Lobbying.Ru Против кулуарной борьбы

Против кулуарной борьбы

Семёнова Екатерина Юрьевна, Депутат Государственной Думы РФ пятого созыва (2007).

Вслед за главой государства своим блогом в Интернете обзавелась и «Единая Россия». По итогам X съезда партии власти на новом сайте «медведей» появилась своя социальная сеть под говорящим названием «берлога». Одним из дежурных по «берлоге» стала наша землячка Екатерина Семенова, депутат Государственной Думы России, член думского комитета по собственности, глава группы компаний «Облкультторг». Темой для общения стал малый бизнес. Предприниматель-единоросс смело отвечала на самые нелицеприятные вопросы продвинутых пользователей Интернета. Предлагаем краткую версию разговора.

Бизнес не заводится

Екатерина, почему малый бизнес немного притормозил? Только ли из-за глобального кризиса или есть на то и другие причины? Может, пора укреплять стабильность рубля, чтобы он стал привлекательным хотя бы для СНГ.
В России нет собственного производства. Вся экономика сидела на сырьевой игле, а малый бизнес полностью зависел от импорта. До тех пор, пока у нас не будет собственного производства, а значит, и ВВП, обеспеченного произведенными внутри страны товарами, о каких-то стабильных курсах рубля к доллару, евро, корзине валют говорить рано.

Проблема на самом деле глубже, чем вы её копнули. Экспортная ориентация возникла не сама по себе. В России никогда не платили высокие бюджетные зарплаты, пенсии, стипендии, пособия. Отсюда и все наши беды. Государство не платит, а большинство людей, которые на бюджетных выплатах, не ходят в магазины. Оттого наш малый бизнес и не «заводится». Возьмите Германию или Францию. Там людям платят, они бегут в магазины и каждый день покупают что-нибудь. У нас в магазины ходят раз в месяц. За молоком и хлебом.

Панацея от сырьевой зависимости

В России масса организаций занимается вопросами малого, среднего, крупного и какого угодно бизнеса. Если ситуация в этой сфере аховая (как признает власть), то зачем эти организации существуют? Эффективность у них — ноль. Или я перегибаю палку?
Давайте будем откровенны: мы только сейчас заговорили о необходимости малого бизнеса. Только теперь, в условиях мирового кризиса, стали понимать, что именно предпринимательство — реальная панацея от сырьевой зависимости. Поддержка малого бизнеса только начинается. Большая часть мер пока носит не системный, а локальный характер. Мы только начинаем формировать государственную инфраструктуру поддержки и развития малого бизнеса.


Максимально упростить

Можно ли упростить процедуру уплаты налога на доход, полученный от аренды? Ввести уведомительный порядок, без заполнения 17 страниц налоговой декларации с учетом всех доходов за год?
Я сторонник максимального упрощения всей системы налогообложения. И согласна с тем, что процедура уплаты налогов не должна быть в тягость налогоплательщику. Необходимо перестроить ее таким образом, чтобы, с одной стороны, все было максимально удобно и даже примитивно, одновременно полностью соответствовало требованиям современных технологий. И тут речь о максимальном использовании электронного документооборота. Сегодня во многих странах вообще всю отчетность сдают по Интернету.
Спасибо за ответ, а то в «берлоге» нешуточный спор разгорелся. Надеюсь, вы не только продекларируете свое видение упрощения налогообложения, но и как законодатель предпримете определенные меры, чтобы воплотить это видение в жизнь.

Разгрузить бизнес

Одни малые предприятия по профилю своей работы могут работать без НДС, другие нет. Как вы предполагаете состыковать нестыкуемые формы? Мой арендодатель не платит НДС, а я плачу, как видите, результат не в мою
пользу. Так кому вы помогаете?
Тут вы попали в самое яблочко! Я тоже сторонник совершенствования системы уплаты налога на добавленную стоимость, особенно в части, затрагивающей малый бизнес. Один из основных барьеров конкуренто-способности малых предприятий — проблема зачета НДС между субъектами налогообложения — ндивидуальными предпринимателями, малыми предприятиями, находящимися на упрощенной системе, и предприятиями на обычной системе налогообложения. Безусловно, плательщиками НДС должны быть крупные предприятия, выпускающие конечный для потребителя продукт.
Тогда крупные предприятия вовсе не будут заключать договоры с малыми...


