Lobbying.Ru Лоббисты на марше

Лоббисты на марше

Мартин Шаккум (на фото)

"Земельный вопрос" стал преградой в доступности жилья. Шкура думского "медведя", поделенная еще на подступах к Охотному ряду, трещит по швам непосредственно в думской берлоге - огромная неуправляемая фракция стала легкой добычей  для всевозможных лоббистов по любым вопросам, включая рекламу пива, терроризм или разборки  по переделу собственности. И до этого депутаты  не были глухи к попыткам проплаты их вопросов и запросов в Думе. Но то, что произошло за первый год работы четвертого созыва, опровергает все прогнозы.

Противостояние во фракции "Единая Россия" достигло такого накала, что сами участники думских событий договориться не могут и потому возлагают немалые надежды на журналистов - публичность помогает расшить накопившиеся проблемы.  Так произошло с пакетом законов "доступного жилья", причем если проекты повышения налога на недвижимость и создания концессий участникам дискуссии удалось просто отложить, то на механизме землеотвода под жилищное строительство получилась ерунда - лоббисты не удовлетворились отсрочкой на два года нормы публичных аукционов, добиваясь сохранения навечно прямых связей застройщика с чиновником.
Автор партийной разработки жилищного пакета, вице-спикер Георгий Боос вошел в клинч с председателем комитета по промышленности Мартином Шаккумом из-за поправок в Градостроительный кодекс по прозрачным торгам участками при землеотводе. Это значит, что жилье не может стать доступным, наоборот, весь пакет заработает в обратную сторону, так подействует "расшивка" множества проблем, кроме одной - в пользу монополизации.
Однако это мнение только одной стороны, к тому же Шаккум легко пошел Боосу навстречу по повышению тарифов ЖКХ в 2008 году - обоим все равно, что будет после очередных выборов президента.
Цена вопроса нам не известна - на "переговорах" бульдогов под ковром мы им свечку не держали. Но о порядке величины говорит состав участников, которые сбежались в Думу на решение только одного вопроса, от помощника президента Игоря Шувалова до самих застройщиков, которые, буде им позволено, прикупили бы не только депутатов, но и кусок Администрации президента. Это во втором созыве палаты депутаты меняли позицию по ночам, сейчас Дума превратилась в истинно публичную площадку, каковым и должен быть парламент.
И когда директор департамента строительства и ЖКХ Министерства промышленности и энергетики Сергей Круглик меняет позицию, сидя в правительственной ложе Госдумы, то смотрим мы эту пьесу или нет, незримую цену контрамарки на спектакль мы оплатили.
Жаль, что избирателям больше интересна судьба самих депутатов типа секс-символов, чем решение вопросов, влияющих на судьбу страны. Может, потому лоббисты так безнаказанно резвятся на Охотном ряду. Иначе как можно понять, что едва ли не первой скрипкой в отклонении поправок по земельным торгам стал... председатель регламентного комитета Госдумы Олег Ковалев?
Руководил бы Олег Иванович переселением депутатов из кабинета в кабинет, что само по себе уже дело не пустое, имея в виду, что в престижном старом здании Госплана думской обслуги и разных "советников" больше, чем депутатов. У него еще и такой рычаг, как служебная жилплощадь, но, очевидно, влияние комитета по думскому регламенту теперь простирается на жилье для всего народа.
Поскольку в нашей стране без коррупции ничего не происходит, даже трамваи не ходят и бутылки не принимают, "честность" политика тоже отражает всего лишь временность его положения.
Поэтому мы считаем необходимым привести позицию по жилищному пакету председателя комитета по регламенту и организации работы Государственной Думы Олега Ковалева, который в нашем интервью высказался вполне взвешенно и определенно.
Так что думский регламентщик лукавит, как и по коттеджному самострою.

