Lobbying.Ru Роль РСПП не будет сводиться к лоббированию конкретных проектов

Роль РСПП не будет сводиться к лоббированию конкретных проектов

- Аркадия Вольского неоднократно упрекали в лоббировании олигархических интересов. Ваш прогноз, как изменится позиция РСПП в связи с избранием нового президента, Александра Шохина? 
    
- Если говорить о лоббировании каких-то политических проектов с использованием ресурсов РСПП, то, очевидно, этому будет уделяться значительно меньше внимания, чем раньше, причем, это связано с объективной ситуацией. Отставка Аркадия Ивановича Вольского была во многом связана с тем, что его во власти считали слишком политизированной фигурой. Его стремление заступиться, в частности, за компанию ЮКОС, было воспринято негативно. Шохин, в большей степени понимает, что возможно, а что нет, какие вопросы реальны для рассмотрения в общении между властью и бизнесом, а какие вопросы поднимать просто не стоит, потому что они заведомо не будут восприняты властью, и никакого позитивного эффекта и для самой организации, для бизнеса в целом от этого не будет.
   
   Для РСПП теперь в большей степени будет свойственно концентрироваться на инициативах законотворческого характера, связанных с внесением законопроектов, или подзаконных актов, или изменений в уже принятые документы. Причем подобные инициативы могут быть направлены на отстаивание интересов разных групп предпринимателей и отраслевых, и крупного, и среднего, и малого бизнеса. То есть, роль РСПП не будет сводиться к лоббированию конкретных проектов, а в большей степени будет связана с работой над законами, которые носят достаточно универсальный характер. То есть, увеличение степени экономической свободы в тех или иных законодательных актах, усиление экономической свободы, материализуемой, выражаемой в тех или иных законодательных актах. Что, безусловно, может пойти на пользу самым разным категориям российских предпринимателей и бизнесменов. И тут, я думаю, интересы среднего и крупного бизнеса вполне могут быть совмещены с интересами других разрядов бизнеса. Вряд ли РСПП прекратит отстаивать интересы крупного бизнеса и это было бы странно, потому что наиболее влиятельные участники РСПП представляют только крупные предприятия, крупные фирмы. Но в то же время такая законопроектная деятельность вполне способна послужить интересам и других групп предпринимателей. 
        
- То, что Александр Шохин не является олигархом, не мешает ему возглавлять это сообщество? 
    
- Олигархом ни в коем случае не являлся и Аркадий Иванович Вольский, олигархом не являлся и основной конкурент Шохина на нынешних выборах президента РСПП Юргенс. Здесь как раз было важным, чтобы такую организацию возглавил человек, который был бы дистанцирован от конкретных крупных компаний, у которого отсутствовал бы собственный крупный бизнес и свои конкретные интересы. В противном случае, если бы пришел олигарх, то его все остальные крупные игроки, крупные участники этой организации подозревали бы в том, что он отстаивает свои коммерческие интересы с властью, и что он использует ранг председателя крупной бизнес-организации для того, чтобы продвигать собственный проект и вряд ли он смог бы доказать обратное и, соответственно, завоевать доверие других участников этой организации. Ведь в бизнесе - каждый за себя. Кроме того, это отвечает и международной практике: во главе такой организации встает менеджер, который напрямую не связан с ее главными участниками и таким образом, так скажем, равно удален от всех них и способен отстаивать общие интересы предпринимательского сообщества в общении с ними. 
  
- И Аркадий Иванович и Александр Николаевич являются приверженцами либерализма и демократизма в экономике. Но, все-таки, кто из них "правее"? 
   
- Я бы их здесь не противопоставлял. Проблема Аркадия Ивановича была субъективной, связанной просто с восприятием его фигуры властью. Причем, именно в последний период своего руководства РСПП у него ухудшились отношения с властью. Проблема только в этом. 
    
