Lobbying.Ru Осень депутатов

Осень депутатов

Сами думцы полагают, что предстоящая осень не будет слишком "урожайной"

Для народных избранников, вернувшихся с летних каникул, 27 августа началась региональная неделя, а в первых числах сентября они соберутся на пленарное заседание, которое откроет последнюю сессию Госдумы четвертого созыва. Как известно, в России "пограничные состояния" политического процесса двояко отражаются на работе законодательной власти. С одной стороны, она получает известное ускорение: до декабрьских выборов нужно решить судьбу как законопроектов, залежавшихся с предыдущих сессий, так и новых инициатив. С другой стороны, во время предвыборных баталий законодательная деятельность для многих депутатов отходит на второй план, уступая место покорению потенциальных избирателей.

Генеральная линия
Сами думцы полагают, что предстоящая осень не будет слишком "урожайной": половину рабочего времени им придется провести в избирательных округах, и только по две недели в месяц Дума будет работать над законами. По словам зампреда Комитета по безопасности, члена фракции КПРФ Виктора Илюхина, "осенняя сессия будет короткой".
Как сообщила вице-спикер Госдумы Любовь Слиска, из тысячи с лишним предложений на пленарных заседаниях планируется рассмотреть 460. Всего же приоритетными признаны 33 инициативы, из которых 25 исходят от президента и правительства.
Ярким примером служит так называемый олимпийский закон. Его намечено внести в Госдуму не позднее сентября. Этот документ, разрабатываемый в оперативном порядке, должен соответствовать всем требованиям Международного олимпийского комитета и четко определить условия хозяйствования в рамках нового "нацпроекта" Сочи-2014, цена вопроса которого составляет миллиарды долларов.
Выступая законодателями моды в сфере законотворчества, "единороссы" обозначили свой универсальный фирменный стиль как выполнение "плана Путина". Предполагается, что осенью Дума займется подготовкой базы для реализации последнего послания президента Федеральному собранию. Среди дел, не терпящих отлагательства, - изменения в бюджетном законодательстве (в части реструктуризации Стабфонда), решение вопросов по "северным пенсиям", по развитию рыбной отрасли, реформированию инфраструктуры аэропортов, созданию портовых экономических зон и реконструкции автодорог.
Собственно, политических новинок в эту сессию предусмотрено не так много. Возможно, депутаты достанут из думских архивов довольно древний законопроект "О противодействии коррупции" ("МН" писали о нем в №46/2006). Виктор Илюхин, один из авторов документа 2002 года, считает его "абсолютно устаревшим". Более вероятно, что законодатели дождутся инициативы главы государства в этом вопросе. Глава думской Комиссии по противодействию коррупции Михаил Гришанков ранее рассказывал "МН" (см. №33/2007), что в администрации президента РФ идет соответствующая работа. И, судя по отзывам депутатов, предпочтение новому варианту документа отдают все - и партия власти, и оппозиция.
Депутат-"единоросс" Игорь Баринов в беседе с "МН" пояснил, что многие нормы первоначального антикоррупционного закона и без того давно осуществляются на практике - через законодательные акты, регламентирующие вопросы государственной и муниципальной службы. Кроме того, часть положений вошла в кодексы этических норм для должностных лиц федеральных органов исполнительной власти. "По моему мнению, - подчеркнул парламентарий, - принять сейчас находящийся в Думе законопроект - по существу означает лишь пополнить список актов федерального законодательства новым законом с громким названием, реальная польза от которого как правоприменителю, так и обычному гражданину будет равна нулю. Однако отклонить его было бы нелогично, не предложив взамен достойной альтернативы. Альтернативой в данном случае станет документ, работа над которым подходит к завершению в межведомственной рабочей группе во главе с помощником президента Российской Федерации Виктором Ивановым". Отвечая на вопрос о содержании этого законопроекта, Игорь Баринов дал понять, что частично его раскрывает название рабочей группы, призванной реализовать в российском праве положения Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. "Другое дело, - уточнил депутат, - что названные конвенции будет весьма затруднительно реализовать лишь в одном законе. Поэтому скорее всего он будет носить рамочный характер и предусматривать - помимо концептуальных новаций - внесение изменений в уже действующее законодательство".

По ту сторону официальной повестки
Виктор Илюхин рассказал "МН" о некоторых проектах, которые в эту сессию намерена рассмотреть фракция коммунистов. При этом депутат оговорился, что многие из них уже отклонялись парламентским большинством. В частности, речь идет о предложении ввести прогрессивную ставку подоходного налога, которая использовалась в России до 2001 года, как и во многих странах мира: "Богатые платили 35 процентов, все остальные - 12. Но "единороссы" вместе с правительством установили единую ставку, добавив для бедных еще один процент и уменьшив ее для богатых до тех же 13 процентов. Мы считаем, что это неправильно, и внесли законопроект, который должен сгладить социальную несправедливость". Впрочем, Виктор Илюхин не видит перспективы у этого начинания. Главным препятствием на его пути является принятый бюджет, где все статьи доходов и расходов уже посчитаны. Кроме того, "единороссы" не раз открыто выражали опасение, что подобная мера оттолкнет от партии власти средний класс.
Однако собеседник "МН" предположил, что одна из прежних инициатив КПРФ имеет шансы на успех: "Мы в свое время предлагали повысить минимальную зарплату и пенсию до уровня прожиточного минимума. Теперь эта мера может быть взята на вооружение правительством - перед выборами или во время избирательной кампании". Господин Илюхин подчеркнул, что теперь подобный ход будет явно популистским.
Ожидается, что все же главным политическим "диссидентом" в нынешнюю сессию выступит спикер Совета Федерации и лидер пока непарламентской "Справедливой России" Сергей Миронов, совместно с группой депутатов приготовивший несколько поправок в действующее законодательство. Призывая в очередной раз скорректировать электоральные стандарты, Миронов выступает за ограничение, согласно которому в избирательной комиссии субъекта РФ, муниципалитета, округа или участка не может состоять более одного представителя от одной политической партии. По словам депутата из инициативной группы Ивана Харченко, это позволит покончить с монополией "Единой России" в избиркомах. Впрочем, критики законопроекта привели простой довод, с помощью которого готовятся отклонить инициативу: подобное ограничение противоречит Конституции РФ, гарантирующей равенство прав и свобод граждан независимо от принадлежности к общественным объединениям.
Другое средство, которое давно проповедует Сергей Миронов в борьбе за чистоту политического процесса России, - запрет на пожертвования партиям для всех юридических лиц, занимающихся производством и оптовым распространением табачной или алкогольной продукции. По мысли авторов законопроекта, эта мера исключит лоббирование интересов частных корпораций в Думе и защитит здоровье граждан от пагубного воздействия. Впрочем, как только идея была озвучена, многие депутаты назвали ее популистской и приготовились к сопротивлению.
Таким образом, уже сейчас понятно, что в "полевых" условиях предвыборного положения парламенту суждено стать местом для дискуссий - бурных и, возможно, провокационных, в лучших традициях национальной политической борьбы. Будучи неотъемлемой частью этой борьбы, законотворчество в наступающем сезоне может оказаться не совсем рутинным занятием и при этом не самым приоритетным.



Источник: Ефимов Игорь, Забродина Екатерина, - Осень депутатов // Московские новости за 31.08.2007


К этой статье еще нет ни одного комментария.


Оставить комментарий с помощью Yandex Google Mail.ru Facebook.com Rambler.ru Вконтакте Twitter
Время генерации страницы: 0.10286688804626