Lobbying.Ru Обыкновенный лоббизм

Обыкновенный лоббизм

Дмитрий Медведев (на фото)

Президент Дмитрий Медведев поручил Министерству экономического развития совместно с Минюстом и другими ведомствами провести общественное обсуждение формирования в стране института лоббизма и к 1 декабря 2012 года представить конкретные предложения. Это поручение стало частью национального плана по противодействию коррупции на 2012-2013 годы, который глава государства подписал 13 марта этого года. Эксперты отнеслись к инициативе узаконить лоббизм по-разному, но преимущественно скептически. Они отмечают, что сегодня в России лоббизм - это практически синоним коррупции и сначала надо навести элементарный порядок в сфере госуправления. Простой перенос зарубежного опыта на отечественную почву ничего не даст - наши реалии кардинально отличают-ся от ситуации в развитых странах.

Объясняя свои "антикоррупционные" инициативы, президент заявил, что нужно повышать прозрачность институтов и создавать инструменты влияния граждан на решения власти. "Общество должно получить набор механизмов, повышающих эффективность антикоррупционной борьбы. Прежде всего за счет большей доступности и открытости информации о деятельности власти, а также возможности граждан высказывать свое мнение, влиять на деятельность власти посредством различного рода обсуждений, дискуссий и путем создания и участия в работе влиятельных экспертных сообществ", - заявил Дмитрий Медведев в ходе недавнего заседания совета по противодействию коррупции.

Каким может быть российский закон о лоббизме, пока непонятно, но очевидно, что президент предполагает легализовать лоббистскую деятельность в России по аналогии с тем, как она организована в развитых странах, в особенности в США, где институт лоббизма функционирует при поддержке государства. В США первыми лоббистами были так называемые корреспонденты, которые приезжали из штатов вслед за первыми, еще неопытными, конгрессменами, чтобы давать им консультации и напоминать об обязательствах перед избирателями штата и спонсорами кампании. А когда в 1897 году сенатор Ойген Хейл предложил запретить лоббистам доступ на Капитолийский холм в Вашингтоне, конгрессмены и сенаторы выступили против этой инициативы: "Откуда сенатору знать о насущных вопросах, если его не будут информировать те, кто посвятил им всю жизнь и имеет в них жизненную заинтересованность?"

С 1946 года деятельность лоббистов в США регламентируется законодательством. По закону лоббист обязан зарегистрироваться и четырежды в год представлять соответствующим органам свой финансовый отчет. Кроме того, запрещается использовать в лоббистских целях федеральные средства.

В Европейском союзе лоббизм действует в таких отраслях, как сельское хозяйство, горная промышленность, металлургия. По разным оценкам, сегодня в Брюсселе действуют около 15 тыс. лоббистов. Велика вероятность, что количество этих организаций будет возрастать. Дело в том, что европейское законодательство имеет приоритет над национальным законодательством государств-участников ЕС. Естественно, что это создает у них заинтересованность в лоббировании на общеевропейском уровне.

По мнению политолога Глеба Кузнецова, лоббизм как явление предполагает оказание влияния отдельных лиц или групп на государственные структуры с целью реализации своих интересов. Фактически определение лоббизма повторяет одно из определений демократии, которое трактует демократию как социальный строй, в котором общество влияет на власть опять же с целью реализации своих интересов. Лоббизм, таким образом, идет рука об руку с демократией, и одно не может пониматься и существовать без другого. "Лоббизм выполняет ряд ответственных социальных функций, это инструмент самоорганизации гражданского общества, с помощью которого мобилизуется общественная поддержка или оппозиция какому-либо государственному решению, оказывается влияние на политику, - считает Глеб Кузнецов. - По сути, лоббизм - антитеза бюрократическому пути принятия и согласования решений, он расширяет информационную и экспертную базу, которая позволяет полнее отобразить определенные "кричащие" проблемы".

