Lobbying.Ru Распределительный нал

Распределительный нал

Правительство сегодня рассмотрит стратегию развития автопрома до 2020 года потенциальной стоимостью до 1,8 трлн руб. Основными инвесторами названы сами автопроизводители, но Минпромторг, который обещает госфинансирование отрасли почти на 200 млрд руб., уже определил двух главных претендентов на поддержку — альянсы АвтоВАЗа с Renault  и "Соллерс" с Fiat.

Сегодня премьер Владимир Путин проведет заседание правительства, на котором будет утверждена стратегия развития автопрома до 2020 года. Документ готовили Минпромторг и Boston Consulting Group, а также сами автопроизводители, Минфин и Минэкономики. Накануне совещания источник в Минпромторге рассказал журналистам, что его собирается одобрить премьер. Цель — поднять долю автопрома в российском ВВП с нынешних 0,98% до 2,38% в течение десяти лет. Для этого, как считают в Минпроме, отрасли потребуется не менее 1,2-1,8 трлн руб. инвестиций.

Главным инвестором Минпромторг видит самих производителей — они в совокупности должны вложить около 630 млрд руб. Почти половина этой суммы (330 млрд руб.) — это инвестиции в обновление основных фондов, а еще треть (190 млрд руб.) — проекты по созданию новых производств компонентов. В новые разработки и НИОКР автопроизводители до 2020 года инвестируют 100 млрд руб., обещает министерство. Государство предоставит 188 млрд руб. Речь идет главным образом о длинных (на 10-15 лет) кредитах на проектное финансирование, субсидирование НИОКР, прямое софинансирование отдельных проектов, предоставление бюджетных гарантий или субсидирование ставок по кредитам, а также выдачу "утилизационных премий" на поддержку продаж автомобилей.

Кто вложит в автопром оставшиеся 0,4-1 трлн руб., в Минпромторге вчера "Ъ" не пояснили. По данным "Прайм-ТАСС", министерство рассчитывает на инвестиции иностранных автоконцернов, открывших в России свои производства. Ранее один из чиновников министерства говорил "Ъ", что оно намерено "разработать механизм, позволяющий стимулировать иностранцев углублять локализацию производства на своих российских автозаводах". Действующий механизм промсборки этого не обеспечивает, признают в Минпромторге,— иностранный автоконцерн может на 30% сократить перечень компонентов, импортируемых из-за рубежа, но не обязан взамен создавать их производство в России.

Опираться в развитии отрасли, по мнению чиновников, следует на альянсы российских автопроизводителей с западными. В легковом сегменте их два: АвтоВАЗа с Renault (концерн владеет 25% акций завода) и "Соллерс" с Fiat (их СП создано на паритетных началах). В сегменте тяжелых грузовиков — альянс КамАЗа и Daimler (владеет 10% акций завода). СП "Соллерс" и Fiat также обещало выпускать легкие коммерческие машины, но в этом сегменте мог бы появиться еще один альянс, считают в Минпромторге. Он может быть создан на базе группы ГАЗ, которая пока с партнером не определилась. Уже полгода участники рынка говорят, что ГАЗ ведет переговоры с Daimler, но в группе это не комментируют. Принципиальный для Минпромторга момент — недопустимость контроля иностранных инвесторов над российскими заводами, но при этом должен быть обеспечен их доступ к иностранным ноу-хау.

Основная часть вложений должна быть сделана до 2013 года, обещает Минпромторг. Государство готово поддержать отрасль на начальном этапе, то есть в период 2010-2012 годов, затем его доля в финансировании автопрома начнет снижаться. В результате к 2020 году Россия должна получить автопром со средней рентабельностью 10-15% (сейчас почти все автозаводы в убытке), причем половина (1,7-1,8 млн) из продаваемых к 2020 году легковых автомобилей будет производиться усилиями АвтоВАЗа и Renault, а также "Соллерс" и Fiat. В "Соллерс" вчера сказали, что в целом позитивно оценивают стратегию, поскольку она, во-первых, долгосрочна и позволит компаниям планировать собственные проекты, а во-вторых, стала, по сути, первым документом, который оценивает общую потребность отрасли в инвестициях. В Renault от комментариев отказались, на АвтоВАЗе и в группе ГАЗ на звонки "Ъ" не ответили.

Идеи Минпромторга в целом правильные и во многом даже очевидные, говорит Юлий Матевосов из ИК "Атон", но вопрос в том, как будет идти исполнение программы. В первую очередь непонятно, откуда в кризис у государства и частных инвесторов будет столько денег, говорит аналитик. Он сравнивает планы Минпромторга с планами правительства по развитию дорожной инфраструктуры — "стоимость той программы также оценивалась высоко, но в своем первоначальном виде она так и не стартовала". Эксперт Ernst & Young Иван Бончев соглашается, что планы Минпромторга "выглядят амбициозно и пока сложно сказать, насколько они выполнимы". Но, добавляет эксперт, хорошо, что государство заявило о готовности поддерживать отрасль, потому что развиваться самостоятельно она уже не в состоянии.



Источник: Беликов Дмитрий, "Распределительный нал"// Газета «Коммерсантъ» № 37 (4337) за 04.03.2010


К этой статье еще нет ни одного комментария.


Оставить комментарий с помощью Yandex Google Mail.ru Facebook.com Rambler.ru Вконтакте Twitter
Время генерации страницы: 0.10803198814392