Lobbying.Ru Добавят полномочий

Добавят полномочий

Как стало известно «Ведомостям», Ростехнадзор вслед за антимонопольщиками может получить право накладывать оборотные штрафы. При этом у инспекторов сохранятся полномочия без суда останавливать работу предприятий на 90 дней.

Минэкономразвития подготовило поправки в ст. 9.1 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), устанавливающую наказания за нарушение правил промышленной безопасности. По ним инспектора Ростехнадзора смогут накладывать оборотные штрафы на предприятия за грубые нарушения правил промышленной безопасности. Грубыми считаются нарушения, приведшие к «возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей».

Штраф будет составлять от 0,01 до 0,03% годовой выручки правонарушителя «от реализации товара (работы, услуги) по итогам финансового года, предшествующего совершению правонарушения». Подход будет бухгалтерским, объясняет директор департамента Минэкономразвития Иван Осколков: «Штраф берется с той компании, на балансе которой стоит объект». Из законопроекта также следует, что у инспекторов останется право приостанавливать работу предприятий на 90 дней без решения суда, если нарушение было негрубым. Сейчас правом налагать оборотные штрафы за серьезные нарушения законодательства о защите конкуренции наделена Федеральная антимонопольная служба. Но ее санкции существеннее: 1-15% выручки компании на рынке, где совершено нарушение.

Бизнес сможет оспаривать решение о наложении штрафа в суде, говорит Осколков: «По вопросам антимонопольного законодательства компании с удовольствием судятся, выигрывают и не платят, если что-то не так. Но угроза штрафа — хороший стимул для бизнеса соблюдать законодательство».

Минэкономразвития готовило поправки по поручению правительства. Действующая с 2011 г. редакция ст. 9.1 позволяет Ростехнадзору без решения суда на 90 дней приостанавливать деятельность предприятий, не соблюдающих правила промышленной безопасности. Такие полномочия у чиновников появились после трагедии на шахте «Распадская», унесшей жизни 90 человек. Тогда Минэкономразвития сопротивлялось столь серьезному расширению полномочий Ростехнадзора, однако за службу вступился вице-премьер Игорь Сечин.

Минэкономразвития предварительно обсуждало законопроект с Ростехнадзором и Следственным комитетом в феврале, сейчас идет формальное согласование, говорит замминистра Олег Фомичев. Из протокола к февральскому совещанию следует, что Ростехнадзор предлагал ввести уголовную ответственность для менеджмента и распространить штрафы на акционеров, но Минэкономразвития выступило против. Документ находится в работе, подтвердил представитель Ростехнадзора. Он не смог сказать, сколько опасных промышленных объектов находится в реестре Ростехнадзора и как часто с 2011 г. инспектора приостанавливали деятельность предприятий. В Следственном комитете на запрос «Ведомостей» не ответили.

Четкого определения грубого нарушения КоАП не дает, а отсылочная норма в положении о лицензировании на закон о промышленной безопасности позволяет считать грубым неоправданно широкий круг нарушений, замечает юрист «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Максим Мозгов. Критерии опасных объектов достаточно универсальные и контроль Ростехнадзора касается не только добывающих компаний и металлургов, отмечает юрист: «Под штрафы могут попасть, например, магазины или логистические центры с собственными котельными».

По расчетам «Ведомостей», если бы штрафы уже действовали, то «Распадская» заплатила бы за взрыв на своей шахте 1,9 млн руб., а «Русгидро» за аварию на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 г. 18,6 млн руб. Шахта и Саяно-Шушенская ГЭС — филиалы материнских структур. Чтобы избежать штрафов, предприятия станут передавать собственные опасные промышленные объекты другим самостоятельным юридическим лицам, считает партнер Goltsblat BLP Рустам Курмаев: «Одно дело — платить с оборота котельной, а другое — с оборота всей компании». Не ясно, как будет рассчитываться штраф в том случае, если эксплуатация опасного промышленного объекта не является для предприятия основным видом деятельности, добавляет он: «Например, как рассчитывать штраф тому же супермаркету или логистическому центру за нарушение правил эксплуатации собственной котельной или электростанции».

Штраф лучше, чем остановка предприятий на 90 дней, считает президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин: «От нормы в 90 дней нужно отказываться вообще — остановка должна быть только при угрозе катастрофы». Еще лучше вместо карательных мер развивать обязательное страхование ответственности и править техрегламенты, считает Шохин. Без реформы законодательства о безопасности, которое содержит тысячи размытых норм, суровые наказания лишь простимулируют компании находить неформальные компромиссы с инспекторами, говорит представитель НЛМК Антон Базулев.

Базулев замечает, что небольшой оборотный штраф — менее серьезное наказание, чем остановка без суда работы предприятия. Сотрудник аппарата правительства говорит, что в правительстве документа еще не видели. Но и он указывает на диспропорцию наказания за грубые нарушения (небольшой оборотный штраф) и негрубые (приостановка работы без суда). По словам Осколкова, вопрос размера оборотного штрафа и иерархии наказаний еще будет обсуждаться.

Оригинал статьи см. здесь



Источник: Максим Товкайло, Полина Темерина, - Ростехнадзору добавят полномочий // Vedomosti.ru от 27.03.2012


Последние изменения:
27.03.2012 14:17 Альбицкий Сергей


К этой статье еще нет ни одного комментария.


Оставить комментарий с помощью Yandex Google Mail.ru Facebook.com Rambler.ru Вконтакте Twitter
Время генерации страницы: 0.17907214164734