Lobbying.Ru Борьба между лоббистами завершилась

Борьба между лоббистами завершилась

США предприняли крупнейшее расширение зоны свободной торговли за последние два десятилетия. Подобного масштаба соглашение — НАФТА — вступило в силу в 1994 году. После пяти лет колебаний Конгресс США наконец-то ратифицировал пакет соглашений о свободной торговле с Южной Кореей, Колумбией и Панамой. 
 
В то время как договоры с Колумбией и Панамой будут иметь ограниченное влияние, устранение торговых барьеров с Южной Кореей благотворно скажется на американской экономике. По оценкам комиссии США по международной торговле, в результате в США будет создано более 280 тыс. рабочих мест, а американский экспорт вырастет на 12 млрд долларов. В последние годы шла ожесточенная борьба между лоббистами ряда американских объединений бизнеса, а также Южной Кореи, Колумбии, Панамы, с одной стороны, и представителями интересов профсоюзов — с другой. Последние высказывали опасения, что данные соглашения приведут к росту безработицы в США. В конечном итоге победила логика бизнеса. Для американских компаний, зачастую зарабатывающих за пределами Америки львиную долю прибыли, проблемы защиты внутреннего рынка не существует.

Шаг вперед — два шага назад

В 2007 году администрация Джорджа Буша-младшего подписала пакет соглашений о свободной торговле с Южной Кореей, Колумбией и Панамой, однако демократическое большинство в Конгрессе заблокировало его ратификацию.

В 2008 году в начале предвыборной кампании Барак Обама заявлял о необходимости пересмотреть, а то и отказаться от соглашений о свободной торговле, заключенных республиканской администрацией. Соответственно, с января 2009 года корейский бизнес в союзе с правительством приложил все усилия, чтобы изменить позицию нового президента США, доказав взаимовыгодность подписанного соглашения. На вопрос автора статьи, не сменит ли Барак Обама гнев на милость под воздействием корейских лоббистов, Валери Джарретт, старший советник и помощник президента США по межправительственным и общественным делам, ответила: «Я часто слышу этот вопрос. На самом деле президент США всегда был последовательным защитником интересов Америки. Доказательством тому служит пересмотр соглашения, подписанного Джорджем Бушем».

Американские законодатели выражали озабоченность возможным наплывом корейских автомобилей, угрожающим поставить на грань выживания и без того деградирующий американский автопром. Этот наплыв с политической точки зрения обеспечивался Hyundai Motor Company путем найма за 1 млн долларов одной из самых крупных лоббистских фирм Вашингтона Carmen Group Inc. Обеспокоенность также вызывали нетарифные барьеры, воздвигнутые корейскими властями в отношении американской говядины.

В результате в ноябре 2009 года во время визита в Южную Корею Барак Обама выступил с совместным заявлением с президентом республики Корея Ли Мён Баком о приверженности данному соглашению. Днем позже министр иностранных дел Ю Мен Хван приказал провести дополнительные переговоры с США по этому документу. Через год президенты обеих стран подписали пересмотренное соглашение, в котором были учтены интересы американских автопроизводителей, рабочих, а также нашли отражение вопросы защиты окружающей среды и прав человека. А ноябрьские выборы прошлого года, отдавшие палату представителей в руки республиканцев, создали благоприятные условия для ратификации соглашения. Логическим завершением стало одобрение Конгрессом США 12 октября пакета соглашений о свободной торговле с Южной Кореей, Колумбией и Панамой.

Экономический эффект

Данный пакет соглашений рассматривается администрацией Барака Обамы как ключевой инструмент стимулирования экономического роста за счет увеличения экспорта.

Ожидается, что особенно выгодным пакет соглашений будет для производителей свинины, говядины, домашней птицы, химикатов, пластика. Они имеют потенциал увеличения экспорта. Банковская и в целом финансовая система США тоже в выигрыше за счет снятия отдельных регуляторных норм в отношении зарубежных инвестиций.