Мне кажется, им все это по барабану...
Не по барабану. Я являюсь сторонником налогового регулирования, то есть стимулирования, развития и мотивации малого бизнеса. При этом убеждена, что откровенное бойкотирование малого бизнеса — это ситуации, когда налоги выбивают конкурентную почву из-под ног предпринимателя. Наиболее наглядный пример протекционизма крупного бизнеса — НДС. Сегодня основным барьером конкурентоспособности малых промышленных предприятий является проблема зачета налога на добавленную стоимость между субъектами налогообложения. Крайне необходимо разработать механизм зачета входящего НДС для предприятий, потребляющих товары, работы и услуги малых компаний или индивидуальных предпринимателей. Тем самым себестоимость у малого бизнеса при зачете административных издержек будет ощутимо ниже, чем у крупного. Значит, малым предприятиям будет выгодно производить болты и гайки, а крупным — покупать их по более низким ценам.
По оценкам Минфина, только в результате замены единого социального налога страховыми выплатами нагрузка на бизнес возрастет на 800—850 миллиардов рублей...
В ближайшие два года правительство планирует реально разгрузить малый бизнес. Только от расширения рамок упрощенной системы налогообложения бизнес сможет сэкономить до 100 миллиардов рублей в год. На кассовых аппаратах высвободится еще порядка 30 миллиардов. Не стоит забывать и о том, что не только федеральная власть имеет право помогать «малышам». У регионов тоже есть инструменты для регулирования и помощи. В большинстве субъектов ставку единого налога на вмененный доход снизили с 15 до 10-5 процентов. Таким образом, власти на местах реально экономят своим малым фирмам от 50 до 100 миллионов рублей в год.
Считаем: 850 миллиардов — из кармана бизнеса. 150-300 миллиардов — в карман бизнеса. От 550 до 700 миллиардов оседает в кармане государства...
Помогли, называется.

Лоббизм или коррупция

В Америке лоббизм законодательно закреплен. Готова ли Россия к тому, чтобы ввести лоббизм в правовое русло? Или это останется формой коррупции?
Я сейчас заглянула в словарь. Одна из трактовок: «Лобби, лоббизм (от английского — кулуары) — система контор и агентств крупных монополий при законодательных органах США, оказывающих прямое давление (вплоть до подкупа) на законодателей и государственных чиновников в интересах этих компаний». Я против кулуарной борьбы, против подкупа и продавливания своих интересов.  Другое дело цивилизованная защита интересов того же малого бизнеса посредством профсоюзов, саморегулируемых организаций. Никто не мешает, и даже, напротив, государство сегодня поддерживает такую идею — объединяться малому бизнесу в саморегулируемые организации — и официально отстаивать, защищать свои интересы. Не в кулуарах и коридорах, а открыто.

Наскок из засады

Как вы можете, с одной стороны, пытаться защитить малый бизнес, и одновременно с этим ваш комитет занимается его планомерным уничтожением? Имею в виду введение саморегулирования в строительстве. По разным оценкам от 70 до 90 процентов в строительстве — это малые предприятия. Стоимость же вступления в СРО — от 300 тысяч рублей единоразово. Так выражается забота о малом бизнесе, особенно в условиях кризиса? Или вы считаете, что в строительстве нет места для малого бизнеса?
Данный законопроект о саморегулировании строительной сферы принимался не комитетом по собственности. И я считаю, нет таких сфер и ниш, в которых
малый бизнес не смог бы найти себя.
Может, хватит уже немереного количества комитетов, которые ссылаются друг на друга? Я в частном бизнесе более 10 лет. И теперь для продолжения своей деятельности должен заплатить до полутора миллионов рублей для вступления в две саморегулируемые организации. Очень, знаете ли, похоже на вымогательство в особо крупных размерах. Предлагаю простенький расчет: в строительстве действует около 120 тысяч компаний (не очень много, в Британии их свыше 200 тысяч), и все они только в компенсационные фонды должны внести из ПРИБЫЛИ (!) даже по минимуму по 300 тысяч рублей, то есть 36 миллиардов! Такова поддержка малого бизнеса?
 Давайте расставим все точки по своим местам. Комитет по собственности, безусловно, имеет отношение, и самое прямое, к БАЗОВОМУ закону о саморегулировании. А дальше для каждой отрасли разрабатывается и принимается свой закон, на основе базового, учитывающий специфику каждой отрасли. Строительная отрасль — не исключение. Прежде всего, базовый закон о СРО необходим именно добросовестным участникам любого рынка. Благодаря ему добросовестные предприятия защищаются от непонятного левого бизнеса, которому в отрасль благодаря СРО путь перекрывают. Согласна с тем, что закон о СРО в строительной сфере повел себя на практике не лучшим образом, выявились недоработки, неучтенные моменты. Но на то и практика. Уверена, что мои коллеги из комитета, курирующего земельные и строительные отношения, готовы к диалогу, готовы выслушать бизнес и внести необходимые поправки.

