Новые правила игры для ТЭКа

Речь идет о восстановлении права пользователей недр привлекать для выполнения работ по договору сервисные компании, специализирующиеся по отдельным лицензируемым видам деятельности

В преамбуле к рекомендациям говорится, что Федеральным законом от 29 апреля 2008 года N 58-ФЗ внесены изменения в часть 5 ст. 9 Закона РФ "О недрах", устанавливающие наличие у недропользователя разрешений (лицензий) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами. В прежней редакции допускалось наличие "договоров с организациями, имеющими право на осуществление видов деятельности, связанных с пользованием недрами". Такое повышение требований к недропользователю полностью ориентировано на крупные компании, имеющие сервисные подразделения. Оно ликвидирует сферу деятельности сервисных компаний (геологических, геофизических, буровых).

Председатель думского комитета Наталья Комарова считает повышенные требования к недропользователю ошибочным. Это практически принуждает сервисные компании войти в состав вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Госдума 11 июня во втором чтении приняла законопроект о внесении изменений в Водный кодекс и отдельные законодательные акты, решающий данную проблему. Статьей 3 данного законопроекта вносятся изменения в статью 9 Закона "О недрах", устанавливающие, что недропользователи могут привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих разрешения (лицензии), то есть самим недропользователям их иметь необязательно, сообщила Наталья Комарова.

Предлагается также наделить недропользователей не только правом, но и обязанностью на проведение геолого-разведочных работ без каких-либо ограничений на нижележащих горизонтах разрабатываемых месторождений полезных ископаемых.

Известно, что гарантированное восполнение выбывающих объемов добычи должно осуществляться за счет освоения объектов нераспределенного фонда недр. К сожалению, после отмены отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ) с 2002 года крупные компании снизили объем геолого-разведочных работ почти вдвое, а средние и мелкие - практически вовсе их прекратили. Из прежних 50 процентов отчислений на ВМСБ, поступающих сегодня в федеральный бюджет, на федеральные программы выделяется менее 15 процентов, а на территориальные - практически ничего

Кроме того, в законопроекте имеется подпункт об установлении регламентации уровней добычи нефти на стадии пробной эксплуатации месторождений в процессе выполнения опытно-промышленных работ, а также предложение о введении нормы об образовании фонда экологического страхования и рекультивации земель, пополняемого за счет средств недропользователей

Одновременно в Закон "О недрах" и в Земельный кодекс предлагаются изменения в части упрощения процедуры предоставления земельных участков для осуществления всех видов пользования недрами. Для упрощения оформления земельного отвода для целей недропользования целесообразно в Земельном кодексе РФ в категории земель промышленности учитывать отдельно "земли государственного фонда недр" и передать их в распоряжение МПР России, его территориальных органов. Тогда земельный отвод будет автоматически оформляться одновременно с лицензией на пользование недрами.

В поправках предлагается регламентировать получение услуг по подготовке, хранению, учету, внутри- и межпромысловой транспортировке нефти, переработке на условиях давальческого сырья. Речь идет об обеспечении независимых малых и средних нефтяных компаний (ННК) доступа на внутренние и внешние рынки сбыта сырья и нефтепродуктов.

В преамбуле к рекомендациям говорится, что сложившаяся структура реализации нефти ставит сектор ННК в заведомо худшие условия по сравнению с вертикально интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК). Поскольку все перерабатывающие мощности в ходе приватизации перешли в собственность этих компаний, ННК допускаются на НПЗ по остаточному принципу. Монополизация рынка переработки отрицательно влияет на цены внутреннего рынка, особенно в отсутствие биржевого механизма реализации нефти и нефтепродуктов.

За 2000-2007 годы удельный вес экспорта сырой нефти у ННК сократился с 54 до 25 процентов, в то время как по ВИНК возрос с 39 до 54 процентов. За 2007 год прямые поставки на экспорт через систему ОАО "Транснефть" были примерно равны, но с учетом экспорта нефти через терминалы НПЗ (1,6 миллиона тонн), а также экспорта нефтепродуктов (109 миллионов тонн), ВИНК экспортировали 77,5 процента своей нефти в сыром и переработанном виде, а ННК - 24,6 процента. В итоге основные крупные нефтяные компании направили на внутренний рынок всего 22,5 процента своей продукции, а малые компании - 75,4 процента добытой ими сырой нефти. В результате суммарные потери ННК составили около 54 миллиардов рублей.

Предлагается также разработать механизм и условия передачи в пользу ННК бездействующего фонда добычных скважин (в том числе законсервированных крупными нефтяными компаниями), а также участков недр, содержащих малые и трудноизвлекаемые запасы нефти.

Сегодня в России отсутствует надежный контроль за разработкой месторождений. Из действующего фонда нефтяных скважин добывается на 25 процентов больше нефти, чем предусмотрено лицензионными соглашениями, в то же время не пробурено более 20 тысяч добывающих скважин, предусмотренных в условиях лицензий. Идет выборочный отбор запасов, нарушается проектная сетка разбуривания месторождений. Недовложение капиталов от проектных уровней только в Ханты-Мансийском АО за последние 10 лет составило около 20 миллиардов долларов.



Источник: Евпланов Андрей, - Новые правила игры для ТЭКа // Российская Бизнес-газета от 01.07.2008


К этой статье еще нет ни одного комментария.


Оставить комментарий с помощью Yandex Google Mail.ru Facebook.com Rambler.ru Вконтакте Twitter
Время генерации страницы: 0.098284959793091