Lobbying.Ru GR: между властью и бизнесом

GR: между властью и бизнесом

Москва. Сегодня одна из главных проблем government relations (GR) в России - отсутствие четких правил, по которым деловое сообщество и государство строят свои отношения.

Об этой проблеме и не только говорили спикеры и участники первого GR-конгресса, прошедшего в конце октября в Москве.

Правила игры

Рынок GR-услуг в России пока молод. Его объем, по оценке руководителя Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Павла Толстых, составляет $100 млн в год.

В силу своей молодости рынок еще далек от насыщения, и потому конкуренция среди специалистов высокого уровня практически отсутствует. Более того, пока еще редко человек, который занимается в компании GR, так и называется. Часто за ним закрепляется роль советника или сотрудника блока экономической безопасности.

Как признаются участники встречи, многие вопросы в сфере GR пока остаются нерешенными, один из основополагающих -- отсутствие четких правил диалога между бизнесом и властью. К слову, закона о лоббизме в России нет, хотя попытки его принять были не единожды (сегодня речь идет уже о четвертой).

Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян усомнился в том, что чиновникам вообще нужен диалог, тем более в правовом поле. "У нас нет исторической культуры диалога, власть всегда сама решала, что нужно народу, она сама всегда определяла не только как должно быть устроено общество, но и вплоть до того, кто что должен есть и как одеваться на 15 лет вперед", -- подчеркнул Тосунян. Он считает, что нужно ужесточить на законодательном уровне ответственность чиновников за непринятие во внимание квалифицированных советов бизнес-сообществ по тому или иному вопросу.

По его мнению, если регулирующий орган принимает решение, но при этом есть оппонирующее мнение в лице бизнес-сообщества, которое не рассматривается на должном уровне, то в случае доказанной неэффективности принятого властями решения чиновники должны ответить, почему они не прислушались к мнению бизнеса. Власть должна научиться слышать не только сильных мира сего, с которыми она в основном и ведет диалог, но и весь спектр мнений.

Закон что дышло

Тему диалога продолжил директор Instituto Iberoamericano Висенте Барриентос, заявивший, что для успешного действия закона о лоббистской деятельности необходимо сокращение количества контролирующих структур, дальнейшее усиление вертикали власти, что идет вразрез с интересами чиновников любого уровня.

По его словам, ни в одной крупной стране мира действующие бизнесмены не
представлены так широко в парламенте, как в России, причем российские
олигархи предпочитают верхнюю палату.

"Власти закон о лоббизме не нужен, поскольку чиновники сами по себе лучшие лоббисты, -- соглашается с коллегами председатель совета директоров центра политического консультирования "Никколо М" Игорь Минтусов. -- Это напоминает мне ситуацию на рынке PR-услуг, когда в СМИ открываются департаменты коммерческих публикаций. Вы платите журналу или телеканалу - и ваш материал выходит без пометок, что он на рекламной основе, исключив тем самым PR-специалистов из этой цепочки. Абсолютно аналогичная ситуация с лоббизмом: зачем власти посредники, когда чиновник сам прекрасно выполняет эти задачи".

Несмотря на разные мнения, большинство участников встречи уверены: правила диалога должны быть, и надеются, что разговоры о принятии закона наконец перейдут в дела.

GR-специалист, зная ходы и выходы в коридорах власти, способствует выходу компании на свет, к вершине успеха.

Цифры
Цена government relations
10-30 тыс. долларов -- ежемесячное абонентское GR-обслуживание, организация встречи с нужным чиновником -- до $100 тыс. (по данным Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, экспертов).

Факты
Шаги навстречу цивилизации
В 2008 г. опубликован Национальный план по борьбе с коррупцией, одно из
положений которого предполагает принятие закона, регулирующего лоббистскую деятельность.
Попытки провести закон о лоббизме в России ведутся еще с времен первого
президента РФ Бориса Ельцина.

Дополнительные материалы:
1. Лада Сергеева, "Назвался GR -- полезай во власть"//"Деловой Петербург" №210 за 09.11.2009

СПб. Московские GR-менеджеры зарабатывают в среднем 80 тыс. рублей в месяц, петербургские --70 тыс. рублей. 80% из них -- мужчины. Половина специалистов -- в возрасте от 30 до 40 лет.

Исследование рынка труда, проведенное в ноябре 2009 г. порталом SuperJob.ru, показало: уровень оплаты труда "джиарщика" зависит от благосостояния компании, перечня его должностных обязанностей, опыта работы и профессиональных навыков.

