Владимир Мединский, президент РАСО

Владимир Мединский (на фото)

- GR и лоббизм - как они связаны?
- Я считаю, это практически одно и то же.

- А как соотносятся PR и GR?
- Я бы сказал, что GR - это часть пиара. Проблема в том, что те PR-агентства, которые предлагают сегодня GR-услуги, зачастую не умеют этого делать.

- А сколько в России специалистов, которые действительно способны реализовывать успешные проекты с использованием таких технологий?
- Я думаю, что несколько сотен. 5-10% из них - это представители PR-агентств, имеющие опыт избирательных кампаний, а потому - соответствующие связи в политике, имеющие опыт работы с госструктурами и связи с чиновниками, ну и просто широкий кругозор.
Далее, около 20% - это работники крупных корпораций, реализующие такие проекты для своих компаний. И остаток - это отставные чиновники и недействующие политики, иногда факультативно, по-дружески или за деньги оказывающие те или иные услуги, которые можно связать с GR.

- Для бывших политиков это скорее некая побочная деятельность, или есть те, кто сознательно ушел в эту сферу из политики?
- Есть люди, которые, скажем так, без образования юридического лица занимаются этим, и это их основной источник дохода.

- Кого бы вы назвали наиболее успешными джиарщиками в современной России, если говорить о более или менее известных, публичных людях?
- Сложно сказать, поскольку наиболее успешные и наиболее известные- это разные категории. Успешные джиарщики себя, как правило, не афишируют.
Но если говорить, например, об известных пиарщиках, можно упомянуть Игоря Минтусова (председатель совета директоров Центра политического консультирования «Никколо М». - ТМ), Владимира Аксенова (директор по корпоративным отношениям компании «БАТ Россия».- ТМ), Евгения Минченко (генеральный директор аналитического агентства «Нью Имидж».- ТМ), которые отчасти занимаются джиаром и делают это достаточно успешно. Есть еще масса людей.

- А такие фигуры, как Примаков, Шохин, Титов?..
- Они не являются джиарщиками- они субъекты политики. К примеру, РСПП - это общественная организация, которая консолидирует мнение крупного бизнеса. По большому счету, одной из целей любой отраслевой ассоциации является GR, но люди уровня Шохина, Примакова, Титова сами по себе являются субъектами политики.

Влиятельность отраслевых ассоциаций, конечно, различна. Например, очень влиятельны ассоциации, объединяющие металлургические предприятия, строительный бизнес, производителей молочных продуктов, табака, соков... Как правило, они все предпочитают иметь у себя в руководстве бывших чиновников, если повезет - депутатов. Дело даже не в том, что они имеют какие-то связи, а в том, что они знают, как происходит процесс принятия решений.

Очень часто людям, пытающимся использовать GR-технологии, не хватает знаний и опыта. Не хватает эффективности в решении вопросов. Вот пример, с которым я косвенно столкнулся. Госдума в прошлом году, борясь с «паленой» водкой, допустила достаточно широкое трактование ограничений в части продукции, содержащей этиловый спирт.

В итоге эти ограничения коснулись значительной части парфюмерной продукции. Получилось так, что порядок оборота одеколонов и духов примерно такой же, как водки, что, конечно, несравнимые вещи. Парфюмерный рынок встал. Его представители вышли на Госдуму с предложениями поменять законодательство, но усилия отдельных ассоциаций были, как мне показалось, разрозненными, неконсолидированными, не били в нужную точку. Депутаты им хотели помочь, но не знали - как.

- Надо отметить, что за минувший год было принято немало законов, вызвавших недовольство в разных отраслях бизнеса. Влияние бизнеса на власть, на принятие решений снизилось?
- Да, это так, и это хорошо.

- Но если взять ту же ситуацию с введением ЕГАИС, рынок импортного алкоголя на некоторое время был парализован. Было бы больше конструктивного взаимодействия властей и бизнеса, проблем удалось бы избежать?
- На мой взгляд, проблемы в данном случае на самом деле сильно преувеличены. Ничего страшного не случилось - какое-то время в некоторых супермаркетах не было некоторых вин. Сегодня, по-моему, все уже нормально.

- Центры лоббистской активности сместились в сторону исполнительной власти. В сегодняшней однополярной Думе джиарщикам трудно работать?
- Главный центр влияния в Государственной думе - это фракция «Единая Россия», и зачастую по вопросам, которые подлежат обсуждению и голосованию в зале, итог голосования предрешен. Просто фракция уже прогнала через себя многократно этот вопрос и приняла решение. В этой связи диапазон действий лоббистов резко сужен. Нет уже той беготни между фракциями, попыток найти противоречия, заблокировать, что было характерно для Думы предыдущего созыва.

- То, что лоббизм ушел из Думы, в целом позитивно?
- На данном этапе это хорошо, но любая вертикаль власти эффективна ровно до той поры, пока во главе вертикали стоят хорошие парни. Как только во главе вертикали оказываются плохие парни, все становится очень плохо сразу. Хорошо, когда император - молодой Наполеон Бонапарт. Империя развивается, принимает гражданский кодекс, армия побеждает везде. Но когда это больной всеми болезнями 45-летний Наполеон Бонапарт, уставший от жизни, с легкой манией величия, ничего хорошего от такой империи ждать не приходится.

- Нужен ли в России закон о лоббизме? Поможет ли он сделать эту работу более прозрачной и эффективной?
- Я думаю, что и в США большую роль играют личные связи и личная заинтересованность тех или иных конгрессменов. По сути своей, законодательство США сводится к регистрации лоббистов. Ну зарегистрируются они у нас, станут штатными лоббистами или помощниками депутатов. Что от этого изменится? Мы просто потратим кучу времени и денег, вырубим еще несколько гектаров леса на бумагу для тиражирования законопроекта.

- Ведется ли лоббистская работа России в западных странах, в СНГ?
- Вне всякого сомнения, такая работа ведется. Оценивать я ее могу не как профессионал - только как наблюдатель. Судя по тому, что пока ни одна республика не вступила еще в состав России на удобных для России условиях, Варшавский блок не восстановлен, вероятно, результата эта работа пока не принесла.

В то же время встреча «Большой восьмерки» в Петербурге прошла достаточно успешно. Россия выступила в роли гостеприимного хозяина. Поэтому какие-то результаты все-таки есть. Но, на мой взгляд, в некоторых вопросах надо проявлять больше политической воли, поменьше бояться, что будет говорить Запад. Европейское общественное мнение в любом случае будет невысоким, что бы мы ни делали.

- Вы говорите о международной политике. Между тем есть интересы за рубежом и у российского бизнеса. Сейчас крупные компании пытаются покупать там активы. Правда, вот с «Арселором» вышла промашка...
- Не все получается, потому что иностранные компании не очень хотят контролироваться российским бизнесом. Российский бизнес зачастую более персонифицирован, чем иностранный. Крупные иностранные компании - большей частью компании публичные, управляемые советом директоров, а российские- в большей степени частные компании, управляемые конкретными физлицами. Для Запада более приемлемым является обезличенный хозяин, чем персонифицированный.



Источник: Владимир Мединский: GR-специалистам не хватает знаний и опыта // Top Manager от 25.06.2007


К этой статье еще нет ни одного комментария.


Оставить комментарий с помощью Yandex Google Mail.ru Facebook.com Rambler.ru Вконтакте Twitter
Время генерации страницы: 0.099619150161743