Что касается их генеалогии, то она конечно разная. Аркадий Иванович пришел из ЦК КПСС и его считали выразителем интересов "красных" директоров. А Александр Николаевич пришел из команды реформаторов, из самого реформаторского российского правительства образца 1991-1922 гг., а еще до этого из академическо-экономической среды. Но оба они по своему менталитету безусловно рыночники. Хотя каждый из них пришел к этому разными путями, оба являются сторонниками свободной рыночной экономики, оба сторонники конкуренции в экономике. Оба выступают за цивилизованные отношения между государством и предпринимательским сообществом, оба выступают за внедрение этических форм в деятельность российского бизнеса. То есть, здесь большого отличия между ними я не вижу. Разница именно в восприятии той или иной фигуры со стороны власти, и не более того. 
    
- Однако грустно соглашаться с тем, что каждая кандидатура у нас должна быть одобрена властью. 
  
- Это просто реальность. Дело в том, что оппозиционное бизнес-сообщество как таковое - это вещь противоестественная. Бизнес сообщество по определению, ориентированно на максимизацию прибыли, а максимизация прибыли неизбежно предусматривает минимизацию политических рисков, а следовательно приличные отношения с государственными органами, с властью. Это относится и к российским компаниям, относится, кстати, и к иностранным инвесторам, которые работают в России, или любой другой стране. Безусловно, им приходится максимально учитывать политическую ситуацию в стране.
   
   В смене руководства, на самом деле, именно политический фактор был решающим. Наше бизнес-сообщество очень прагматично, и для него жизненно важно, чтобы государство не препятствовало экономической инициативе, но для него столь же важно, чтобы государство было сильным и эффективным. 
    
- До этого Александр Николаевич возглавлял рабочую группу по административной реформе, но, как мы видим, воз и ныне там... 
    
- Во-первых, это была только одна из его обязанностей, он возглавлял еще и Координационный совет предпринимательских союзов РСПП, "ОПОРЫ", "Деловой России". То есть, еще согласовывал интересы внутри бизнес сообщества. Кроме того, он еще работал в "Ренессанс-Капитал", у него был целый ряд обязанностей. 
    
Что касается административной реформы, то не все же в конце концов зависит от предпринимателей. В свое время у нас много говорили о том, что олигархи чуть ли не контролируют власть. Но на самом деле, бизнес в вопросе административной реформы может только выдвигать предложения. Может писать экспертные записки, может привлекать экспертов для подготовки проектов, но он не может принимать законы. У него по Конституции даже отсутствует право законодательной инициативы. Это может делать правительство, могут делать депутаты, но бизнес не имеет такого права. Что касается экспертного сопровождения, то здесь инициатив было очень много. Предпринимательское сообщество выдвигало очень много предложений, иногда весьма радикальных. Но другой вопрос, что на уровне государственных структур многое видоизменяется, трансформируется, государство берет далеко не все из того, что предлагают предприниматели. Думаю, что, если бы сейчас государство, скажем, брало даже не большую часть, а значительную часть предложений предпринимателей учитывало, то они были бы очень удовлетворены. Но многое не учитывается, многое отбрасывается. И я думаю, что одна из задач Шохина сейчас, как главы РСПП будет именно в том, чтобы увеличить число инициатив РСПП, инициатив предпринимательского сообщества, которые не просто будут внесены в правительство, скажем так, не просто будут оформлены в виде каких-то докладов или других рекомендательных документов, а чтобы эти инициативы были трансформированы в законопроекте и в конце концов в законе. Ключевой стороной становится такая аналитическая законотворческая деятельность, чтобы появляющиеся проекты реализовывались, а не просто заполняли собой копилку благих пожеланий. 
    
- То есть, Александр Шохин, как президент РСПП, добавляет вес этой организации? 
 
