Lobbying.Ru Кирилл Шамалов, GR-директор ООО «Сибур»

Кирилл Шамалов, GR-директор ООО «Сибур»

Кирилл Шамалов (на фото)

«Большинство российских компаний имеют подразделения GR, - расска­зывает Кирилл Шамалов. - Несколько лет назад соответствующий функци­онал появился и в СИБУРе. Единый центр обеспечивает эффективную координацию GR-деятельности как внутри компании, так и на всех уров­нях ее взаимодействия с внешней средой. Необходимость в такой струк­турной единице очевидно назрела: прежде всего, это «служба одного окна» для сношений властных органов с компанией и, с другой стороны, всех подразделений холдинга - с госорга­нами. Все, что правительству нужно знать о нас или довести до нашего сведения, все запросы в обратную сторону проходят через наш блок или с нашим участием».

Кирилл Шамалов хорошо известен и в бизнес-среде, и в государствен­ных органах. 9 февраля 2012 года он получил премию Министерства энер­гетики России «За активный вклад в государственные программы раз­вития бизнеса и повышение эффек­тивности взаимодействия с органа­ми власти». Его карьера развивалась технологично. Окончил юрфак СПбГУ. Входил в профессию в «Газпроме», в его ведении было правовое обес­печение внешнеэкономической деятельности. Затем работал во ФГУП «Рособоронэкспорт», где занимал­ся вопросами военно-технического сотрудничества со странами Западной Европы. В 2005-2008 годах состоял в штате аппарата правительства, как юрист курировал управление госу­дарственным имуществом, а также вопросы приватизации и реформи­рования государственных компа­ний. В июне 2008 года назначен на должность вице-президента СИБУРа по административной поддержке биз­неса ООО «СИБУР», а с января 2012 года стал заместителем председателя правления.

«В «Белом доме» я получил отлич­ное представление о GR - имел счас­тье познакомиться с лучшим россий­ским опытом в этой сфере, - расска­зывает Шамалов. - И не просто поз­накомиться, а погрузиться в процесс. Во-первых, я участвовал в проекте по реструктуризации РАО «ЕЭС». Нужно отдать должное команде Анатолия Чубайса: наблюдать ее действия -это как пройти несколько курсов MBA.

Ведь тут речь шла даже не о реформи­ровании крупной компании с большой долей государственного участия, а о реформировании целой сложнейшей отрасли. Нужно было вносить поправ­ки в огромное количество законов - начиная от закона об акционерных обществах. А в законодательной, да и в исполнительной власти в этой про­блематике очень мало кто разбирал­ся. Подразделение GR в РАО состояло из 80 человек, и эти люди в течение двух часов готовили любой запраши­ваемый документ. Просто уточняли, какое количество страниц нужно при­слать, и присылали.

Второй проект, ставший для меня показательным, - размещение IPO «Роснефти». Это было одно из круп­нейших размещений в истории рос­сийских компаний, и для государства событие не рядовое. Тонкости этих процессов обсуждались в правитель­стве сутками - и это не фигура речи, я принимал участие в заседаниях, кото­рые заканчивались далеко за пол­ночь».

Приложенные усилия в дальнейшем положительно сказались на всей работе Кирилла Шамалова. Опыт был грандиозный, а он из тех, кто умеет наблюдать, концентрировать, анализи­ровать и - извлекать все нужное. Его четырехлетний стаж работы в СИБУРе доказывает это. Сложный механизм взаимоотношений с людьми внутри своей компании и во внешней среде вполне подчиняется молодому руко­водителю. За реализацию крупнейших GR-проектов во благо холдинга и всей нефтехимической отрасли он и был отмечен премией Минэнерго России.

Например, при деятельном учас­тии СИБУРа и «Новатэка» в январе 2009 года правительством были вре­менно отменены пошлины на экспорт сжиженного углеводородного газа. Усилиями блока по административной поддержке бизнеса компания вклю­чена в число системообразующих предприятий России.

«Пошлина  на сжиженный угле­водородный газ рассчитывалась по формуле экспортной пошлины на свет­лые нефтепродукты, - рассказывает Шамалов о первом из успешных про­ектов. - Однако в конце 2008 года компания оказалась в таком положе­нии, что при ставке пошлины в 100 долларов мы имели убыток больше 200 долларов с тонны. То есть направ­ление, которое давало 60 процентов прибыли, генерировало основные убытки! А введение нулевой ставки по СУГам в 2009 году экономило нам ежемесячно 2 миллиарда рублей».

