Lobbying.Ru Лучшие лоббисты России октябрь 1998 года

Лучшие лоббисты России октябрь 1998 года

Агенство экономических новостей по заказу и с участием "Независимой газеты" продолжает исследование эффективности работы представителей коммерческих и государственных структур, депутатов, направленной на лоббирование проектов, отражающих интересы определенных структур, отраслей, регионов или слоев общества. Речь идет о так называемом цивилизованном лоббировании, не подразумевающем подкуп чиновников или депутатов.

Напомним, что мы относим лоббистов к трем "весовым категориям". Первая - "первые лица" коммерческих, государственных и политических структур. Все они в большей или меньшей степени занимаются лоббированием. Вторая - региональные лидеры. Значительная часть их работы состоит в выстраивании взаимоотношений с Центром. При этом важным становится лоббирование различных проектов, связанных с конкретным регионом. Это особенно касается финансовых вопросов, от решения которых зависят бюджеты регионов, возможность выплаты зарплат и т.д. Третью группу мы условно назвали "лоббисты-профессионалы". В нее входят известные предприниматели и политические деятели, которые, обладая большими связями, умело используют их для лоббирования интересов близких к ним структур. К этой группе мы также отнесли руководителей крупных общественных объединений, чья работа по сути направлена на лоббирование интересов определенных структур или слоев общества (например, Ассоциация российских банков, Торгово-промышленная палата РФ и т.д.). В эту номинацию вошли также депутаты, отличающиеся постоянством в лоббировании. Однако в номинации не представлены депутаты, которые под влиянием различных факторов, в основном конъюнктурного или коммерческого характера, могут лоббировать любые проекты, так как подобная деятельность не входит в рамки "цивилизованного лоббирования". Разделение лоббистов на категории в некоторых случаях носит условный характер. Но так как критерии оценки и шкала одинаковы для всех категорий, то легко сравнить абсолютные величины эффективности лоббирования представителей любых номинаций. Результаты исследования представлены в трех таблицах. Главной особенностью результатов исследования по итогам октября стало заметное увеличение рейтинга "правительственных" лоббистов в номинации "профессионалов". В наибольшей степени "вес" увеличился у вице-премьера
Геннадия Кулика, который подтвердил репутацию главного лоббиста аграрного сектора и вошел в группу "очень сильной эффективности". В октябре Кулик был инициатором ряда постановлений правительства, дающих значительные льготы отечественным сельхозпроизводителям. В частности, в результате реструктуризации задолженности сельского хозяйства федеральному бюджету первому фактически простили многомиллиардные долги. Кулик также пролоббировал принятие указа и постановления "Об усилении государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции". В соответствии с ним производить спирт смогут только государственные предприятия и акционерные общества, в которых контрольный пакет принадлежит государству. Считается также, что Кулик пролоббировал отставку Леонида Холода, занимавшего должность заместителя министра сельского хозяйства РФ. Известно, что у последнего были напряженные отношения с Александром Смоленским. Так что отставка Холода увеличила возможности Смоленского лоббировать интересы СБС-АГРО и, следовательно, повысила рейтинг самого банкира. Рост рейтинга Юрия Маслюкова можно объяснить усилением его контроля над экспортом российского оружия. Евгений Примаков назначил его главой Межведомственного совета по военно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами, ранее возглавлявшегося Яковом Уринсоном. А это означает для Маслюкова возможность лоббировать решения, связанные с продажей крупных партий оружия за рубеж. Как следствие усиления контроля Маслюкова над оружейным рынком, уменьшился рейтинг руководителя "Росвооружения" Евгения Ананьева, который покинул "Список 25-ти". Более того, некоторые эксперты в октябре стали предрекать последнему скорую отставку, и их прогноз недавно сбылся. Правда, Маслюкову не удалось пролоббировать назначение на пост руководителя "Росвооружения" своей креатуры, что, по-видимому, понизит рейтинг вице-премьера в ноябре. Впервые войдя в список, предложенный экспертам, вице-премьер Валентина Матвиенко сразу заняла высокое место в рейтинге в качестве лоббиста социального блока в правительстве. Естественно, должность обязывает Матвиенко лоббировать выделение финансов на реализацию социальных программ, прежде всего на выплату зарплат бюджетникам. С перераспределением финансовых потоков связана и лоббистская интрига вокруг проекта чрезвычайного бюджета на четвертый квартал, подготовленного Михаилом Задорновым. Проект предполагает значительный рост пошлины на экспорт нефти и многократное увеличение налога на землю, что, по мнению представителей ТЭКа, повлечет разорение нефтяных компаний. Ответная активизация деятельности нефтяных лоббистов, судя по всему, приведет к значительному ослаблению налогового давления на отрасль по сравнению с проектом бюджета Задорнова. Эта активность, а также успешное прохождение в Государственной Думе