Чтобы подсластить пилюлю профсоюзам и обеспечить голоса демократов, частью сделки по ратификации торговых договоров была сделана Trade Adjustment Assistance Program, которая предоставляет сотрудникам компаний, лишившимся своих рабочих мест в результате нового пакета торговых соглашений, пособия по безработице и курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

В 2010 году США экспортировали в Южную Корею товаров и услуг на 39 млрд долларов. Основные категории: машиностроение — 17%, химикаты — 16%, электроника — 16%, продукция сельского хозяйства — 7%. В свою очередь, импорт из Южной Кореи составил 49 млрд долларов, электроника в общем объеме составила 35%, транспортное оборудование — 22% и т. п.

Год назад Колумбия импортировала из США товаров на 12 млрд долларов, из которых химикаты и нефтепродукты составили по 19% от общего объема, продукция машиностроения — 17% и т. д. США купили колумбийских товаров на 16 млрд долларов (углеводороды — 56%, металлы — 11%, продукция сельского хозяйства — 10%).

И последнее, в 2010 году США продали в Панаму товаров на 6 млрд долларов, 40% из них составили нефтепродукты, 10% — транспортное оборудование и т. д. Тогда как Панама смогла продать в Америку своих товаров лишь на 380 млн.

Таким образом, лишь с Панамой США имеют положительное сально торгового баланса — 5,7 млрд долларов, дефицит с Колумбией составляет 4 млрд долларов, а с Южной Кореей — 10 млрд долларов. Основное преимущество и главная статья корейского экспорта в США — продукция электротехнической промышленности. Это находит отражение и в сфере представительства интересов в Вашингтоне — активным лоббистом являлась Корейская ассоциация производителей полупроводников, которая действовала через консалтинговую фирму Kaye Scholer LLP.

Лоббисты меряются силами

Продвижением соглашения о свободной торговле в Конгрессе США занимались по контракту с посольством Республики Корея в США — Akin Gump Strauss Hoyer & Feld LLP, Arent Fox LLP, Sandler, Travis & Rosenberg, P.A. и десяток других. Важную роль в ратификации соглашения о свободной торговле сыграл и посол Южной Кореи в Вашингтоне Хан Дук Су, который активно выступал на круглых столах в Heritage Foundation, посещал округа колеблющихся конгрессменов, с тем чтобы убедить рядовых американцев в полезности данного договора.

Корейская ассоциация международной торговли работала по продвижению документа в Конгрессе как через собственное вашингтонское представительство, так и через таких гигантов рынка лоббистских услуг, как Patton Boggs LLP, Winston & Strawn, LLP. Федерация корейской промышленности по примеру предыдущей организации использовала для лоббирования членов Конгресса и свое вашингтонское представительство, и консалтинговую фирму The Duberstein Group, Inc. Американская торговая палата в Корее также наняла Crowell Moring International Ltd для обеспечения ратификации соглашения. Тогда как ее головная организация — Торговая палата США — выступала с более широким призывом к администрации США начать работу по продвижению в парламенте трех соглашений о свободной торговле — с Республикой Корея, Колумбией и Панамой.

Кроме того, различные корейские правительственные структуры оказывали всемерное содействие своему бизнесу для выхода на рынки США. Корейское агентство по торговле и инвестициям открыло вашингтонское представительство еще в 1963 году. Корейский фонд местных органов власти по международным отношениям работает в Америке с 1995 года. Корпорация малого бизнеса продвигает интересы малого бизнеса Кореи с 1983 года.

По подсчетам автора статьи, сделанным на основе отчетов лоббистов по законам 1995 года «О раскрытии лоббистской деятельности» и 1938 года «О регистрации иностранных агентов», общие расходы корейского лобби в США составили более 300 млн долларов.

