Lobbying.Ru Закон о лобби: десять лет спустя

Закон о лобби: десять лет спустя

Правительство внесло в парламент один из самых скандальных законопроектов десятилетней давности – «О лоббировании». Но вполне возможно, что новый документ может повторить судьбу предыдущего законопроекта – категорическое отклонение. Принципиальных отличий между двумя разработанными в разные века проектами немного.

В 1999 году правительство, разрабатывая законопроект «О лоббировании», ставило его целью регулирование вопросов лоббирования гражданами и юридическими лицами своих интересов при подготовке и рассмотрении законодательных актов. А действие закона должно было распространяться на депутатов парламента и государственных служащих, которые признавались уполномоченными должностными лицами, при этом лоббистская деятельность могла осуществляться как в парламенте, так и в правительстве.

Тогда депутаты, проработав над документом несколько месяцев, все-таки отклонили его и вернули в правительство. Принципиальное же отличие нового законопроекта, как выяснилось на этой неделе, заключается в том, что деятельность лоббистов решено ограничить лишь парламентом.

- Под лоббизмом предлагается определить деятельность по предоставлению и продвижению своих интересов в процессе участия в законотворческой работе. Такая деятельность будет осуществляться только в парламенте, — заявил, презентуя законопроект мажилисменам, вице-министр юстиции Дулат Куставлетов.

Кто лоббирует лоббистов?

Документ, как оказалось, совсем небольшой. Несколько страниц, устанавливающих, что в качестве лоббистов могут выступать отраслевые ассоциации, союзы — объединения юридических лиц, в состав которых входит не менее 10 юрлиц. Профсоюзы, общественные фонды, НПО, таким образом, из списка лоббистов исключаются. Тем же, кого включили в сферу действия законопроекта, дается право участвовать в разработке законопроектов после прохождения государственной регистрации в уполномоченном органе. Также устанавливаются формы осуществления лоббистской деятельности, закрепляется необходимость предоставления ежегодной отчетности.

Депутатов, участвовавших в презентации, такой подход правительства к регламентации лоббистской деятельности удивил несказанно. Однако вице-министр, отбиваясь от вопросов депутатов, по сути, не дал ни одного конкретного ответа, ссылаясь на... отсутствие подобной практики в Казахстане. А ответ на вопрос «Нужен ли вообще нашей стране этот закон?» и вовсе обескуражил присутствовавших:

- Нужен ли такой законопроект или нет, я затрудняюсь вам ответить. И не то что я, даже иностранные эксперты не могли ответить на этот вопрос, — простодушно признался Дулат Куставлетов.

К слову, насчет отсутствия практики — вопрос спорный. Да, в Казахстане деятельность лоббистов никак не оговаривается в законодательстве. Но есть опыт других стран, в том числе европейских, и получить данные о международной практике в этом вопросе не составит труда даже первокласснику — достаточно просто зайти в Интернет и набрать в любом поисковике «законодательство о лоббировании». И тут же можно выяснить, что в ряде стран лоббизм запрещен вообще — как во Франции, к примеру, или в Италии. Зато в США лоббизм существует официально с 1876 года, а в 1946 году был принят отдельный закон о регулировании лоббистской деятельности. Но сейчас требования к лоббистам в США ужесточаются.

Депутаты, между тем, упорно пытались выяснить, чем же все-таки руководствовалось правительство, разрабатывая законопроект. Однако вице-министр упорствовал, напирая на тезис об отсутствии подобной практики. И в результате «доупрямился»:

- У меня один вопрос: кто лоббирует принятие этого закона? — «в лоб» спросил Сатыбалды Ибрагимов.

- Вопрос не по адресу, — ничуть не смутился Дулат Куставлетов.

Закон экспертов удивил

Между тем, ответ на этот вопрос дает научно-правовая экспертиза, подготовленная по заказу Министерства юстиции Научно-исследовательским институтом правового мониторинга, экспертизы и анализа. Заключение экспертов начинается словами: «Похоже, закон «О лоббировании» все-таки будет принят парламентом. [...] Даже если в Мажилисе парламента возобладают голоса против такого закона, в бой вступят лоббисты от правительства, и, вероятнее всего, они сумеют отстоять свой плановый законопроект путем различного рода закулисных маневров. В этом, собственно, и заключается суть лоббистской деятельности. Правительственные чиновники, как известно, самые сильные лоббисты в любых ветвях власти, на всех уровнях властвования и управления, ибо только у них сосредоточены все необходимые ресурсы для оказания давления».

Экспертов института удивило, что разработчики законопроекта в понятийном аппарате документа указали лишь понятие «лоббистская деятельность», напрочь забыв о таких базовых, по сути, понятиях, как «лоббирование» и «лоббист».

Отмечают специалисты и размытость понятий и норм законопроекта и странную ограниченность сферы лоббизма лишь законодательным органом — парламентом. Не прописаны в документе даже формы и способы лоббистской деятельности, а перечень запретных для лоббистских групп сфер интересов включает лишь основополагающие конституционные нормы. Тогда как «перечень запретных зон для лоббистов чрезвычайно обширен, и это правильно, поскольку все понимают опасность для общества этой сомнительной профессии, когда речь идет, скажем, о национальной и экономической безопасности, обороне страны, правоохранительной деятельности и т.д.».

По мнению экспертов, поскольку свои интересы в правительстве, парламенте, других госорганах частные компании должны представлять посредством направления туда своих юристов, путь «преодоления чрезвычайно опасной практики лоббизма» заключается именно в укреплении юридических служб, расширении их сферы деятельности, совершенствовании законодательства в области адвокатской деятельности и так далее.

Не обойден вниманием экспертов и основной акцент законопроекта — лоббирование возможно только в парламенте. Между тем, признают специалисты, «отечественная законопроектная деятельность в основной своей массе начинает свой путь именно в стенах правительства». Более того, «иногда решение вопросов, значимых для определенной группы интересов, зависит не от общего направления политики, а от личного мнения конкретного чиновника». Именно поэтому эксперты считают важным начинать процесс обсуждения (и, естественно, лоббирования) как раз на начальной стадии. Кроме того, подчеркивают они, «отказ урегулировать лоббирование на уровне правительства оставит в тени процессы продвижения интересов в данном органе».

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что в законопроекте никак не отражены вопросы оплаты услуг лоббистов. Эксперты также обращают внимание на этот момент, подчеркивая, что даже в случае принятия закона «тайные встречи и переговоры по поводу принятия того или иного закона в интересах крупных частных владельцев по поводу получения многомиллиардных заказов будут иметь место. Цена подобных сделок — огромные вознаграждения».

...Похожие вопросы задавали и депутаты. Но, не получив на них внятного ответа, высказали свое недовольство и приняли единственное в работе нынешнего созыва решение — законопроект принят в работу, дискуссии по нему продолжатся на заседаниях рабочей группы.



Источник: Сергеева Ирина, "Закон о лобби: десять лет спустя"// Портал Республика за 25.02.2010


К этой статье еще нет ни одного комментария.


Оставить комментарий с помощью Yandex Google Mail.ru Facebook.com Rambler.ru Вконтакте Twitter
Время генерации страницы: 0.17773699760437