Закона "О соглашениях о разделе продукции", возможно, стали причиной повышения рейтинга Евгения Швидлера ("Сибнефть"), Леонида Федуна ("ЛУКОЙЛ"), Германа Хана (Тюменская нефтяная компания) и Василия Шахновского (ЮКОС). "Потерпевшей" стороной в лоббистской борьбе вокруг финансовых потоков проекта бюджета можно считать Михаила Задорнова, рейтинг которого в результате всего происшедшего понизился. Еще одной причиной уменьшения "веса" Задорнова можно считать обращение более 30 влиятельных губернаторов в Генпрокуратуру с просьбой освободить из-под стражи первого заместителя министра финансов Владимира Петрова. Некоторые эксперты расценивают этот демарш как проявление недовольства местных элит принципами распределения финансовых бюджетных потоков по регионам, которых придерживается Задорнов. В номинации "первых лиц" лидерство в октябре сохранял Валентин Юмашев
(администрация президента), хотя его рейтинг несколько уменьшился. Это, а также некоторое снижение абсолютных рейтингов Татьяны Дьяченко (администрация президента), Валерия Окулова ("Аэрофлот-Российские международные авиалинии") и Бориса Березовского (исполнительный секретарь СНГ) подтвердили наш прогноз об уменьшении рейтинга лоббистов, ориентирующихся в первую очередь на президента. Несмотря на это, они сохранили высокие позиции, что говорит об их высоком лоббистском потенциале. В номинации "первых лиц" можно также отметить снижение рейтинга Дмитрия Васильева (Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг). Ослабление его лоббистских возможностей, по-видимому, связано с тем, что он испортил отношения с ММВБ, запретив торговать акциями, а также с ЦБ и Минфином, чьих представителей потребовал вывести из биржевого совета ММВБ. В номинации "региональных лидеров" укрепил позиции мэр Москвы Юрий Лужков. Он смог пролоббировать выделение Центральным банком льготного кредита Банку Москвы под гарантии московского правительства. Также в актив московского мэра можно отнести то, что усилились его позиции в Совете Федерации, где председатель Мосгордумы Владимир Платонов был утвержден на пост заместителя спикера вместо Валерия Зубова. К увеличению рейтинга Аслана Масхадова (президент Чеченской Республики) привела его встреча с Евгением Примаковым, показавшая, что Масхадов пользуется поддержкой Центра и может достаточно эффективно лоббировать интересы республики. Премьер-министр в качестве места переговоров выбрал Владикавказ. Таким образом было подтверждено, во-первых, наличие дружеских отношений между Примаковым и президентом Северной Осетии Александром Дзасоховым, во-вторых, то, что Центр отводит особую роль этой республике в решении региональных вопросов Северного Кавказа. Результат: Дзасохов впервые попал в группу "очень сильной эффективности". В номинации "профессионалов" несколько увеличился рейтинг Аркадия Вольского (РСПП), что скорее всего связано с проведением весьма представительного съезда, на котором поддержку союзу выказали правительство и многие известные политики. В этой же номинации можно отметить снижение рейтинга Леонида Невзлина, который из ИТАР-ТАСС вернулся в ЮКОС. Это, очевидно, связано с тем, что ему не удалось пролоббировать акционирование крупнейшего российского информационного агентства, для чего он, по одной из версий, и был в свое время "откомандирован" туда из Роспрома. Средний рейтинг по итогам октября немного вырос во всех номинациях, что говорит о некоторой стабилизации лоббистских связей после очередной смены кабинета. В ближайшем будущем основная лоббистская интрига будет связана с распределением финансовых потоков в проекте бюджета на следующий год. Настоящее исследование проводилось по итогам октября текущего года. 50 экспертов по 5-балльной системе определяли эффективность лоббирования около 190 претендентов - предпринимателей, политиков, чиновников, работа которых связана с лоббистской деятельностью. Причем средняя оценка, проставленная экспертами, соответствовала следующей эффективности лоббирования: от 0 до 1 - очень слабая, от 1 до 2 - слабая, от 2 до 3 - средняя, от 3 до 4 - сильная, от 4 до 5 - очень сильная. В группу экспертов вошли главные редакторы, руководители и экономические обозреватели ряда СМИ (В.Андриянов - "Трибуна", В.Бородулин - ИД "Коммерсант", В.Гуревич - "Время МН", В.Захарько - "Известия", А.Кондратьев - ИД "Коммерсант", Б.Леонов - "Труд", М.Леонтьев - "ТВ Центр", Ш.Муладжанов - "Московская правда", Р.Нарзикулов - "Независимая газета", С.Туранов - Агентство экономических новостей, Л.Черненко - "Российские вести", Ю.Якутин - "Экономика и жизнь" и другие), руководители и представители государственных, научных и общественных организаций (А.Зудин - Центр политических технологий, Ю.Любашевский - Независимый институт политических технологий, М.Матыцин - Реформ-клуб "Взаимодействие", А.Нечаев - Московский финансовый клуб, В.Никонов - фонд "Политика", Л.Шпигель - Партия экономической свободы и другие), сами лоббисты (П.Бородин - Управление делами президента РФ, С.Егоров - Ассоциация российских банков, В.Желнин - Ассоциация рекламодателей, В.Костиков - "Медиа-МОСТ", В.Ресин - правительство Москвы, В.Сурков - ОРТ и другие), руководители и эксперты ряда крупных коммерческих структур.   

