Lobbying.Ru О лоббизмеПубликации о лоббизме и Government RelationsЛоббизм и Government RelationsПавел Толстых, руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Lobbying.ru

Павел Толстых, руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Lobbying.ru

Павел Толстых, руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Lobbying.ru

Павел Толстых, глава Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Lobbying.ru, научный руководитель исследования «Рейтинг наиболее эффективных отраслевых специалистов по связям с органами государственной власти России» поделился в интервью порталу Communicators.ru своей оценкой развития отечественной GR-отрасли.

Павел Александрович, как Вы оцениваете уровень развития и цивилизованность Government Relations в России в целом?
Вопрос цивилизованности рынка GR – это вопрос этики, оценка здесь может быть субъективной. Я считаю, что он достаточно цивилизован, но недостаточно развит и в ближайшие 5 лет будет активно развиваться.

Сейчас лишь в ряде отраслей есть достаточное количество специалистов, которые занимаются GR-деятельностью профессионально. Таких отраслей мы выделяем всего пять — это ТЭК, металлургия, табак, пиво и телекоммуникации.

Почему именно эти? От чего зависит степень развитости GR в конкретной отрасли?
От двух вещей. Во-первых, отношения в этой сфере бизнеса должны плотно регулироваться государством и, соответственно, у предпринимателей должна быть потребность в постоянном контакте с органами государственной власти. Во-вторых, развитие GR зависит от западного капитала.

В тех сферах бизнеса, где преобладает западный капитал, в первую очередь речь о табачной и, особенно, о пивной отрасли, 80% которой принадлежит сегодня в России иностранцам. Так вот – западные владельцы предприятий просто органично перенесли в Россию структуру бизнеса из Западной Европы и США, где развитие GR-департаментов имеет многолетнюю историю.

Потенциально GR может развиваться в таких отраслях, как кредитование, лесная отрасль, фармацевтика. Однако если взять банковскую или страховую, где есть большое количество игроков, то там есть профильные ассоциации, которые решают многие вопросы. Но именно GR-департаментов там практически нет. Существует лишь несколько банков, в которых кто-то профессионально занимается Government Relations.

Почему же, на ваш взгляд, GR недостаточно активно развивается в тех сферах бизнеса, где преобладает российский капитал, например – в сельхозпроизводстве?
Там, кстати, надеюсь, GR-департаменты скоро будут сформированы. Просто, по нашим оценкам, пока нет достаточного уровня отраслевой консолидации. То же касается и водочной сферы, которая также является отраслью повышенной регуляторики. Там еще не появились крупные структуры, в которых эти департаменты могут органично работать.

Чтобы GR-деятельность развивалась, должна появиться понятная корпоративная модель управления бизнесом: на международном уровне, с нормальной финансовой отчетностью.

Многие отождествляют понятия Government Relations и лоббизм. Это одно и тоже?
Нет. Это совершенно разные две вещи, и их ни в коем случае нельзя путать.

Тогда поясните, чем одно от другого отличается. 
Знаете, есть такое выражение: GR-щики — это те, кто наводит мосты между бизнесом и властью, чтобы по этому мосту дальше пошли лоббисты.

Лоббист – это тот, кто обладает политическим ресурсом, доступом к телу чиновника и может решить конкретный вопрос в органе власти. GR-специалист – тот, кто мониторит ситуацию и выстраивает отношения с властью на цивилизованной профессиональной основе. Например — через профильную ассоциацию.

Можно ли сказать, что сегодня в России есть цивилизованный лоббизм или хотя бы его зачатки?
Зачатки, безусловно, есть. Формируются GR-департаменты, компании начинают отстаивать свои позиции на цивилизованном уровне, без коррупции, формируются профильные ассоциации, такие как комитеты по GR РАСО или Ассоциации Менеджеров России.

Однако лоббистская деятельность никак не отрегулирована законодательно. Как вы считаете, нам нужен закон о лоббизме?
Этот закон нужен, но его появление в среднесрочной перспективе я исключаю. В России уже были две попытки провести такой закон – в 1995 и в 2003 году – и обе закончились ничем.

Скорее всего, Россия будет развиваться не по англо-саксонской модели, как в США или в Канаде, где есть один нормативно-правовой акт, регулирующий лоббистскую деятельность, а по континентальной. По принципу Германии, где существуют многие нормативно-правовые акты, в той или иной части касающиеся вопросов взаимодействия бизнеса и власти: различные положения, этические кодексы, регламенты законы, например, о деятельности Госудмы, Совета Федерации и правительства.

Но вы все-таки сторонник принятия комплексного закона?
Конечно. Его преимущество в том, что и твои права, и – главное – права и обязанности чиновника любого уровня и вне зависимости от специфики отрасли — четко регламентированы.



Источник: Сommunicators.ru


К этой статье еще нет ни одного комментария.


Оставить комментарий с помощью Yandex Google Mail.ru Facebook.com Rambler.ru Вконтакте Twitter