Lobbying.Ru Игорь Минтусов, глава Никколо М; Ричард Линнинг, президент IPRA

Игорь Минтусов, глава Никколо М; Ричард Линнинг, президент IPRA

Игорь Минтусов и Ричард Линнинг (на фото)

Многие компании в России считают GR (government relations) отдельным и самостоятельным направлением деятельности компании. Другие вносят GR-направление в PR-подразделение бизнеса. Многие предпочитают на позиции руководителей GR назначать представителей в погонах, считая, что именно эти специалисты максимально эффективны в диалоге с властью.

Доброе утро. В эфире программа "Маркетинговая среда" и я, ее ведущая Наталья Самойлова. Сегодня мы будем говорить о GR-деятельности бизнеса: в чем задача этого направления, какова специфика, какие наиболее эффективные стратегии этой деятельности сегодня.

Поможет мне разобраться в этом, наверное, непростом вопросе один из моих гостей, гражданин Австралии, житель Англии, Ричард Линнинг, президент Международной ассоциации специалистов в области PR. Среди пиарщиков обычно эта организация называется IPRA. И наш отечественный эксперт – Игорь Минтусов, вице-президент Российской ассоциации связей с общественностью, председатель совета директоров "НИККОЛО М". Коллеги, доброе утро. Спасибо, что приняли приглашение программы "Маркетинговая среда".

МИНТУСОВ: Добрый день.
ЛИННИНГ: Спасибо.

Итак, традиционно мы начинаем нашу программу с небольшого блиц-опроса. Это та часть, в которой я попрошу по возможности отвечать только "да" или "нет". Это, я понимаю, что сложная процедура, но, тем не менее, попробуем.

Итак, с вашей точки зрения сегодня компания, как бизнес-единица, может существовать и быть эффективной без GR-деятельности? Игорь?
МИНТУСОВ: Скорее нет, чем да.

Ричард?
ЛИННИНГ: Да.

В понятие GR входит только лоббистская деятельность бизнеса? Игорь?
МИНТУСОВ: Нет, не только.

Ричард?
ЛИННИНГ: Да.

Спасибо. Существуют ли маркетинговые законы в GR-деятельности? Игорь?
МИНТУСОВ: Да.
ЛИННИНГ: Да.

GR предполагает финансовые отношения с представителями власти? Игорь?
МИНТУСОВ: Затрудняюсь ответить.

Но склоняетесь куда? Ближе к "да" или к "нет"?
МИНТУСОВ: Ближе к "да".

Ричард?
ЛИННИНГ: Да.

Спасибо. GR – это инструмент коммуникационной тактики бизнеса? Или GR диктует эту тактику? То есть GR подчиняется существующей тактике, или в зависимости от взаимоотношений с властью эта тактика и выстраивается? Игорь?
МИНТУСОВ: GR – это часть PR, и этим все определяется.

Ричард?
ЛИННИНГ: Это дополняющий элемент в стратегии бизнеса.

Существуют ли методы оценки эффективности GR-деятельности? Игорь?
МИНТУСОВ: Да.

Ричард?
ЛИННИНГ: Да.

Спасибо. Я вас спросила в блице: "Сегодня компания, как бизнес-единица, может существовать и быть эффективной без GR-деятельности?" Игорь уверенно ответил: "Нет". Ричард уверенно ответил: "Да".

Я бы вот хотела сначала, так называем, договориться о понятиях. Во-первых, что мы понимаем под GR, и почему компания, с вашей точки зрения, либо может, либо не может обходиться без GR? Игорь, наверное, начнем с вас, почему нет?
МИНТУСОВ: Ну, во-первых, я говорил о российских компаниях. Во-вторых, я говорил о больших, крупных компаниях, интересы которых затрагивают достаточно большие объемы, массы потребителей, и которые, так либо иначе, сталкиваются с властью. В российских условиях быть крупной, заметной компанией и не заниматься GR-отношением с властью – это очень сложно.

А существует ли понятие, например, что для среднего и малого бизнеса GR-деятельность не очень принципиальна, а для крупных корпораций, холдингов, она становится, может быть, во главу угла всей маркетинговой коммуникации?
МИНТУСОВ: Да, здесь есть прямая зависимость: чем крупнее бизнес, тем он больше попадает в поле внимания власти. В конце концов, он больше платит либо не платит налогов, у него больше либо меньше занятых (в данном случае больше занятых) – это жители данного района, региона, города. И чем больше компания, тем власть с большим интересом к ней относится. И поэтому, соответственно, эта компания в существенной степени может зависеть от деятельности власти, в отличие от малого либо среднего бизнеса, который власть может не замечать, потому что для власти это не принципиальная часть социального фрагмента ее территории, на которой данная власть работает.

Игорь, и что вы понимаете под GR-деятельностью бизнеса?
МИНТУСОВ: GR-деятельность – это часть PR-деятельности, которая связана с отношениями с органами власти. С одной стороны, если вы представляете интересы бизнеса либо некоммерческую организацию, то ваше отношение с органами власти – это называется GR (government relations).

И важный момент, уж коль мы это затронули, GR – это отношения с властью. И я бы здесь это не стал смешивать с лоббированием. Лоббирование – это конкретное решение конкретного вопроса в органах власти, лоббирование – это конкретная подпись на конкретном разрешительном документе либо подпись на законодательном акте и так далее. Целью GR, точнее результатом GR являются хорошие отношения.