   Лоббисты - первые лица
   N Ф.И.О. за октябрь  за сентябрь 1998 г.
   1. Юмашев В.Б. (Администрация президента) 4,66 4,70
   2-3. Вяхирев Р.И.("Газпром") 4,59 4,53
   2-3. Геращенко В.В. (Центробанк РФ) 4,59 4,61
   4. Гусинский В.А. ("Медиа-МОСТ") 4,31 4,25
   5. Алекперов В.Ю. ("ЛУКОЙЛ")  4,21 4,15
   6. Чубайс А.Б. ( РАО "ЕЭС России") 4,13 4,08
   7. Пугачев С.В. (Межпромбанк) 4,11 4,06
   Очень сильная эффективность
  
   8. Боос Г.В. (Государственная налоговая служба РФ) 3,95 3,84
   9-10. Черномырдин В.С. ("Наш дом - Россия") 3,89 4,21
   9-10. Бородин П.П. (Управление делами президента) 3,89 3,84
   11. Евтушенков В.П. (АФК "Система") 3,74 3,18
   12-13. Бажаев З.Ю. (Холдинг "Группа Альянс") 3,23 3,21
   12-13. Смоленский А.П. (СБС-АГРО) 3,23 2,53
   14. Окулов В.М. ("Аэрофлот - Российские международные авиалинии") 3,05 3,18
   Сильная эффективность
  
   15. Задорнов М.М. (Минфин РФ) 2,94 3,13
   16. Ходорковский М.Б. (ЮКОС) 2,92 3,22
   17. Йордан Б.А.("МФК-Ренессанс") 2,87 2,78
   18. Потанин В.О. (Холдинг "Интеррос") 2,73 3,31
   19. Шабдурасулов И.В. (ОРТ) 2,71 2,47
   20-21. Фридман М.М.(Холдинг "Альфа-групп") 2,68 2,83
   20-21. Богданов В.Л. ("Сургутнефтегаз") 2,68 3,11
   22. Швидлер Е.М. ("Сибнефть") 2,35 2,18
   23. Лебедев А.Е. (Национальный резервный банк) 2,33 2,08
   24. Швыдкой М.Е.(ВГТРК) 2,20 2,10
   25. Васильев Д.В. (Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг) 2,17 2,32
   Средняя эффективность
   Средний рейтинг 3,37 3,36
  
   Лоббисты - региональные лидеры
   N Ф.И.О. за октябрь за сентябрь 1998 г. 1998 г.
   1. Лужков Ю.М. (Москва) 4,81 4,72
   2. Строев Е.С. (Орловская область) 4,51 4,56
   3-4. Шаймиев М.Ш. (Республика Татарстан) 4,35 4,18
   3-4. Аяцков Д.Ф. (Саратовская область) 4,35 4,43
   5. Лебедь А.И. (Красноярский край) 4,23 4,18
   6. Дзасохов А.С. (Республика Северная Осетия - Алания) 4,03 3,40
   Очень сильная  эффективность
  
