Lobbying.Ru Лекарство хуже болезни

Лекарство хуже болезни

Виктор Войтенко (на фото)

Тема изменения Устава железнодорожного транспорта, которая уже обсуждалась в газете «Гудок» (№ 11 от 24 января), получила дальнейшее развитие в стенах Государственной думы. Депутат Госдумы, зампред комитета по безопасности Виктор Войтенко внес свой вариант законопроекта.

Таким образом, теперь на рассмотрении парламента находятся четыре законопроекта по изменению статей 43,62, 99 и 100 устава. Напомним, что группа депутатов во главе с Павлом Крашенинниковым предлагает отменить штрафы, взимаемые с грузоотправителей за несвоевременную выгрузку вагонов и контейнеров.
Вторая группа парламентариев, возглавляемая Геннадием Гудковым, предлагает предоставить владельцам железнодорожных путей необщего пользования, являющихся одновременно грузоотправителями и грузополучателями, дополнительное неоплачиваемое время за пользование вагонами. В подобных изменениях заинтересованы прежде всего металлурги. Председатель комиссии по взаимодействию с органами власти консорциума «Русская сталь» Василий Варенов пожаловался: «Сумма штрафов, которые были начислены ОАО «ММК» в прошлом году, составила 130 миллионов рублей. Фактически штрафы заставляют предприятие доплачивать еще 30 процентов от общей суммы за пользование вагонами».

Депутат Виктор Войтенко, предложивший третий вариант, в корне не согласен с авторами этих поправок. Он считает, что изменение статьи 43 приведет к превращению вагонов в склады на колесах. Возникнет дефицит вагонов, в местах выгрузки образуются пробки, а пропускная способность железных дорог значительно снизится.

Суть законодательной инициативы депутата состоит в поиске компромисса между действующим и предлагаемыми проектами устава. «Я предлагаю вариант, при котором санкции в отношении грузоотправителей и грузополучателей снижаются, но в распоряжении перевозчика остается некий «кнут», без которого на железнодорожном транспорте невозможно поддерживать порядок и от которого предлагает полностью отказаться Павел Крашенинников», – заявил «Гудку» Виктор Войтенко.

Третий вариант поправок в устав предполагает наложение штрафа за задержку вагонов не через 24, а через 48 часов после окончания срока бесплатного хранения. Кроме того, депутат Войтенко предлагает поставить точки над «i» в вопросе штрафов, которые ОАО «РЖД» как хозяйствующий субъект не имеет права брать со своих партнеров по бизнесу. Оказывается, эта «новелла» уже прописана в уставе, просто недостаточно внятно. Сейчас существуют два вида штрафов – административный и гражданско-правовой. Их нередко путают. Это приводит к тому, что оштрафованный грузоотправитель или грузополучатель обвиняет перевозчика в применении административных санкций, чего хозяйствующий субъект делать не вправе.

Опасения в терминологической путанице разделяет и председатель комитета по транспорту и экспедированию Торгово-промышленной палаты Виталий Ефимов. «Меня беспокоит терминологическая небрежность варианта законопроекта, предложенного Павлом Крашенинниковым. Если согласиться с его предложениями, то сразу же после вступления в ВТО нам опять придется менять устав», – считает руководитель комитета. Надо учиться правилам, по которым работают в странах с развитой рыночной экономикой: там нет понятий «неустойка» или «штраф», которые могут иметь двойное толкование, а есть понятие «возмещение ущерба».

Поток законодательных инициатив, обрушившийся на парламент, беспокоит руководителей регионов. В частности, заместитель председателя Законодательного собрания Пензенской области Валерий Лидин, комментируя законопроект Виктора Войтенко, заявил, что в данном случае изменения сводятся лишь к значительному снижению финансовой ответственности грузоотправителей, грузополучателей и владельцев железнодорожных путей необщего пользования. Это приведет к снижению заинтересованности предприятий в рациональном использовании подвижного состава, считает Валерий Лидин. «Причина в том, что штрафные санкции относятся на чистую прибыль предприятий, а трехкратная плата за пользование вагонами будет включаться в стоимость перевозок и следовательно в себестоимость продукции. Депутаты Законодательного собрания Пензенской области считают нецелесообразным поддерживать проект законопроекта, предложенный Виктором Войтенко», – резюмировал Валерий Лидин.

