Lobbying.Ru Весеннее ужесточение.

Весеннее ужесточение.

С 31 марта 2010 года вступает в действие новая редакция Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), которая детализирует административные правонарушения в сфере рекламы и существенно увеличивает размер штрафов - в частности, для телерекламы. Об этом вчера на пресс-конференции в УФАС РТ сообщил заместитель руководителя татарстанского антимонопольного ведомства Евгений Костюшин.

Напомним, что в настоящее время в России действуют следующие штрафы за нарушение законодательства о рекламе (ст. 14.3 КоАП): на граждан в размере от 20 до 25 минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - от 40 до 50 МРОТ, на юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ. Таким образом, минимальный размер штрафа для компаний-нарушителей составляет 40 тысяч рублей, максимальный - 500 тысяч. Однако, по словам Евгения Костюшина, законодатель потребовал ужесточения административного наказания в рекламной сфере, особенно для самого массового ее сегмента - телевизионного. Примечателен прецедент в связи с заявлением УФАС РТ в адрес программы "Дом-2" за "неприкрытую" рекламу игровой приставки: обвиняемая сторона с позицией УФАС не согласна, дело в процессе рассмотрения. Тем не менее, по словам Костюшина, 2010 год обещает запомниться активным наступлением на так называемый product placement, который уж слишком грубо placement в наших наиболее "коммерческих" фильмах и популярных телесериалах.

Итак, начиная с последнего дня марта этого года, минимальный штраф, который будет налагаться за любое, возможно даже формальное нарушение закона о рекламе, увеличен в два с половиной раза - с 40 до 100 тысяч рублей. Если нарушение свершилось в сфере ТВ-рекламы, самая низкая планка штрафа начнется от 200 тысяч рублей. За показ рекламы в день траура и иные нарушения действующих ограничений (в том числе за наложение "бегущей строки" на кадр демонстрируемого фильма) СМИ могут быть оштрафованы на сумму от 200 до 500 тысяч рублей.

За незаконную установку рекламной конструкции (например, размещение щита на жилом доме без согласия всех совладельцев квартир) на организации будут налагать штраф в сумме от 50 до 80 тысяч рублей, за размещение рекламы на дорожных знаках - от 100 до 200 тысяч. Вводится специальная норма ответственности для владельцев так называемых брендмобилей - если в ФАС докажут, что раскрашенное "под фирму" авто разъезжает по городу исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции, это грозит его компании-владельцу штрафом до 250 тысяч рублей.

Отметим, что в 1995 году за факт нарушения закона "О рекламе" не было предусмотрено даже административного нарушения. Как сообщает отраслевой портал ВРЕМЯRЕКЛАМЫ, вскоре появилась сумма штрафа - 200 МРОТ, а к 2007 году штрафные санкции увеличились в 25 раз. В настоящее время за распространение недобросовестной рекламы антимонопольная служба вправе предписать нарушителю выплату оборотного штрафа от 1 до 15%, что является весьма ощутимой потерей, особенно на высококонкурентных рынках, каким, например, является рынок молочных продуктов.

В частности, Евгений Костюшин напомнил о скандальном деле о нарушении законодательства, возбужденном в прошлом году в отношении компании ООО "Данон Индустрия", когда на ценнике на молочную продукцию с логотипом компании "DANONE" был размещен слоган "Не надейтесь на ЧУДО, пейте "DANONE". Антимонопольщики посчитали, что реклама компании "DANONE" выражает призыв не полагаться на продукт компании "Вимм-Билль-Данн" с товарным знаком "ЧУДО", а покупать продукт компании "DANONE". Такое некорректное сравнение "стоило" компании DANONE 100 тыс. рублей в виде штрафных санкций, которые, по словам Костюшина, были выплачены еще до судебного разбирательства.

В целом же, как сообщил замначальника УФАС РТ, в 2009 году отделом рекламы ведомства было возбуждено 167 дел по признакам нарушения законодательства по рекламе (в 2008 году - 157 дел, из них 37% - недостоверная реклама финансовых услуг), 304 дела об административном правонарушении (в 2008 году - 237). При этом заметно возросла активность граждан, жалующихся антимонополистам на недобросовестных рекламистов: с 26 обращений в 2008 году до 66 заявлений в году минувшем. При этом по большей части поступивших заявлений были возбуждены дела о нарушении законодательства о рекламе (в 2008 году таких фактов было лишь 15).

Корреспондент "ВиД" поинтересовалась у Евгения Костюшина, ожидается ли ввод дополнительных ограничений на рекламу алкогольных напитков (в свете последних антиалкогольных инициатив в Госдуме) и пива (в том числе приравненных к нему слабоалкогольных коктейлей, а также энергетиков). Вопрос не праздный: крепкий алкоголь открыто рекламируют по кабельному (например, по Fashion TV), а потребление активно рекламируемого пива, по данным Госалкогольинспекции РТ, составляет сегодня 30 млн. декалитров, или 80% всего объема алкоголя, реализуемого в республике. Спорным (между УФАС и рекламодателями) также остается вопрос скрытой рекламы алкоголя и табака в рекламных акциях, вывесках кальянных и т.п. Однако замначальника татарстанского антимонопольного ведомства сообщил, что ему не известно о ближайших планах по закручиванию гаек в отношении рекламы данных товаров. По словам Костюшина, эти вопросы поднимались на последней коллегии ФАС в Москве и вызвали при этом ожесточенные прения - вплоть до того, что реклама пива у нас донельзя задушена (аргументом здесь служил европейский опыт открытой рекламы пива на спортивных соревнованиях). Что касается рекламы водки на популярном кабельном канале, замруководителя УФАС также ответил малоутешительно: "Ограничения действуют только в отношении федеральных телеканалов. На кабельное же телевидение запрет не распространяется, так как считается, что оно ориентировано на неопределенный круг лиц".


Источник: Наталья СУХОРУКОВА // Время и Деньги № 45(3239) за 17.03.2010


К этой статье еще нет ни одного комментария.


Оставить комментарий с помощью Yandex Google Mail.ru Facebook.com Rambler.ru Вконтакте Twitter
Время генерации страницы: 0.099761009216309