   7. Титов К.А. (Самарская область) 3,96 4,21
   8-9. Россель Э.Э. (Свердловская область) 3,40 3,42
   8-9. Масхадов А. (Чеченская Республика) 3,40 2,65
   10. Яковлев В.А. (Санкт-Петербург) 3,34 3,61
   Сильная  эффективность
  
   11-12. Аушев Р.С. (Республика Ингушетия) 2,85 2,88
   11-12. Рахимов М.Г. (Республика Башкортостан) 2,85 3,03
   13. Тулеев А.М. (Кемеровская область) 2,61 2,56
   14. Коков В.М. (Кабардино-Балкарская Республика) 2,60 2,65
   15. Николаев М.Е. (Республика Саха (Якутия) 2,57 2,60
   16. Илюмжинов К.Н. (Республика Калмыкия) 2,48 2,37
   17. Меркушкин Н.И. (Республика Мордовия) 2,40 2,33
   18-19. Прусак М.М. (Новгородская область) 2,34 2,37
   18-19. Рокецкий Л.Ю. (Тюменская область) 2,34 2,41
   20. Кресс В.М. (Томская область) 2,31 2,35
   21. Спиридонов Ю.А. (Республика Коми) 2,23 2,20
   22. Наздратенко Е.И. (Приморский край) 2,20 2,13
   23. Тяжлов А.С. (Московская область) 2,15 2,15
   24. Федоров Н.В. (Чувашская Республика) 2,14 2,09
   25. Муха В.П. (Новосибирская область) 2,09 2,05
   Средняя  эффективность
   Средний рейтинг 3,06 3,03
  
   Лоббисты - профессионалы
   N Ф.И.О. за октябрь за сентябрь 1998 г.
   1. Березовский Б.А. (исполнительный секретарь СНГ) 4,61 4,72
   2. Маслюков Ю.Д. (Федеральное правительство) 4,56 4,45
   3-4. Дьяченко Т.Б. (Администрация президента) 4,35 4,43
   3-4. Кулик Г.В. (Федеральное правительство) 4,35 3,74
   5. Зверев С.А. ("Газпром") 4,32 4,40
   6. Ресин В.И. (Правительство Москвы) 4,28 4,25
   7. Сурков В.Ю. (ОРТ) 4,25 4,23
   8. Шахновский В.С. (ЮКОС) 4,12 4,03
   9. Густов В.А. (Федеральное правительство) 4,07 4,25
   Очень сильная  эффективность
  
   10. Невзлин Л.Б. (ИТАР-ТАСС, ЮКОС) 3,94 4,21
   11. Киселев Е.А.(НТВ) 3,87 3,87
   12. Матвиенко В.И. (Федеральное правительство) 3,72 -
   13. Вольский  А.И. (РСПП) 3,51 3,41
   14. Орехов Р.Г. (Администрация президента) 3,38 3,07
   15. Авен П.О. (Альфа-банк) 3,38 3,60
   16. Смирнов С.А. (Торгово-промышленная палата РФ) 3,30 3,28
   17. Малашенко И.В. ("Медиа-МОСТ") 3,13 3,02
   Сильная  эффективность
  
   18. Шохин А.Н.(Депутат Госдумы) 2,92 3,14
   19. Федун Л.А. ("ЛУКОЙЛ") 2,75 2,54
   20. Долголаптев А.В.(Лига содействия оборонным предприятиям России) 2,71 2,86
   21. Хан Г.Б. (Тюменская нефтяная компания) 2,46 2,35
   22. Логинов А.В. (Администрация президента)  2,44 3,11
   23. Илюхин В.И.(Депутат Госдумы) 2,32 2,27
   24. Гиндилеев Э.Р.(ВГТРК) 2,27 3,11
   25. Юргенс И.Ю. (Всероссийский союз страховщиков) 2,25 2,23
   Средняя  эффективность
   Средний рейтинг 3,49 3,48



Источник: Сергей Туранов, Лучшие лоббисты России октябрь 1998 года // Независимая газета за 10.12.1998 №231


К этой статье еще нет ни одного комментария.


Оставить комментарий с помощью Yandex Google Mail.ru Facebook.com Rambler.ru Вконтакте Twitter
Время генерации страницы: 0.096755027770996