Комментарий
Юрий Косов
, начальник департамента коммерческой работы в сфере грузовых перевозок ОАО «РЖД»:

– Один из авторов поправок в Устав железнодорожного транспорта, депутат Геннадий Гудков, предлагает еще одно «новшество» по изменению статьи 62 Устава в части предоставления владельцам железнодорожных путей необщего пользования дополнительного неоплачиваемого времени на пользование вагонами, когда эти владельцы одновременно являются грузоотправителями и грузополучателями. Для непрофессионалов предлагаемые изменения кажутся вполне оправданными. Однако это не совсем так. Но для того, чтобы это понять, нужно знать историю вопроса. В соответствии с частью 2 статьи 62 Устава владельцам железнодорожных путей необщего пользования предоставляется неоплачиваемое технологическое время на подачу вагонов к местам разгрузки и выгрузки для обслуживаемых ими контрагентов. Оно состоит из времени, затрачиваемого владельцем пути на выполнение маневренной работы своим локомотивом с вагонами контрагента при подаче и расстановке их на места погрузки.

До введения в действие платы владельцам подъездных путей предоставлялась бесплатная норма простоя вагонов под грузовыми операциями. С введением платы за пользование вагонами владельцам, когда они одновременно являются грузоотправителями и грузополучателями, предоставляется скидка с тарифов на перевозку грузов в размере учтенной в них величины оплаты времени нахождения вагонов у грузоотправителей и грузополучателей. Скидка не предоставляется лишь в том случае, если владелец железнодорожного подьездного пути обслуживает своим локомотивом вагоны других грузоотправителей и грузополучателей. Именно в этом случае этим владельцам в качестве компенсации затрат и предоставляется вышеуказанное неоплачиваемое время.

Но в случае принятия поправки депутата Гудкова владелец железнодорожного пути необщего пользования будет получать одновременно две льготы по плате за пользование вагонами. Одна в виде уменьшения действующих тарифов на перевозки грузов, а вторая – в виде неоплачиваемого технологического времени. Это приведет к тому, что железнодорожники лишатся доходов в сумме 3 миллиарда рублей.

Рынок требует того, чтобы отношения между субъектами хозяйственной деятельности строились на договорной основе. Но я за комплексный подход и против того, чтобы ограничиваться заменой отдельных статей Устава. Уж если на то пошло, то железнодорожные перевозчики тоже хотели бы изменить его отдельные статьи. Нас, например, не могут устраивать нормы ответственности за просрочку при доставке грузов. На всех видах транспорта ответственность не превышает 50 процентов от стоимости услуг. Железнодорожники выплачивают грузоотправителю штрафы в объеме 9 процентов за каждые просроченные сутки. Это значит, что опоздание на 11 суток приводит к тому, что железнодорожникам нужно возвращать грузоотправителю полную стоимость за провоз груза. При нынешних погодных условиях опозданий в перевозке грузов, например из Москвы в Хабаровск, нельзя исключить.

Кроме того, закон «О железнодорожном транспорте» запрещает нам проверять состояние подъездных путей. Сия обязанность возложена на федеральные органы. Это ненормально. Ведь часто мы видим, что состояние путей не обеспечивает безопасности при проезде железнодорожного транспорта, но при этом мы ничего не можем сделать.

Подход к изменениям конституции железнодорожного транспорта, каковой является Устав, должен быть комплексным, и в этом направлении уже предприняты определенные шаги. В Минтрансе под председательством заместителя министра Сергея Аристова создана рабочая группа, куда входят все заинтересованные стороны – общественные организации транспортников, представители грузоотправителей практически всех отраслей, ОАО «РЖД». В июне 2006 года рабочая группа планирует закончить разработку новой редакции Устава и представить его на широкое обсуждение.

Принятие поправок депутатов Госдумы Геннадия Гудкова и Павла Крашенинникова уменьшит доходы отрасли на 7 миллиардов рублей.



Развитие событий:
24.01.2006 | Дума ставит вагоны на квадратные колеса



Источник: Лекарство хуже болезни // Гудок от 15.02.2006


К этой статье еще нет ни одного комментария.


Оставить комментарий с помощью Yandex Google Mail.ru Facebook.com Rambler.ru Вконтакте Twitter
Время генерации страницы: 0.17548799514771