Lobbying.Ru Вздрогнули

Вздрогнули

«При употреблении ЮО граммов водки безвозвратно гибнут до 8 тыс. клеток мозга. После каждого застолья 10 тыс. мертвых клеток мозга выводятся на следующий день. Береги себя!» — жутковатый закадровый текст в эфире «Первого канала» сопровождается не менее жутким видеорядом, где воздействие алкоголя на организм человека показано изнутри.

Социальная кампания «Первого канала» «Общее дело» стартовала еще в начале года, а к концу лета приобрела неожиданный размах. Президент России Дмитрий Медведев объявил крестовый поход против алкоголизма. «Мы сейчас пьем больше, чем в 1990-е годы, хотя это были трудные времена»,— заявил он недавно на встрече с главой Минздравсоцразвития Татьяной Голиковой.

Одной пропагандой здорового образа жизни дело не ограничится. В августе Минфин разослал по профильным министерствам и ведомствам протокол заседания правительства под руководством Владимира Путина, где описаны грядущие изменения в регулировании алкогольного рынка. Если автопрому и девелопменту власти помогают, то на производителей спиртного возложена роль дойной коровы. Самое главное нововведение — единая ставка акциза на спирт (210 руб. с начала 2010 года). Сейчас производители крепкого алкоголя (водка, коньяк) платят 191 руб. за литр спирта в готовой продукции, а слабого (коктейли, пиво, вино) — 121 руб. Причем вводится 100-процентная предоплата акциза покупателем спирта или предоставление банковской гарантии на эту сумму, а также лицензирование перевозок спирта.

Рынок питьевой воды в 2009 году просел на 20%, а продажи водки упали всего на 2-3%. Нелегальный же рынок даже подрос. «Интерес государства совершенно закономерный. С одной стороны, в связи с экономическим кризисом падают акцизные отчисления, с другой — потребление водки в стране не сокращается. Правительство уже официально признает, что размер теневого водочного рынка достигает 50% всего выпиваемого в стране алкоголя»,— говорит Светлана Блинова, директор по маркетингу московского представительства «Истока».

Впрочем, опрошенные СФ производители водки не понимают, каким образом принимаемые меры могут ударить по нелегалам. Разве что силовики (а МВД входит в правительственную комиссию РФ по регулированию алкогольного рынка) до нового года успеют разработать еще какие-то средства, направленные на борьбу с контрафактом.

Сейчас же все выглядит так, как будто государство собралось подлатать за счет производителей алкоголя бюджетные дыры. Право, не на молоко же с хлебом налоги поднимать. Но участники алкогольного рынка убеждены, что дело далеко не только в этом, ведь неминуемое снижение спроса на их продукцию обернется падением производства и налогооблагаемой базы. При введении единого акциза директор аналитического агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз прогнозирует падение продаж пива на 22% (и без нового акциза этот рынок впервые с 1990-х просел на 7% в первом квартале), вина и шампанского — на 30%.

«Я хорошо знаю людей в Минфине, Минсельхозе — никто из них не верит, что, тупо повысив акцизы, мож¬но собрать больше налогов. Дело в другом: из экономической плоскости ситуация перешла в политическую,— убежден председатель совета Союза российских пивоваров, вице-президент „Балтики" Даниил Бриман.— Сейчас государству как никогда нужны проекты, объединяющие людей, национальные идеи. Важно найти виноватого, пририсовать ему рога и копыта, а затем отдать на растерзание».
Похоже на правду: в роли мальчиков для битья про-изводители алкоголя смотрятся уместно. Судя по недавнему опросу ВЦИОМа, 65% россиян поддерживают антиалкогольную кампанию (71% женщин и 57% мужчин). Правда, за радикальный «сухой закон» и полный запрет на продажу спиртного высказались лишь 10% опрошенных.

Но странное дело: меньше всего от введения единого акциза пострадают производители водки, если, конечно, властям удастся организовать оперативное лицензирование перевозчиков спирта. По расчетам Вадима Дробиза, если недорогая водка подорожает на 5%, то пиво и коктейли — на 30%, вино или шампанское — на 25-30%. «Уменьшение потребления пива неминуемо приведет к росту потребления дешевой водки. О какой борьбе с алкоголизмом можно говорить?» — уверяет Даниил Бриман. Пивной лоббист убежден, что крупные производители пива такой удар переживут, а вот для небольших предприятий новый акциз равносилен смертному приговору. По его прогнозу, крупные ком¬пании немного отыграют падение за счет еще большей консолидации рынка, но полностью компенсировать падение им не удастся.

Впрочем, опыт производителей коктейлей показывает, что отделаться малой кровью при резком повышении акциза почти никому не удается. Когда в 2007 году акциз для производителей коктейлей скакнул с 83 до 162 руб. за литр спирта, рынок упал, по разным оценкам, на 30-40%. Тогда свернули производство коктейлей даже крупные игроки — к примеру, ГК «Исток».

В новых условиях производители водки могут надеяться даже на небольшой рост своего рынка, ведь во времена экономической депрессии люди всегда потребляют больше алкоголя. По логике одного из производителей водки, пожелавшего сохранить анонимность, правительство не станет резко повышать акцизы на крепкий алкоголь по политическим мотивам. Водка, в отличие от пива и вина, в России — продукт, можно сказать, социальный и стратегический, так как скачок цен может обернуться падением популярности властей. Вот и получается, что в сфере экономики антиалкогольная кампания больнее ударяет по пивному и винному рынку. С потреблением водки государство предпочитает бороться на ТВ-экранах.



Источник: Гришин Николай, "Вздрогнули"// "Секрет фирмы" №9 (290) за сентябь 2009


Комментарии:

04.09.2009 21:20:28
Толстых Павел Александрович
Пи-ар бюджет компании "Балтика" на год один из самых высоких в отрасли - около миллиона долларов. Статья - явна заказная, организованная их пи-ар фирмой. Лучше нормально с госорганами работали бы ... за 5 лет не смогли решить ни одной проблемы... просто стыдно за отрасль и их лоббистов....

Оставить комментарий с помощью Yandex Google Mail.ru Facebook.com Rambler.ru Вконтакте Twitter
Время генерации страницы: 0.096465110778809