Советы консультанта: Толкачи в госвласти

Эффективный бизнес сложно представить без устойчивых связей во властных структурах. Как предприятия строят лоббистскую работу в органах государственной власти?

Лоббирование в интересах бизнеса - это процесс влияния хозяйствующих субъектов на уполномоченные федеральные, региональные или местные органы государственной власти, которые еще называют объектами лоббирования. В деловой среде лоббирование было востребовано всегда. Благодаря тесным связям во власти можно в короткий срок без особых производственных и маркетинговых затрат добиться значительного расширение бизнеса, перераспределить в свою пользу государственные средства, получить льготные кредиты, лицензии, квоты, налоговые освобождения и прочие преференции.

За два с лишним века существования этого вида деятельности деловое сообщество изобрело три пути влияния на органы власти:
1. Длительная и кропотливая работа с исполнительной властью и законодателями, направленная на донесение до властей своих интересов: организация семинаров, встреч, презентаций, конференций, посещений образцовых объектов, PR-компаний в прессе.


2.                    Поход наиболее успешных предпринимателей во власть, участие делового сообщества в формировании органов исполнительной и представительной власти: влияние на кадровые назначения, выдвижение собственных кандидатов, финансирование избирательных кампаний, обучение.

3.                Подкуп чиновников.

Первые два абсолютно легальны. Но, к сожалению, в современной лоббистской практике наиболее распространен третий способ.

Для лоббистской деятельности характерны долгосрочность и систематичность прилагаемых усилий, значительная финансовая затратность, а также большая роль личности и обаяния лоббиста.

Хороший лоббист обычно работает по следующим четырем направлениям:
1) защита и представительство интересов клиентов;


2) поиск достоверной информации;

3) оценка действий госвласти и прогноз дальнейших шагов;

4) поддержка корпоративных продаж при закупках, проводимых органами госвласти.

Выработаны несколько важных правил успешного лоббирования:
1. компании, решившей пролоббировать что-либо в органе власти, не следует действовать в одиночку; гораздо более эффективно объединение усилий нескольких структур;


2. сам процесс обычно начинается еще до появления лоббиста на объекте и поначалу заключается в сборе информации и досье на ключевых работниках аппарата исполнительной власти или депутатов парламента, выяснении их биографий, личных интересов, контактов и слабостей;

3. далее идет поиск тех людей среди сотрудников аппарата и депутатов, которые могли бы поддержать предложение лоббиста из своих собственных политических, финансовых или моральных убеждений;

4. проводится регулярный мониторинг решений органа госвласти; хороший лоббист всегда в курсе настроений, царящих на его участке работы, он регулярно получает и успевает прочитывать их материалы;

5. лоббист всегда готов оказать посильную помощь работникам органа госвласти в разработке документов - так он не только устанавливает тесный личный контакт, но и всегда располагает полной информацией о готовящихся документах; лоббист помнит, что все предоставляемые им материалы должны быть максимально короткими ввиду традиционного отсутствия времени у бюрократов;

6. в ходе установления тесных контактов с ключевыми людьми лоббисты приглашают сотрудников аппарата и депутатов на проводимые в компании мероприятия;

7. весьма полезно включение представителей заинтересованных бизнес-структур в комиссии и экспертные группы, в обилии существующие вокруг органов госвласти;

8. для достижения наибольшей отдачи организуются рекламные и PR-кампании в СМИ, после чего опубликованные материалы доводятся до сведения объектов лоббирования;

9. среди лоббистов считается эффективным прием grass roots lobbying, заключающийся в массовом и организованном направлении писем и телеграмм от населения на имя объекта лоббирования с требованием поддержать определенное предложение; столь же действенна организация массовых акций в поддержку позиции, выгодной компании.

Конечно, в лоббировании огромную роль играет личный опыт и связи. Однако любому руководителю предприятия, на высоком уровне принимающему управленческие решения, полезно знать основные правила взаимоотношений с госорганами. Ведь в последние годы на фоне укоренения на отечественной почве парламентаризма и развития госвластью связей с общественностью лоббирование становится одним из наиболее динамично развивающихся видов деятельности.
Объекты и инструменты лоббизма


Лоббистских площадок существует ровно столько, сколько и государственных учреждений. В первую очередь это, конечно, федеральные органы власти - правительство и Государственная дума. Лоббирование в этих институтах, как правило, достаточно дорогое удовольствие, поэтому это удел крупных компаний.
Под прицелом многих лоббирующих групп находятся органы исполнительной власти - правительственные министерства, особенно Минфин, а также Центральный банк. Именно здесь действуют более 50% всех лоббистов. Однако лоббирование также процветает на уровне республиканских и местных властей - словом, везде, где бизнес входит в соприкосновение с государством.