- Добавляет тем, что по отношению к нему не будет, по крайне мере, некоего предубеждения. Кроме того, как высокопоставленный чиновник в прошлом (он был вице-премьером и министром), он хорошо знает механизмы работы государственных органов, в том числе законопроектные уже в сегодняшней в рыночной экономике. Он имеет огромный опыт общения с большим количеством государственных чиновников, многие из которых представители той же самой генерации, что и Шохин. Они пришли из университетов, из научных институтов, из интеллектуальной среды и могут говорить на том же языке самом с президентом РСПП. Это тоже стимулирует конструктивную работу. 
    
- То есть, этот пост требует от человека в равной степени качеств публичного политика и бизнесмена? 
    
- У Вольского это получалось до определенного момента, пока не произошло этого непонимания между ним и властью. До 1993 года он был достаточно эффективным переговорщиком и не случайно к нему в РСПП в свое время вошли олигархи Потанин, Фридман, Ходорковский и другие крупные бизнесмены. Они видели в нем, как раз весьма эффективного посредника между государством и бизнесом каким он в тот момент являлся. 
    
Что касается Шохина, то, на мой взгляд, сейчас это оптимальная кандидатура. Потому что он, во-первых, как мы уже отмечали, не связан с какой-либо олигархической структурой и, то есть, он будет отстаивать интересы бизнеса в целом, а не каких-то конкретных его представителей. Во-вторых, он имеет опыт государственной службы и имеет связи среди чиновников, что также хорошо для такой организации. В-третьих, у него безусловная репутация рыночника на всех занимаемых им постах. И в-четвертых, он идеологически вполне соответствует теперешнему государственному курсу и вполне устраивает государство в целом. 
    
- Кстати, о курсе. Какие основные задачи стоят перед современным российским бизнес-сообществом? 
    
- Задача - восстановить диалог между государством и собой, то есть, предпринимательским сообществом. Диалог сейчас приобрел достаточно ритуальный характер, бизнесменов приглашают к президенту раз в год, а не раз в квартал, как раньше. Эта бывает встреча с разными бизнес организациями и с РСПП и с "Деловой Россией" и с "Опорой" и с ТПП, и с АРБ, и с Ассоциацией региональных банков. Многие предложения бизнеса не принимаются, или сразу отвергаются, или где-то утопают в канцеляриях. 
    
Вторая задача - совместными усилиями определить новые правила игры отношений между государством и бизнес-сообществом. То есть, что государство имеет право делать, что бизнес имеет право делать. Сейчас эти правила очень размыты. До 2003 года все было понятно, потом вдруг выяснилось, что государство пересматривает эти правила, но вот эти новые понятные правила игры до сих пор не определены. 
    
Но если в сфере законотворчества у Шохина есть хорошие возможности для того, чтобы реализовать ожидания бизнеса, то в сфере определения правил игры все значительно сложнее. Потому что тут важно, насколько государство само заинтересованно в таких правилах, так как, взять на самые любые правила, значит пойти на самоограничение. При этом, обе стороны признают эти правила и обязуются их не нарушать. Согласится ли государство пойти на самоограничение в ситуации, когда оно доминирует в отношениях с предпринимателями, это сказать сложно. Предприниматели, как сторона слабейшая, безусловно, готовы ограничить свои амбиции и они уже их ограничивают. Но вот готово ли это сделать государство? Поживем - увидим. 
    
- А как же высокие цели, хотя бы увеличение инвестиционной активности? 
    
- Увеличение инвестиционной активности, все это производное по сути дела, ведь чтобы капиталы не убегали из страны, необходимы четкие правила игры. Даже, может быть, не столько хорошие законы, потому что принять можно любые хорошие законы, но если правоприменительная практика будет отличаться от этих законов и часто реально противоречить, если не букве, то духу, то инвестор не придет. Инвестор плохо относится к слабому государству, не эффективному, не способному обеспечить инвестиции, но он же подозрительно относится и к государству с самодовлеющей бюрократией, которая все подтягивает под себя. Удастся ли найти золотую середину, мы посмотрим.



Источник: Кремль.org


К этой статье еще нет ни одного комментария.


Оставить комментарий с помощью Yandex Google Mail.ru Facebook.com Rambler.ru Вконтакте Twitter