Lobbying.Ru Лоббисты в дверях Белого дома

Лоббисты в дверях Белого дома

Барак Обама (на фото)

Представители бизнеса смогут вернуться в экспертные советы при правительстве США. Барак Обама снимает запрет на участие лоббистов в политике, который он ввел в начале своего президентства.

Когда Обама только вступил в должность главы государства, он обещал ослабить влияние крупного капитала на власть. Для этого президент выпустил указ о том, что правительственные ведомства не имеют права принимать в свои общественные советы людей, работающих в лоббистских фирмах. Некоторые из таких фирм попытались оспорить указ в суде, но иск отклонили. Однако в январе 2014 года суд округа Колумбия все же открыл процесс по делу. В итоге лоббисты победили: им снова разрешено давать советы правительству.

Речь идет об экспертных советах, работающих при федеральных агентствах США. В стране существует более тысячи таких советов при 50 агентствах, их работа в 2008 году, например, обошлась бюджету в $ 343,7 миллионов. В советы входят более 60 тысяч человек.

Компании, которые зарабатывают лоббизмом, по закону должны регистрироваться в обеих палатах Конгресса и выпускать регулярные отчеты о своей работе. Конгрессмены не имеют права принимать от зарегистрированных лоббистов подарки, скидки, приглашения на развлекательные мероприятие, займы и другие материальные блага. Сейчас в США работает около 10 тысяч лоббистских фирм. Большая их часть держит офисы на K Street в Вашингтоне — ее название стало нарицательным для обозначения лоббистского сообщества.

Портал About.com проанализировал данные о затратах различных отраслей американской экономики на лоббизм, используя информацию, обнародованную Сенатом США. Больше всех продвигают свои интересы в правительстве фармацевтические и медицинские фирмы: в 2013-2014 году они пожертвовали политическим партиям более $ 65 млн долларов. За ними идут страховщики, пустившие на политические расходы $40 млн, электроэнергетики (38 млн), IT-компании (35,5 млн), нефтяная и газовая промышленность (33,8 млн), кино- и музыкальная индустрия (28,5 млн).

Громкая лоббистская история развернулась в Америке в марте этого года. Финансист Уильям Экман поставил миллион долларов на то, что акции компании «Гербалайф» упадут до нуля, и начал агрессивную кампанию против фирмы биодобавок, пишет New York Times. Знакомая Экмана, депутат Конгресса Линда Санчес, отправила письмо в Федеральную комиссию по торговле, требуя проверить деятельность «Гербалайфа»: не работает ли он по принципу финансовой пирамиды.

Экман инициировал в пяти штатах митинги, пресс-конференции и коллективные письма с требованием расследовать деятельность фирмы. Позднее некоторые из подписантов писем заявили, что ничего об этом не помнят. Различным правозащитным организациям было заплачено не менее 130 тысяч долларов за сбор информации о людях, пострадавших от «Гербалайфа». Некоторым оплатили поездку в Вашингтон на митинг против фирмы, пишет New York Times. Экману удалось подключить к кампании четырех конгрессменов, одного сенатора от Нью-Йорка и еще нескольких региональных политиков. В результате акции «Гербалайфа» действительно стали падать, и падают до сих пор.

Методы работы, описанные в книге Тамазин Кейв и Энди Роуэлла «Лоббизм, клановый капитализм и ущербная политика Британии», включают, например, контроль над СМИ и блогами, финансирование исследовательских  проектов, поддерживающих цели бизнеса. Одно из самых эффективных средств — приблизиться к властным кругам, нанимая на работу бывших политиков и их друзей. Бывшие чиновники могут становиться топ-менеджерами компаний, а топ-менеджеры, в свою очередь, занимать места в агентствах и комитетах.

Такая связь между политикой и бизнесом получила название «вращающиеся двери», и Барак Обама, приходя к власти, обещал ее прекратить. «Я участвую в этой гонке, чтобы сказать корпоративным лоббистам, что время, когда они задавали тон в Вашингтоне, закончилось», — сказал он в своей предвыборной речи в штате Айова в 2007 году.

Однако сама администрация Обамы наняла около 70 бывших официально зарегистрированных лоббистов, пишет журнал Politico. Знаменитый пример — Бродерик Джонсон, один из советников Обамы, который до 2011 года работал лоббистом компаний Microsoft, Pearson, Comcast, FedEx и Globalstar. Он продолжал консультировать эти компании еще некоторое время после того, как начал работать в правительстве США, а они продолжали ему платить.

Еще один бывший лоббист компании Microsoft Марк Бережка пришел в Департамент торговли. Мелоди Барнс, бывший лоббист логистической фирмы Raben Group, стала членом Совета по внутренней политике при президенте. Джеймс Коленбергер, работавший на ассоциацию интернет-бизнеса Voice on the Net, занял пост в Департаменте науки  и технологий. Шон Кеннеди, который лоббировал интересы крупнейшего сотового оператора в Америке, AT&T, пришел в Департамент по законодательству. Сейчас все они уже ушли из Белого дома и вернулись к лоббистской деятельности.

Засилье лоббизма в американской политике отдалило ее от идеалов демократии, считают политологи Мартин Гиленс и Бенджамин Пейдж (Принстонский  и Северо-Западный университеты). Америкой давно уже правит не большинство и не средний класс, а влиятельные элиты; именно они чаще всего добиваются принятия удобных им законов. Впрочем, основные цели и приоритеты верхушки и среднего американца различаются не критически, замечают Гиленс и Пейдж, поэтому олигархический характер современной американской демократии не приводит к серьезным потрясениям в стране.



Источник: Русская планета от 13.08.2014


Последние изменения:
14.08.2014 08:05 Сенькович Владислав
14.08.2014 08:02 Сенькович Владислав


К этой статье еще нет ни одного комментария.


Оставить комментарий с помощью Yandex Google Mail.ru Facebook.com Rambler.ru Вконтакте Twitter
Время генерации страницы: 0.097460031509399