В России к лоббистским организациям можно отнести разнообразные отраслевые союзы и ассоциации, а также бизнес-объединения - Российский союз промышленников и предпринимателей (представляет интересы крупного бизнеса), "Деловую Россию" (средний несырьевой бизнес) и"ОПОРУ России" (защищает интересы малого бизнеса). Эти структуры уже сейчас на вполне законных основаниях выполняют экспертные функции и представляют консолидированную позицию предпринимателей по тем или иным вопросам. Но эксперты отмечают, что проблема нашей страны в том, что у нас наиболее развит тип лоббиста, невозможный в мировой практике, - лоббист-депутат и лоббист-чиновник. В мире действует трехзвенная модель лоббизма, в которой лоббисты являются промежуточным звеном между политиками и гражданским обществом или корпорациями, у нас же в наибольшей мере действует двухзвенная модель, при которой или глава компании напрямую ходит по кабинетам, или политик (чиновник) является лоббистом в одном лице, говорит Глеб Кузнецов.

Помимо очевидной коррупционной составляющей такая ситуация имеет еще целый ряд негативных последствий. Во-первых, теряется элемент экспертизы, юридической и информационной проработки - всего того, что является услугами, "продуктом" западных лоббистов. Во-вторых, успех зависит от личных качеств руководителя компании, региона, выступающих субъектом лоббизма, а вовсе не от реальной значимости инициативы. Кроме того, серьезно ограничивается доступ общественных интересов к лоббистским каналам, поскольку пробиться к чиновникам и депутатам могут только "люди с деньгами".

Именно поэтому все попытки как-то легализовать лоббистскую деятельность в стране и сделать ее прозрачной и подконтрольной ранее проваливались. С 90-х годов прошлого века предпринимались по меньшей мере четыре безуспешные попытки принять соответствующий закон. Сегодня власть хочет отделить "цивилизованных" лоббистов от коррупционеров. Глава администрации президента Сергей Иванов говорит, что "лоббизм и коррупция - это совершенно разные вещи". "У нас до сих пор лоббизм и взятка очень близко ассоциируются. К сожалению, это так. Мы уже подошли вплотную к тому, чтобы создать свой национальный институт лоббизма, не побоюсь этого слова, это нормально, не надо этого пугаться" - считает он.

В Госдуме не все готовы обсуждать президентские инициативы. Например,Мартин Шаккум от комментариев "Профилю" отказался, а Виктор Звагельский не нашел для этого времени. А председатель финансового комитета и по совместительству глава Ассоциации российских банковАнатолий Аксаков заявил, что закон о лоббизме надо принимать. "Необходимо узаконить и прописать правила лоббизма, для того чтобы он не превращался в коррупционную схему, - полагает Аксаков. - Например, чтобы не было ситуации, когда для лоббирования прохождения кого-нибудь законопроекта профессиональные союзы вывозят чиновников на "круглый стол" на Лазурный берег, где они становятся более лояльными". А организовать дискуссию, пригласить тех же чиновников для обсуждения законопроекта, например, в парламент, "это совершенно нормальный рабочий момент". Сфера своих интересов есть не только у бизнеса, но и у врачей, учителей, и люди должны иметь возможность их отстаивать, говорит Анатолий Аксаков.

Эксперты считают, что инициативу Дмитрия Медведева трудно будет реализовать на практике. Прежде всего провести четкую законодательную грань между лоббизмом и коррупцией в наших условиях сложно. "Боюсь, что в России понятия "лоббизм" и "коррупция" - близнецы-братья. Легализация лоббизма, скорее, приведет к легализации коррупционных сделок и заказов, что "арифметически" снизит объем коррупции в России", - полагает директор московского офиса Tax Consulting UK Эдуард Савуляк.

По мнению генерального директора компании "Финэкспертиза" Агвана Микаеляна, говоря о лоббизме в том виде, в каком он существует в России, нужно понимать, что грань, которая лежит между ним и откровенной коррупцией, очень тонка. И не факт, что принятие специального закона что-то изменит, если параллельно не будут предприняты другие, более действенные меры по сокращению самой коррупции.