Спасибо большое. Ричард, ваша точка зрения, что такое GR?
ЛИННИНГ: Я согласен, по большей части, с тем, что говорил Игорь, но я бы смотрел на это, скорее, снизу вверх. Ни один бизнес не может действовать, не принимая правила игры, а государство, правительство – это как раз тот орган, который устанавливает эти правила игры. Государство принимает решение о том, как продукт должен выглядеть, как он должен быть представлен на рынке, и так далее. И тем самым компаниям нужны government relations для того, чтобы компании могли работать эффективно.

Я согласен с этой аналогией, что лоббирование – это мост, по которому мы идем. Но организация должна иметь право голоса при принятии государством определенных решений и тех самых правил игры. И тем самым, лоббирование, с моей точки зрения, начинается в тот момент, когда вы задаете себе вопрос: "А какой продукт я хочу выпустить на рынок? А какое законодательство, какое регулирование должно быть применимо к нему: какого размера, какого цвета и так далее". Вот чем занимается и компания, и государство.

Организация может сформулировать свое предложение достаточно четко, и соответственно, если ее слово будет иметь какое-то значение в принятии этого урегулирования, то компания будет в будущем удобно и эффективно работать.

Я считаю, что также есть не только национальный, но и международный уровень. Необходимо выходить за пределы России и задавать себе вопрос: "Хорошо, в России я существую, а если я выйду на европейский уровень, что ко мне будет применимо?"

Возьмем, к примеру, табачную отрасль. Европейский союз определяет, какой табак нужно и можно выращивать. Европейский союз определяет, как он должен выращиваться, что с ним происходит после того, как снимают урожай табака. Соответственно, если вы собираетесь торговать в Европейском союзе, вы должны применять к себе правила Европейского союза. Соответственно, организация, например, которая хотела бы заниматься продажей табака во всем мире, должна признать эти правила и постараться в какой-то степени повлиять на формулирование этих правил.

То есть исходя из международного опыта, правильно ли я понимаю, что вы также согласны с тем, что GR-деятельность необходима крупным компаниям, а малый и средний бизнес вполне может этой функцией PR и пренебречь?
ЛИННИНГ: Нет-нет, для всех это нужно. Многие компании маленького и среднего размера являются поставщиками компонентов, этих деталей для продукции крупных корпораций, и эта продукция уже идет на международные рынки, соответственно, и они должны участвовать в этом процессе.

Спасибо большое. Игорь, могу ли я просить вас нарисовать портрет, может быть, идеального специалиста в области GR? Потому что как я сказала в подводке, и это показывает опыт моей работы с российскими компаниями, зачастую существует убеждение, что лучшие менеджеры-управленцы по GR – это бывшие военные, специалисты ФСБ, то есть люди в погонах, так или иначе.
МИНТУСОВ: Это совершенно не так, на мой взгляд. Здесь, когда говорят про специалистов в погонах, имеют в виду другую особенность.

Какую?
МИНТУСОВ: Российского бизнеса и так далее. Что специалисту в погонах проще решать вопросы, которые связаны с его бывшей профессиональной деятельностью, и связаны с использованием, так либо иначе, наиболее чувствительных зон в бизнесе в том либо ином. Это уплата (неуплата) налогов и так далее.

На самом деле, идеальный специалист в области GR какими должен обладать компетенциями? Первое – он должен хорошо знать механизмы принятия решения в органах исполнительной, законодательной власти. Второе – он должен, очень желательно, чтобы у него был определенный уровень юридического образования, юридической подготовки, он должен, смотря на законы, достаточно быстро видеть те статьи, те позиции закона, которые касаются бизнеса, который он представляет. То есть в этом смысле слова он должен быть хорошим юристом. В-третьих, специалист в области GR должен быть прекрасным коммуникатором, он должен устанавливать отношения с людьми, которые ему не очень приятны, неприятны и так далее, он должен всем нравиться. С четвертой стороны, этот человек не должен иметь личностных больших амбиций. Это, как правило, незаметный человек, у него не должно быть никаких желаний давать интервью публичной сфере – это явно вредит профессии.

Поэтому если резюмировать, то это человек, который, с одной стороны, хорошо знает механизм принятия решений в органах власти. С другой стороны, имеет систему отношений с этими органами власти или за счет своей исторической работы, как мы знаем, очень эффективные лоббисты получаются из бывших мэров городов, вице-мэров городов, вице-премьеров, губернаторов, и так далее. И на самом деле, вот это самая удачная отраслевая группа для того, чтобы оттуда брать специалистов по GR.

Вы упомянули, что GR – это один из инструментов, одна из функций, одно из направлений PR-деятельности.
МИНТУСОВ: Да.

Правильно ли я понимаю, что, с вашей точки зрения, вот этот менеджер по GR находится в прямом подчинении у руководителя PR-подразделения? Или это не так? Как разводить внутри бизнеса правильно эти позиции?
МИНТУСОВ: Мы очень долго эту тему обсуждали в Российской ассоциации по связям с общественностью, и, в конце концов, несколько лет назад в итоге был создан отдельный Комитет по GR в рамках Российской ассоциации по связям с общественностью. Все-таки это очень интимная и отдельная функция, и она не подчиняется вице-президенту по PR. Это функция, которая подчиняется непосредственно первому лицу компании. Она слишком важна, и здесь не должно быть промежуточных звеньев между первым лицом компании и, соответственно, специалистом по GR или руководителем этого направления.



Источник: Finam FM от 25.01.2012


Последние изменения:
06.03.2012 14:49 Альбицкий Сергей


К этой статье еще нет ни одного комментария.


Оставить комментарий с помощью Yandex Google Mail.ru Facebook.com Rambler.ru Вконтакте Twitter
Время генерации страницы: 0.3723931312561