Lobbying.Ru Лобби в интересах кинопродюссеров

Лобби в интересах кинопродюссеров

Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии выбрал восемь продюсерских компаний, которые в 2010 году получат из бюджета по 250 млн руб. субсидий. Возвращать всю сумму от них не потребуется, максимум — придется перечислить процент от выручки в прокате. Кинокомпании, не попавшие в счастливый список, уже назвали новую схему господдержки "коррупционным сговором", "распилом" и "искусственным назначением лидеров" отрасли.

На заседании попечительского совета Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии в пятницу были названы восемь кинокомпаний, каждая из которых в 2010 году на возвратной основе сможет получить от фонда 250 млн руб. на съемки коммерческих кинопроектов (компании могут направить деньги на собственные проекты или заняться их дальнейшим перераспределением). В число получателей вошли СТВ Сергея Сельянова, "Дирекция кино" "Первого канала", "Три Тэ" Никиты Михалкова, подразделение холдинга "Проф-медиа" — "Централ Партнершип", "Профит" Игоря Толстунова, Art Pictures Федора Бондарчука и Дмитрия Рудовского, "Базелевс" Тимура Бекмамбетова и "Рекун" Валерия Тодоровского.

Выделяемой суммы может хватить на производство трех-четырех полнометражных фильмов. Например, бюджет фильма "Любовь в большом городе" (студия "Леополис") составил 126,8 млн руб., "Невеста любой ценой" ("Централ Партнершип") — 45,9 млн руб., "Лопухи" ("Каскад") — 47,6 млн руб. По подсчетам исследовательской компании Movie Research, только эти три фильма в 2009 году покрыли издержки на производство.

В бюджете на 2010 год на кино выделено 4,9 млрд руб., из них 2,86 млрд руб. Минкультуры передает в фонд поддержки кинематографа, созданный в конце 2009 года по итогам заседания совета по развитию кинематографии под председательством премьер-министра Владимира Путина. Фонд от Минкультуры практически не зависит — его деятельностью руководит попечительский совет, состав которого утверждается правительством. "Возвратность" средств, оговоренная в уставе фонда, не подразумевает, что студии должны будут вернуть все средства, полученные в виде субсидий,— речь будет идти только о заранее оговоренном проценте от выручки, полученной фильмом в кинопрокате, без учета продажи прав на телепоказ или выручки от DVD-релиза. Продюсерские компании в этом году получат от фонда 2 млрд руб., еще около 0,86 млрд руб. пойдет на поддержку детского, авторского и экспериментального кино.

При выборе получателей госсредств фонд ориентировался на рейтинг кинопродюсеров от Movie Research. По словам гендиректора Movie Research Олега Иванова, составляя рейтинг, они оценивали количество и качество выпущенных фильмов, баллы начислялись по трем критериям — зрительская оценка, оценка профессиональным сообществом, а также устойчивость и надежность организации. Учитывалось лидерство фильмов в кинопрокате, телевизионные рейтинги, участие в кинофестивалях (Каннском, Берлинском и Венецианском), призы и награды ("Ника", "Золотой орел" и др.), общая продолжительность работы в кинопроизводстве и активность в течение последних трех лет. Не учитывались ни объемы кассовых сборов, ни рентабельность кинопроектов, хотя на этом настаивала Гильдия продюсеров. У кинокомпаний пока нет аудированной отчетности, объясняют в Movie Research.

Лидером по количеству набранных баллов в итоге стала компания СТВ. Больше всего очков ей принесла популярность ее картин — "Брат 2", "Сестры", "Бумер" и др.— в телевизионном показе в 2000-2003 годах. По критерию фестивальных наград лучшей оказалась "Три Тэ", имеющая номинацию на "Оскар" и специального льва Венецианского фестиваля за фильм "12", а также несколько российских наград.

В итоговый список не попало несколько известных кинокомпаний, например Russian World Studios (RWS; входит в АФК "Система") и "Нон-стоп продакшн" Александра Роднянского. "Насколько я знаю, в списках, которые рассматривал Movie Research, RWS не было. Нас вообще никто не оценивал ни по каким критериям",— удивлен гендиректор RWS Юрий Сапронов. Господин Иванов уточнил, что RWS не набрала ни одного балла. "Что касается "Нон-стоп продакшн", это просто молодая компания. Баллы у нее есть, но их недостаточно, чтобы войти в число лидеров",— говорит он. Господин Роднянский вчера согласился, что "все компании, получившие господдержку, ее заслужили".

Новую систему распределения бюджетных средств одобряют не все продюсеры. Гендиректор компании "Стартфильм" Сергей Члиянц считает схему распределения денег фонда "коррупционным сговором". "Это просто распил государственных денег, который приведет к стагнации отрасли. Восемь компаний получили совершенно неконкурентные преимущества, и у них нет никакого стимула заниматься дальнейшим перераспределением этих денег на независимые проекты",— уверен он. С ним согласен руководитель кинокомпании "Реал Дакота", президент Гильдии продюсеров Ренат Давлетьяров: "Рынок искусственно разделен на назначенных "лидеров" и остальной продюсерский цех, который остается один на один с массой нерешенных проблем: отсутствием нормального рынка сбыта, засильем пиратов — и при этом лишается какой бы то ни было финансовой помощи со стороны государства". "Реал Дакота", по его словам, заранее отказалась от господдержки.

О том, какое влияние новая схема господдержки может оказать на качество будущих российских фильмов, читайте в следующем "Ъ".




Источник: Павел Белавин // Газета «Коммерсантъ» № 48/П (4348) от 22.03.2010


К этой статье еще нет ни одного комментария.


Оставить комментарий с помощью Yandex Google Mail.ru Facebook.com Rambler.ru Вконтакте Twitter
Время генерации страницы: 0.16416501998901