Основная федеральная лоббистская площадка - Государственная дума. Подковерная борьба лоббистов сопровождает принятие федерального бюджета и важнейших законодательных актов, парламентских запросов и проведение парламентских слушаний. В нижней палате сложилась группа авторитетных депутатов из 40 - 50 человек, которые работают не первый срок и досконально изучили деятельность законодательного органа. Эти люди хорошо знают друг друга, имеют широкие связи. Именно через них ведется основная лоббистская работа.

Деловое сообщество использует в стенах Госдумы следующие типы лоббирования:

1. отраслевое, выражающееся в защите интересов отраслей или крупных деловых объединений по отраслевому признаку; реализуется через комитеты или отраслевые межфракционные депутатские группы (МДГ);

2. региональное, заключающееся в отстаивании позиций предприятий и компаний отдельного региона; осуществляется депутатами-одномандатниками или региональной МДГ;

3. социально-политическое, направленное на защиту интересов политических партий и стоящих за ними деловых кругов; проводится через фракции;

4. индивидуальное, в том числе корпоративное: проталкивание конкретных интересов отдельных бизнес-структур; осуществляется по линии комитетов или отдельных депутатов.

Общепризнанным образцом для подражания стали лоббисты, представляющие в Госдуме федеральное правительство. Остается только догадываться, как им удается добиваться своих целей. Но по нижней палате давно ходят слухи, что за определенную позицию при голосовании правительство помогает депутатам решать конкретные проблемы их регионов. Как уже писали многие газеты, неприкрытый лоббистский торг с парламентариями шел при обсуждении федерального бюджета на 2002 г., особенно в третьем чтении. Лидеры левого меньшинства неоднократно называли это "подкупом на государственном уровне".

Лоббированием сопровождается абсолютно любой обсуждаемый Госдумой законопроект, который предполагает выделение финансирования или предоставление льгот и преференций.

В нижней палате широко процветает отраслевой лоббизм. Естественные монополии и крупные отраслевые объединения в ходе последних парламентских выборов помогали многим депутатам в организации и проведении избирательных кампаний. В итоге, например, ТЭК имеет в Госдуме около 100 депутатов, объединившихся вокруг МДГ "Энергия России". РАО ЕЭС поддерживают депутаты из близкой к главе монополии фракции СПС. Традиционно сильными лоббистами остаются аграрии и северяне, постепенно возрастает роль военных.

Надо заметить, что МДГ, число которых достигло 25, стали в Госдуме основной организационной формой лоббизма. Более половины депутатского корпуса входят в то или иное образование. Эти своеобразные клубы по интересам порой объединяют непримиримых в других условиях депутатов. Интересы той или иной части бизнес-сообщества отстаивают МДГ, объединившиеся как по хозяйственному признаку ("Энергия России", "Товаропроизводители России", "Российские инвестиции", "Депутатский продовольственный совет", "Деловая Россия", "Юристы России" и т. д.), так и по территориальному ("Север России", "Юг России", "Центр России", "Сибирское соглашение").

Война интересов в Государственной Думе

Думский лоббизм подразумевает проталкивание одних законопроектов и торпедирование других, внесение и отстаивание поправок, направление депутатских запросов и писем.

О коррупции, процветающей в чиновничьих и депутатских кругах, сказано уже немало, и все же нельзя не напомнить о том, что далеко не все депутаты отстаивают интересы представителей бизнеса только из идейных соображений. Существует даже негласный прейскурант, в соответствии с которым некоторые депутаты помогают лоббистам. По словам помощников депутатов, нередко только за встречу с парламентарием представителю какой-либо компании приходится выкладывать $1500 - 3000. Звонок депутата ответственному работнику исполнительного ведомства с просьбой оказать конкретную услугу оценивается в $2000 - 4000, направление депутатского запроса в госорган (например, в налоговую инспекцию с просьбой учинить проверку конкурента) - в $2000 - 5000.

