порядке.

Автор благодарит:
Вадима Александровича Межникова
за ценные рекомендации в осмыслении данного термина.


Перейти к словарю
Время генерации страницы: 0.028326034545898