Вы чьих будете

Обычно специалист GR организует взаимодействие работодателя с органами
государственной власти и общественными организациями. Иными словами, ведет с ними переговоры, отслеживает и анализирует законодательные и политические тенденции и изменения, продвигает и защищает интересы компании в органах государственной власти.

Свои люди

Соискатели, имеющие опыт работы в государственных структурах, общественных организациях или PR около года, могут претендовать на зарплату от 40 тыс. до 57 тыс. рублей в Москве и от 30 тыс. до 45 тыс. рублей в Петербурге.

На более высокое жалование могут рассчитывать либо те, у кого есть опыт руководства в области внешних связей в крупных государственных или коммерческих компаниях, либо работавшие в GR не меньше 2 лет. Свободный английский, отличные переговорные и коммуникативные навыки тоже обязательны. За такой набор компетенций в Москве платят ежемесячно в среднем 90 тыс. рублей., в Северной столице -- 80 тыс. рублей.

"Пропуск" в следующий зарплатный диапазон -- опыт работы в госструктурах, политических партиях или GR-подразделениях крупных компаний не менее 5 лет.

Очевидно, именно за этот срок можно обрести личные связи с власть имущими, столь необходимые компаниям для решения своих проблем. Работодатели обеих столиц готов платить специалистам ежегодно свыше 3 млн рублей.


2. "Чиновник на свою кухню не пустит"//"Деловой Петербург" №210 за 09.11.2009

Думаю, что обсуждаемые сейчас инициативы по внесению в Госдуму очередного законопроекта о лоббизме обречены на провал. Институт лоббизма, как его понимают на Западе, в России не будет сформирован еще долгое время. Мы работаем в сфере энергосберегающих технологий, и по нашей теме взаимодействовать с государственными служащими очень сложно. Часто сталкиваешься с незаинтересованностью чиновника в продвижении проекта, отсутствует иногда даже элементарное желание разобраться, что толком предлагается. Вместо этого включается бюрократическая машина, и тебя начинают гонять по инстанциям. Чиновничий аппарат во многих случаях некомпетентен и раздут. Получая отказ, зачастую мы выясняем, что проектом занимался человек, несведущий в теме, который к тому же и на объекте-то ни разу не был. И конечно, никто не будет подпускать к этой кухне людей со стороны. Зачем чиновнику посредник, когда он сам напрямую может решить конкретный вопрос. Поэтому, еще раз повторюсь, говорить о формировании в России института цивилизованного лоббизма, мягко говоря, пока еще рано.
Мнение
Юрий Матешевский, заместитель генерального директора ООО "Солидар" (энергосберегающие технологии)

Откровенно говоря, лоббистская прослойка власти сейчас не востребована.
Наоборот, наблюдается полное сращивание бизнеса с чиновничьим аппаратом. У нас сама власть давно превратилась в бизнес-структуру. Дело доходит до того, что публикуются цены на место в списке для прохождения в Госдуму. А так как всякое легализованное посредничество делает процедуру принятия решений прозрачной, поэтому вряд ли в ближайшее время закон, это закрепляющий, будет принят. Чиновник сам себе лоббист.
Мнение
Владимир Тульчинский, профессор Высшей школы экономики




Источник: Дорогов Антон, "GR: между властью и бизнесом"//"Деловой Петербург" №210 за 09.11.2009


Комментарии:

09.11.2009 17:17:16
Зимекнов Владимир
"Рынок GR-услуг в России пока молод. Его объем, по оценке руководителя Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Павла Толстых, составляет $100 млн в год. " рынок GR-услуг в России молод и законодательно пока не как не регулируется. И по этому пока не о какой финансовой прозрачности рынка речи и не идет. Я бы хотел понять откуда берутся такие цифры 100 млн долл в год? пока это голословное утверждение, по крайней мере лично для меня. суммы из воздуха?
09.11.2009 17:29:19
Толстых Павел Александрович
Суммарные затраты российских компаний на лоббирование своих интересов за последний год составили, по приблизительным подсчетам, около 100 млн долларов. «В эту сумму входят бюджеты бизнес- и отраслевых ассоциаций, затраты департаментов GR российских и зарубежных компаний, бюджеты лоббистских фирм, которые специализируются на отношениях с органами власти, бюджеты некоторых юридических фирм, которые также работают с правительственными структурами. При этом затраты одной корпорации на GR, как правило, не превышают 0,5 млн долларов в год», — говорит Павел Толстых. http://gr-center.ru/main/press/smi/339
09.11.2009 18:55:13
Зимекнов Владимир
спасибо Павел Александрович, за оперативный ответ.

Оставить комментарий с помощью Yandex Google Mail.ru Facebook.com Rambler.ru Вконтакте Twitter
Время генерации страницы: 0.097583055496216