На порядок дороже оценивается внесение лоббируемых поправок, а проталкивание важных законопроектов может стоить $100 000 - 200 000. Суммы варьируются в зависимости от влиятельности народного избранника, объема и сложности лоббистской игры. В отдельных случаях цена депутатской поддержки - это решение квартирного вопроса, организация зарубежной поездки или трудоустройство родственника.
Скупка депутатских голосов считается среди лоббистов непрофессиональным и "топорным" приемом работы. Опытный лоббист, заручившись поддержкой заинтересованных депутатов, начинает планомерно воздействовать на тех депутатов, которые еще не определились по данному вопросу (а таких всегда большинство). Он инициирует публикации в прессе. Газеты и журналы с полезными статьями раскладываются по депутатским ящикам, публикации включают в подготавливаемые думской пресс-службой обзоры СМИ. Лоббист организует пресс-конференции и парламентские слушания, принимает меры, чтобы кураторство над законопроектом было поручено удобному комитету. Эти меры позволяют сформировать у большей части депутатского корпуса нужное мнение. Как показывает думская практика, парламентарии не всегда вникают в юридические тонкости обсуждаемого вопроса и зачастую голосуют, положившись на мнение большинства.


Кольца власти

Жизнь парламентского лоббиста осложняют группировки, которым невыгодно принятие того или иного документа. Антилоббирование заключается в торпедировании законопроекта, выхолащивании его смысла поправками и т. д.

Лоббисты и антилоббисты сталкиваются во время каждого цикла, который проходят в Госдуме законопроекты. В ходе первого чтения лоббист занят популяризацией основной идеи документа, в это время антилоббист пытается доказать ненужность законопроекта в принципе. Во втором чтении лоббист работает с курирующим комитетом, проводит и популяризирует необходимые поправки. Задача антилоббиста на этом этапе - внесение выхолащивающих смысл поправок. Он старается провалить документ при голосовании на пленарном заседании. Третье чтение - последний шанс для антилоббиста перевести законопроект в предыдущие чтения или вообще снять его с рассмотрения, лоббист противостоит этим попыткам. С переходом законопроекта в Совет Федерации туда же перемещается борьба вокруг документа. На последнем этапе задача лоббиста - достичь одобрения законопроекта сенаторами; антилоббист добивается вето.

Думские лоббисты работают не только с депутатами. Все чаще в поле их зрения попадают сотрудники аппарата парламента. От последних также зависит немало: скорость продвижения законопроектов, содержательная проработанность заключений, технические нюансы. Часто сами сотрудники аппарата занимаются лоббированием интересов тех или иных компаний. Согласно информации парламентских источников, около половины думских чиновников в той или иной степени занимаются лоббированием.
Чего хотят лоббисты


У большинства людей сложилось негативное мнение о лоббистской деятельности. Лоббирование представляется чем-то незаконным, синонимом коррупции и взяточничества. Но многие забывают, что оно предоставляет возможность бизнес структурам косвенно участвовать в подготовке и принятии государственных решений. Через лоббистскую деятельность реализуются их интересы, которые в ином случае могли бы остаться незамеченными.

Лоббирование, если оно ведется легальными методами, не является чем-то зазорным и нечистым. Только, к сожалению, четкие законодательные рамки дозволенных приемов до сих пор не определены. Закон «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти» пылился в Думе с 1992 г. Этот документ предполагал запрет на занятие лоббистской деятельностью для работников федеральных органов власти, содержал требование о регистрации лоббистов и их регулярной финансовой отчетности. По законопроекту трижды проводились слушания, в ноябре 1995 г. он был внесен на пленарное заседание; из 226 присутствовавших депутатов против проголосовали только пять, но необходимого кворума (как раз 226 человек) не набралось.

Сложившаяся в Госдуме система лоббистских отношений устраивает большинство депутатов. По этой причине парламентариями была встречена в штыки инициатива нового Совета Федерации, желающего принимать большее участие в разработке законов. Впрочем, этим же объясняется стремление членов верхней палаты влиять на законодательный процесс на ранних стадиях.

Попытки законодательно урегулировать лоббистскую деятельность предпринимались неоднократно. Но все они были пресечены на ранних этапах. Вот и в нынешней Думе на документе, похоже, поставили крест. Не нашлось желающих пролоббировать закон о лоббировании.

Об авторе: смотри здесь



Источник: Глеб Григор, Ведомости от 18 февраля 2002, 04 марта 2002 года


К этой статье еще нет ни одного комментария.


Оставить комментарий с помощью Yandex Google Mail.ru Facebook.com Rambler.ru Вконтакте Twitter
Время генерации страницы: 0.09803295135498