Первый опыт помимо всего дал возможность «обкатать правила». По итогам этой «обкатки» совместно с проектным офисом «Информационные системы и бизнес-процессы» был составлен значимый документ -«Порядок взаимодействия с органами государственной власти» («Порядок GR-деятельности»).

«В случае с отменой ввозных пошлин на натуральный каучук, например, последовательность действий была такой: сначала получение результата, потом оценка интегрального эффекта для компании. И здесь, конечно, воз­никали разногласия: обнуление пош­лин являлось безусловным благом для инициатора - компании «СИБУР - Русские шины» (в настоящее время эта компания уже не входит в холдинг «СИБУР»), но не столь уж безусловным для дирекции синтетических каучуков. Впрочем, расчеты показали, что суммарный эффект для компании все-таки положительный. Теперь в регламент заложен меха­низм, который подобные разногла­сия снимает еще на этапе подготов­ки GR-проекта. Очень важно, чтобы при реализации каждого GR-проекта были максимально учтены интересы всех подразделений внутри холдин­га», - объясняет Кирилл Шамалов.

Алгоритм действий, заложенный в «Порядок», примерно следующий. После того как бизнес-идея попада­ет в блок по административной под­держке бизнеса, она подвергается всестороннему анализу и проработ­ке с целью выявления и устранения возможного «конфликта интересов» между подразделениями холдинга. Для этого создается рабочая группа из представителей профильных струк­турных подразделений, юристов и т.д. И только после того, как GR-проект подготовлен и согласован внутри ком­пании, он поступает во «внешний кон­тур» - в органы власти.

«После создания блока по адми­нистративной поддержке бизнеса и «Порядка GR-деятельности» алгоритм был максимально выверен, - рас­сказывает Шамалов. - В большей степени это, конечно, касается «внут­реннего контура», то есть процесса вызревания и разработки идеи, кото­рая должна быть ретранслирована во властные органы. Стандартизировать работу с чиновниками, конечно, намного сложнее. Есть, в принципе, положения о министерствах, регла­мент правительства, который объяс­няет, как и кому нужно писать письма. Но есть специфика, которую пропи­сать невозможно».

«Чтобы заниматься GR, требуется, по сути, одно, но очень важное знание: как живет документ в российских реа­лиях, - объясняет базовый принцип Шамалов. - Ну, и понимание того, как помочь прожить ему эту жизнь, чтобы всем не было мучительно больно». Ключевые слова его афористичной формулировки - «помочь жить»: доку­менту, идее, своей компании. В этом и заключается административная под­держка бизнеса. И без профессио­налов здесь не обойтись. Хотя и им приходится непросто.

Блок, которым руководит Шамалов в СИБУРе, обрастает все новыми про­ектами. Появился пласт региональных вопросов, которые также нуждаются в решении. К примеру, федеральное и региональное законодательства не соответствуют друг другу в вопросах экологии, МЧС, Ростехнадзора и дру­гих.

«В основном мы работаем с феде­ральными органами власти. Но боль­шинство ведомств имеет филиальную сеть в регионах. Таким образом, из центра можно эффективно решать региональные вопросы. Впрочем, разработка корпоративного стандар­та GR-деятельности дает возможность при необходимости действовать само­стоятельно на местах - если будет нужно, мы готовы консультировать структурные подразделения холдинга о тонкостях этой работы».

Спецификой сегодняшнего момен­та для GR Кирилл Шамалов считает смещение акцентов в принятии любых решений в сторону исполнительной власти - аппарат правительства, про­фильные министерства сегодня для любых консультаций и инициатив важ­нее, чем Государственная дума. Этот год принципиально важен для всех специ­алистов GR в России: начало работы Государственной думы VI созыва, выбо­ры президента, формирование нового правительства, новый порядок избра­ния губернаторов. Такие значитель­ные изменения, безусловно, придадут дополнительный стимул и дополнитель­ные «окна возможностей» для развития законодательной базы на благо эко­номики страны в рамках профессио­нального взаимодействия бизнеса и государственных органов.



Источник: Мартынова Александра, - GR на службе у бизнеса // CNews от 03.04.2012


Последние изменения:
03.04.2012 14:30 Альбицкий Сергей


К этой статье еще нет ни одного комментария.


Оставить комментарий с помощью Yandex Google Mail.ru Facebook.com Rambler.ru Вконтакте Twitter
Время генерации страницы: 0.097745895385742