Аналитики высказывают сомнение и в том, что институт лоббизма вообще нужен России. "Признание лоббизма необходимо крупнейшим российским корпорациям, которые сейчас им пользуются. Им он позволит спокойно затраты на лоббистов показывать в бухгалтерии (а то и относить в полном объеме на расходы!). Но являются ли интересы крупнейших корпораций (и так не самых бедных) интересами России? - задается вопросом Эдуард Савуляк. - В общем, очень хитрый это законопроект, от которого меньшинство выиграет, а большинству вообще безразлично, как "это" будет называться".

Эксперты опасаются, что подобный институт в российских условиях может оказаться недейственным. "К сожалению, я не уверен, что хорошая идея создать транспарентный, регулируемый законодательством институт лоббизма приживется на нашей почве. Далеко не все способно у нас прижиться - нет корней, нет традиций, увы", - считает Агван Микаелян. "Сложно представить себе некую нефтяную компанию, которая официально наймет лоббистскую компанию X с целью влияния, скажем, на аппаратИгоря Сечина… Именно специфика российской политической культуры заставляет меня усомниться в возможности создания работающего закона по регулированию лоббистской деятельности", - соглашается Глеб Кузнецов. Де-факто действующая в России двухзвенная, а то и непосредственная система влияния на законодательство практически исключает возможность регулирования лоббизма и появления "цивилизованного" лоббизма западного образца, уверен он.

По словам Агвана Микаеляна, в любом случае, если мы хотим, чтобы данный институт стал эффективным, работа над механизмами легализации лоббизма в России предстоит немалая, поскольку необходимо не только тщательно проработать законопроект с правовой точки зрения, но и адаптировать его к реалиям российского бизнеса. "Здесь, считаю, необходима определенная смелость и политическая воля прежде всего тех, кто обращается за услугами теневых лоббистов сегодня", - подчеркивает он.

В то же время некоторые эксперты полагают, что принятие закона, регламентирующего лоббистскую деятельность, все же способно изменить ситуацию с коррупцией в стране. По словам члена Общественной палатыАнатолия Кучерены, в России давно необходим закон, регулирующий лоббистскую деятельность в органах власти. По мнению замгенерального директора аудиторской компании "МКПЦН" Елены Южаковой, де-факто лоббизм в России существует, но это теневой лоббизм. И немало "народных избранников" в Думе в этом направлении успешно поработали и работают до сих пор, естественно, небескорыстно. Поэтому намерение легализовать данный процесс и его контролировать, конечно, можно оценить только положительно.

"Думаю, что не стоит задавать вопрос, реально это или нет. Нужно просто делать. Конечно, не стоит ждать, что принятие и введение соответствующего закона как по мановению волшебной палочки развернет ситуацию на 180 градусов. Победить теневой лоббизм полностью не получается нигде, ни в одной стране - масштабы бедствия можно уменьшить, но не искоренить, - считает Елена Южакова. - В тех же США каждый год вспыхивают коррупционные скандалы, связанные с лоббизмом, а ведь лоббизм там осуществляется в соответствии с первой поправкой к Конституции, принятой в 1789 году! Закон нужен, и чем больше будет установлено правовых требований и критериев, тем меньше останется места для "тени". Однако хотелось бы пожелать законотворцам не переносить слепо и бездумно какое-либо импортное законодательство, как правило, американское, на нашу действительность и не выпускать очередной недействующий, неприменимый закон".

"Отраслевые" депутаты:

Оригинал статьи см. здесь



Источник: Марина Соколовская, - Обыкновенный лоббизм // Журнал Профиль от 27.03.2012


Последние изменения:
27.03.2012 20:15 Альбицкий Сергей
27.03.2012 15:29 Альбицкий Сергей


К этой статье еще нет ни одного комментария.


Оставить комментарий с помощью Yandex Google Mail.ru Facebook.com Rambler.ru Вконтакте Twitter
Время генерации страницы: 0.098140954971313