То есть вы хотите сказать, что теперь все вопросы к комитету, курирующему земельные и строительные отношения? Идея ваша? Ваша! Вам не кажется несколько неправильным «переводить стрелки»? Почитайте на сайте sro.ru о том, сколько в законодательстве о СРО дырок, да каких дырок — ворот железнодорожных!

Я уже говорила, на то нам и дана практика, для того и существует Дума, чтобы подправить огрехи в законодательстве. Саморегулирование в строительной сфере, действительно, идет очень сложно. Но возьмите оценщиков или арбитражных управляющих — они уже не представляют свою деятельность на рынке вне рамок СРО. Благодаря СРО им удалось повысить качество своего сервиса и, самое главное, — выдавить из бизнеса недобросовестных оценщиков и арбитражников, различные подставные компании и фирмы-однодневки. Сегодня можно говорить о том, что саморегулирование оценочной деятельности состоялось. На это ушло почти 15 лет. В нашем распоряжении опыт оценщиков и арбитражных управляющих, который бесценен и который можно использовать в других отраслях.

15 лет для оценщиков, коих сколько в стране? А строителей за год?! Ну и темпы... При этом продуктом оценщиков и арбитражных управляющих является БУМАГА, срок жизни которой год-два. А в том, что мы построим, вам, кстати, и вашим детям жить... Вы не думаете, что такой подход к строительству несколько легкомыслен?

Екатерина, будет ли показательный судебный процесс над разработчиками и лоббистами СРО? Ведь всем давно ясна преступная сущность этого закона. Его главная цель — рэкет и удушение малых и средних предприятий, узаконивание и обеление коррупции.
На Западе малый бизнес не барахтается сам по себе, а объединяется в пулы, профсоюзы и СРО. Таким образом, повышается конкурентоспособность любого малого игрока, являющегося членом СРО, перед крупным бизнесом и перед государством. И такая модель идеально апробирована десятилетиями и даже столетиями в странах с развитой экономикой и с развитым рынком.


Вот именно столетиями, а не кавалерийским наскоком из засады.

Смысл в законах

Есть ли смысл в законах? Будут ли действовать все законы о защите малого бизнеса, если милиции надо тупо отбивать купленные должности? В связи с делом Евсюкова, расстрелявшего в московском супермаркете из табельного оружия девять человек, уже появились сообщения, что свою должность начальника райотдела внутренних дел он купил за 5 тысяч баксов. И ведь все официальные лица легко соглашаются, что система продажи должностей существует. Значит, милиция и дальше будет щипать и малый бизнес, и обычных граждан?
Главное, не бездействовать, и тогда появится смысл. Очень легко сидеть на диване и ничего не делать. Гораздо сложнее открыть свой бизнес, раскрутить его, построить из маленькой фирмы — большую. Но надо жить и надо бороться.



Источник: Фатеев Андрей, "Против кулуарной борьбы"// "Тюменские известия" №145 за 19.08.2009


Комментарии:

20.08.2009 11:30:18
Толстых Павел Александрович
Определение, на которое она ссылается из Советской энциклопедии 1976 года по поводу влияния на власть в разлагающемся капитализме. Стыдно просто за наших парламентариев! Вот свежее определение: Lobbying is the practice of influencing decisions made by government (in groups or individually). It includes all attempts to influence legislators and officials, whether by other legislators, constituents, or organized groups. (Mrriam-Webster Dictionary.Com entry on lobbying) Или которое мы даем у нас в Центре: http://www.lobbying.ru/dictionary_word.php?id=1

Оставить комментарий с помощью Yandex Google Mail.ru Facebook.com Rambler.ru Вконтакте Twitter
Время генерации страницы: 0.09767484664917