- Олег Иванович, в споре председателя комитета по промышленности Мартина Шаккума и вице-спикера Георгия Бооса какова ваша позиция по свободным торгам земли при отводе участков под жилищное строительство?
- Я придерживаюсь позиции комитета, той позиции, которую занял комитет по промышленности, строительству и наукоемким технологиям. Почему - потому что Боос живет в Москве и дальше Москвы ничего не знает. И то, что хорошо для Москвы, не значит, что хорошо для всей России. И когда, например, речь идет о заявительном характере получения земельных участков для индивидуального строительства, то, допустим, там есть в каком-нибудь маленьком городишке сто человек, которые себе хотят построить жилые дома. Ну, заявили они, определили, сколько стоит земля, им отдали. Ну, какие аукционы, между кем и кем? Кто там будет участником?
Второе: я вообще не сторонник аукционной продажи земли, хотя я проголосовал за закон. Аукцион повышает ее стоимость, аукцион - это конечный результат, выигравшим считается тот, кто заплатит больше. Но потом тот, кто построит на этой земле дом, эту цену перенесет на стоимость ипотеки, в стоимость квартиры. Я за конкурсный отбор участков, но...

- Олег Иванович, благодаря конкурсу может быть снижена стоимость?
- Аукцион никогда не снижает стоимость. Конкурс - да, по конкурсу могут быть другие условия, которые могут быть превалирующими, а для аукциона только цена - это вот аукцион, под молоток, да, кто больше дает. Поэтому комитет более взвешенное решение проявил. Что касается выделения земельных участков для комплексной застройки только в аренду, это тоже несколько сужает возможности, потому что, если есть застройщик, который в дальнейшем планирует быть как бы собственником, зарабатывать деньги на эксплуатации недвижимости, почему не дать ему собственность? Пусть дороги у него будут собственные, пусть отстроенное помещение у него будет в собственности. Он будет следить, обхаживать и так далее.
Поэтому тут много всяких вопросов. Поэтому позиция комитета по промышленности, она более взвешенная, она предусматривает большую вариативность при принятии решения.

- Если малоэтажное и индивидуальное строительство остается в заявительном порядке, то есть отдается на откуп чиновнику, что дальше будет с коттеджным строительством, в частности, в водоохранной зоне?
- Ну, в водоохранной зоне запрещено строительство коттеджей, вообще любое строительство в водоохранной зоне запрещено. Это нарушение, естественно, с вытекающими последствиями. Эта норма о запрещении строительства, она и так действует.
Я думаю, дело новое в общем-то с созданием рынка доступного жилья. Там много заложено вещей, которые только практика может подтвердить - пойдут они, хорошо заработают или нет. Сделан только первый шаг, это очень важный шаг, потому что, не вступив в воду, не замочишь ноги. Шаг первый сделан, сейчас начнет это внедряться, мы увидим, как это будет происходить, какие слабости, и будем корректировать законодательно. Конечно, хотелось бы отработать это так, как мы отработали пакет законов по реформированию электроэнергетики. Все идет своим чередом.

P.S. На завершающих заседаниях осенней сессии большую часть жилищного пакета принял вслед за Думой Совет Федерации, где также развернулся спор. Против некоторых норм выступала гостья верхней палаты, независимый депутат Галина Хованская.
Но это уже совсем другая история: в законах жилищного пакета запрятано достаточно капканов и удавок, чтоб достать почти каждого из нас, ведь все мы - "жильцы".
Некоторые нормы новых законов, избирательно выгодные чиновникам, давно действуют. Другие, нацеленные на защиту жильцов, не заработают никогда. Законодатель сделал, что мог, "ипотечные" законы и новые кодексы, Жилищный и градостроительный, приняты. А вот  заработают они, надо думать, как и Уголовный кодекс: пока законодатель ломал голову, как нам либерализовать Россию в соответствии с "европейскими нормами", грянула новая реальность, больше напоминающая Советский Союз.
К сожалению, и жилищные, и многие другие законы надо было либо принимать вслед развалу Союза, либо не принимать никогда.



Источник: Московин Лев, Лоббисты на марше // Московская правда от 14.01.2005


К этой статье еще нет ни одного комментария.


Оставить комментарий с помощью Yandex Google Mail.ru Facebook.com Rambler.ru Вконтакте Twitter
Время генерации страницы: 0.10081887245178