Lobbying.Ru Технологии лоббирования по Г. Тосуняну

Технологии лоббирования по Г. Тосуняну

Еще недавно казалось, что законопроекту "О бюро кредитных историй" осталось пройти только третье чтение в Думе. Однако теперь предсказать, когда это произойдет, трудно. Дело в том, что после принятия законопроекта во втором чтении в нем неожиданно для депутатов оказалось положение, ограничивающее участие одного акционера в капитале бюро 10%. На данный момент это положение выгодно только учрежденному при Ассоциации российских банков Национальному бюро кредитных историй (НБКИ). И теперь депутаты готовятся вернуть законопроект во второе чтение.

Кредитные бюро во всем мире создаются для более точной оценки потенциальных заемщиков. Это некие информационные посредники, которые ведут картотеку, содержащую данные о прошлых и настоящих кредитных обязательствах заемщиков. Сама кредитная история в большинстве случаев представляет собой сводную информацию о займах клиента и аккуратности их погашения. По мнению участников рынка, кредитное бюро позволяет прогнозировать риск невозврата кредита и таким образом существенно снизить риски, что, в свою очередь, неизменно приводит к снижению процентной ставки по кредитам.

Находящийся сейчас в Думе законопроект "О бюро кредитных историй" - третий по счету. Два предыдущих Госдума отклонила. Первый предполагал создание кредитных бюро на рыночных началах, без всякого контроля государства. Второй допускал существование лишь одного бюро, государственного. Весной этого года появилась компромиссная редакция: она разрешала создавать частные кредитные бюро, информация из которых должна была стекаться в центральное бюро при Банке России. Однако депутаты решительно восстали против новых полномочий Центробанка. В итоге после первого чтения за ЦБ оставили лишь роль держателя централизованного каталога кредитных бюро. Кредитор, желающий получить информацию о потенциальном заемщике, обращается в ЦБ за справкой, в каком бюро содержатся нужные сведения о запрашиваемом заемщике.

После длительных обсуждений законопроект был принят и во втором чтении. В третьем чтении Госдума планировала его рассмотреть в середине октября. Однако теперь он рискует быть возвращен во второе чтение. Камнем преткновения для принятия закона стал вопрос, связанный с 10-процентным ограничением для участия одного акционера в капитале кредитных бюро.

История появления этой поправки - настоящий детектив. После первого чтения для доработки проекта была создана рабочая группа, в которую вошли представители правительства и банковского сообщества. Каждая поправка, которую предполагалось внести ко второму чтению, обсуждалась и дорабатывалась отдельно от других. На этом этапе никто поправки о 10-процентном ограничении участия в кредитных бюро не обсуждал. В результате во втором чтении депутаты проголосовали за поправки к закону пакетом. И уже после обнаружили, что в законопроекте неожиданно появилось значительное дополнение. Оно как раз и касалось ограничения минимального количества владельцев кредитного бюро: теперь их должно было быть не меньше одиннадцати. Как пояснили "Ъ" в Госдуме, видимо, на промежуточном этапе формирования поправок образовалась некая тайная группа, которая за неделю до голосования "подсунула" соответствующую поправку в согласованный рабочей группой пакет.

В Ассоциации российских банков (АРБ), активно поддерживающей введение 10-процентной квоты, утверждают, что инициатором поправки выступило Минэкономразвития. В Минэкономразвития говорят, что никакого отношения к внесению поправки о 10-процентном ограничении участия в капитале кредитных бюро не имеют. Депутаты, разрабатывавшие законопроект, выступают против внесения подобной поправки. В результате они подготовили поправку по отмене 10-процентного ограничения. По сведениям источника "Ъ" в Думе, вопрос о возврате законопроекта во второе чтение будет решен уже на следующей неделе.

Депутаты и Минэкономразвития выступают за отмену 10-процентной квоты. Их поддерживают и некоторые банки.

"Требование об ограничении участия каждого игрока 10%, с нашей точки зрения, мера достаточно надуманная. Коль скоро нет запрета на создание нескольких кредитных бюро, реально этот 10-процентный запрет работать не будет, но мешать развитию рынка будет точно", - считает член правления Райффайзенбанка Александр Колошенко.

"Мне понятны причины, почему хотят оставить 10%. Чтобы один банк сам создать бюро не смог. Но, по моему мнению, создание бюро - это слишком дорогое удовольствие для одного банка. Но сохранение 10-процентной квоты все же может привести к сложностям в создании совместных проектов", - отметила вице-президент Ситибанка Наталья Николаева.

Очевидно, что подобные поправки невыгодны и международным кредитным бюро - Experian, Trans Union, Schufa, которые в последнее время все активнее пытаются выйти на российский рынок. Так, в начале октября одно из крупнейших в мире бюро кредитных историй Experian, имеющее дочерние структуры в 11 странах, объявило о намерении создать совместное предприятие и в России. Партнером в проекте на паритетных началах (50% на 50%) выступает информагентство "Интерфакс". Но для организации такого тандема необходимо, чтобы ограничений по доле собственника в законе не было.

Таким образом, 10-процентная квота выгодна только АРБ. У ассоциации есть собственное бюро кредитных историй - НБКИ. Президент Дельта-банка Александра Григорьева считает, что "реально сейчас существует только один проект по созданию кредитного бюро - это проект, которым занимается АРБ, других общероссийских проектов на рынке пока нет". Сейчас НБКИ функционирует как некоммерческое партнерство, но уже существует договоренность о его акционировании. На данный момент капитал бюро уже сформирован на 60% - его внесли десять банков. Таким образом, НБКИ для соблюдения закона в случае его принятия в нынешнем виде осталось привлечь лишь одного участника. И претенденты на вхождение в капитал бюро есть. "Сейчас мы обсуждаем вопрос о вхождении в Национальное бюро кредитных историй АРБ в роли акционеров, - говорит зампред правления МДМ-банка Ирина Бушева. - Логично, что владельцами бюро будут самые крупные банки: развивая ритейл, они несут сейчас наибольшие риски. Поэтому я скорее против отмены 10-процентной квоты. Чем больше акционеров, тем больше информации в бюро".

 



Интервью с заместителем руководителя Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам Павлом Медведевым:

 



- Почему сегодня вы настаиваете на отмене этого десятипроцентного ограничения?

- Дело в том, что изначально авторы хотели создать такой закон, который бы стимулировал появление кредитных бюро. Но, как говорится, сочиняли - веселились, написали - прослезились. В итоге написали законопроект, в котором ограничили возможность выхода на рынок кредитных бюро. Потенциальным собственникам кредитных бюро было сказано, что для создания бюро необходимо минимум одиннадцать участников. Сегодня если удается найти одного-двух - это уже большое счастье, а тут одиннадцать! Несколько депутатов вынашивали мысль о преодолении этого ограничения. Аксаков, Зубов, Драганов и я подготовили проект поправки по отмене десятипроцентной квоты. Если нас поддержит комитет по финансовым рынкам и кредитным организациям, законопроект будет возвращен во второе чтение для дополнительного голосования по этой поправке.

 





Источник: Источник: Коммерсантъ, Дмитриева Евгения, 14.10.2004, №192, Стр. 20, Коммерсантъ, Дмитриева Евгения, 14.10.2004, №192, Стр. 20, Фото: Коммерсант


К этой статье еще нет ни одного комментария.


Оставить комментарий с помощью Yandex Google Mail.ru Facebook.com Rambler.ru Вконтакте Twitter
Время генерации страницы: 0.15644693374634