Анализ отчетности по закону 1995 года показал, что с 2000 года дюжина колумбийских структур потратили более 2,1 млн долларов на представительство интересов в Вашингтоне. Среди наиболее активных стоит назвать Коалицию в поддержку закона о торговле, Колумбийское агентство по экспорту и иностранным инвестициям, Национальную колумбийскую федерацию экспортеров домашней птицы, посольство Колумбии в США, колумбийских производителей одежды и текстиля, Колумбийскую ассоциацию экспортеров цветов.

Среди панамских структур стоит отметить CBI Sugar Group и Kapital Mangement SA, которые потратили 330 тыс. долларов на лоббирование своих интересов США. По закону 1938 года регистрировались правительство Панамы, посольство Панамы в США, администрация Панамского канала.

Важнейшим союзником корейцев, колумбийцев и панамцев были американские объединения бизнеса, активно поддерживавшие идею соглашений о свободной торговле. Ведь бизнес теперь не признает национальных границ, и, например, такая корпорация, как General Electric, больше зарабатывает за рубежом, чем в США. С 1999 года лоббистские расходы Торговой палаты США составили более 19 млн долларов. Тогда как за тот же период расходы на отношения с правительством Круглого стола бизнеса превысили 197 млн.

К заслугам Барака Обамы следует отнести то, что ему удалось расколоть единство профсоюзов в вопросе ратификации соглашений о свободной торговле. Ему удалось заручится поддержкой работников автомобильной и пищевой промышленности — United Auto Workers и United Food and Commercial Workers. Последние с 1999 года потратили на вашингтонских лоббистов более 7,5 млн долларов и представляли собой значимого союзника.

Таким образом, едва ли не единственным, но очень шумным противником пакета соглашений о свободной торговле с Южной Кореей, Колумбией и Панамой была Американская федерация труда — Конгресс промышленных организаций. Ее президент Ричард Трумка заявлял: «Должны ли мы говорить "да" пакту с Кореей, который уничтожит 159 тыс. рабочих мест в США? Должны ли мы ратифицировать торговое соглашение с Колумбией, где 51 член профсоюза был убит в прошлом году? Должны ли мы отдавать рабочие места Панаме, где нарушаются права рабочих, находят убежище лица, занимающиеся отмыванием денег и уклонением от налогов?» АФТ-КПО с 1999 года потратила на выстраивание системы влияния в столице США более 108 млн долларов.

Подводя итоги, к крупнейшему расширению зоны свободной торговли за последние десятилетия привели несколько факторов. Во-первых, новая стратегия администрации США по выходу из экономического кризиса, в которой стимулирование экспорта является ключевым элементом. Соглашения о свободной торговле, безусловно, позволят ряду отраслей увеличить продажи за рубежами Америки. Во-вторых, активная работа в коалиции корейских, колумбийских, панамских лоббистов, которые смогли заручиться поддержкой американского бизнеса, ряда профсоюзов и изменить критическое отношение Барака Обамы к идее свободной торговли. В-третьих, переход палаты представителей к республиканцам и увеличение их числа в сенате, без чего ратификация соглашений была бы невозможна. Каковы же будут экономические последствия решений, покажет время. Однако многие экономисты уже сейчас не разделяют оптимизма администрации США. Например, Клайд Престовиц, глава Института экономической стратегии, отметил: «Я вижу выгоду этих соглашений для отдельных отраслей экономики, но я не вижу выгоды для США в целом».

Об авторе:
Сергей Костяев
, к.п.н., с.н.с. ИНИОН РАН

Оригинал статьи см. здесь



Источник: Сергей Костяев, - Победа свободной торговли // Эксперт от 28.10.2011


Последние изменения:
28.10.2011 15:09 Альбицкий Сергей


К этой статье еще нет ни одного комментария.


Оставить комментарий с помощью Yandex Google Mail.ru Facebook.com Rambler.ru Вконтакте Twitter
Время генерации страницы: 0.096886157989502