Lobbying.Ru GR в России: светает

GR в России: светает

Всего пару лет назад нужно было пояснять, кто такой GR-менеджер, сегодня же специалисты заняты вопросом институализации деятельности. Это значит, что отношения с властью становятся у бизнеса всё теснее и бизнес хочет сделать их предсказуемыми.

Коммуникация с властью встаёт на научные рельсы
Долгое время связями с госорганами занимались первые лица компаний. Конечно, это связано с тем, что руководство фирмы дорожит важными контактами и боится потерять их в случае перехода GR-менеджера к другому работодателю. Но главной причиной становятся условия, в которых приходится налаживать связи. Нельзя забывать, что и сейчас у нас многие вопросы решаются на уровне мздоимства, которое осуществляется "тет-а-тет". Чиновник никогда на свой страх и риск не станет общаться с незнакомым посредником. Проще, если в роли GR-менеджера будет выступать бывший коллега, который представляет интересы бизнеса, или владелец компании. 

Долгое время нужные компетенции-связи не афишировались. "В крупных компаниях, где первые лица не могли брать на себя функции общения с государством, GR-менеджерами становились бывшие сотрудники органов государственной власти. Они знакомы со спецификой работы не понаслышке, имели личные, а порой и родственные связи в этих кругах", - рассказывает Ольга Горюнова, руководитель департамента по работе с клиентами кадрового агентства "ЮНИТИ".

Однако очевидно, что в последние годы наметилась тенденция "формализации" взаимодействия бизнеса и власти. Прежде всего "джиару" начали учить. В этой сфере стали появляться молодые специалисты с дипломом о высшем образовании, не имеющие отношения к органам власти. В настоящее время обучение по данной специальности ведётся в некоторых вузах России: МГУ им. М.В. Ломоносова, НИУ Высшая школа экономики, МГИМО (У) МИД РФ, Финансовой академии при Правительстве РФ, Государственном университете управления. Занимаются вопросом и в ряде региональных академий государственной службы, в частности - РАНХиГС при Президенте РФ. 

Одним из значимых событий Алексей Зобнин, кандидат исторических наук, автор научных исследований по политологии и государственному управлению, называет выход в издательстве "Наука" первого полноценного учебника по GR-менеджменту под авторством д.э.н., профессора РХТУ им. Д.И. Менделеева Арсения Брыкина - "Взаимодействие с органами государственной власти, или Government Relations в России". Также сейчас планируется к выходу учебное пособие по GR-менеджменту Андрея Дегтярёва "Современный GR и международный лоббизм". "С выходом этих учебников у специалистов появится возможность сравнивать текущую практику GR-менеджмента в России с нормами менеджериального поведения", - поясняет эксперт. 

"Коллективизация" GR-менеджеров
"Академическая" деятельность лишний раз доказывает, что GR выходит из тени. Бизнес поддерживает этот вектор и со своей стороны стремится к формированию прозрачных, понятных и справедливых условий взаимодействия. Для этого профессиональное сообщество усиленно изучает опыт других государств и тенденции развития лоббизма в России.

Надо заметить, что вступление в ВТО расширило список отраслей, которые теперь вынуждены с особым вниманием относиться к связям с властью. Оценивая спрос на GR-менеджеров, эксперты КА "ЮНИТИ" отмечают, что изначально среди направлений, активно привлекающих данных специалистов, были в основном компании, работающие с госресурсами, имеющие в своих активах долю госсобственности, зависимые от госзаказов, получающие квоты на экспорт продукции, тесно связанные с безопасностью страны. Постепенно в этот круг стали входить и обычные предприятия, вышедшие на федеральный уровень. Хотя среди них превалировали представители сфер, где чувствовалась протекция власти: IT, фармацевтическая, автомобилестроительная, энергетическая, финансово-банковская отрасли. Сейчас же GR-менеджеры необходимы компаниям всего сектора FMCG, который озабочен проблемой российских производителей в рамках вступления в ВТО.

Последние поглощены изучением инструментов отстаивания своих интересов (антидемпинг, технические ограничения, санитарные и фитосанитарные меры, участие в торговых дискуссиях). Однако большинство экспертов уверено, что теория в данной сфере - вещь опосредованная. И чтобы оценить свои перспективы, джиарщики изучают иностранный опыт лоббизма. 

Смена полюсов в коммуникациях с госорганами
Изменился GR-менеджмент и на местах. Заняв обширный отраслевой ареал, его популяризация быстро движется вглубь - теперь важность осознают уже компании регионального и местного масштаба. При этом поменялись и цели GR. Если раньше бизнес хотел, чтобы государство не "вставляло палки в колёса", то сейчас уже ждёт, чтобы оно оказывало ему повсеместную поддержку.

Задачи специалистов по связям с госорганами соответственно поменяли свою полярность. "Основной проблемой, которую долгое время были вынуждены решать GR-менеджеры, было разрешение спорных ситуаций с надзорными органами в случае проверки или давления, - замечает Ольга Горюнова. - Нужно было сделать так, чтобы о компании "забыли". Сегодня же задача GR-менеджера - постоянно напоминать о компании. Что уже гораздо ближе к общепринятому понятию работы по связям с общественностью".

Одних контактов и связей теперь недостаточно, нужны уже конкретные работающие инструменты. По словам эксперта кадрового агентства "ЮНИТИ", это поменяло и методы оценки GR-деятельности. Обычная активность: участие в выставках, конференциях, семинарах для представителей государственных органов, отслеживание законодательных и политических тенденций - уже не может отражать эффективность специалиста. Сейчас он должен быть локомотивом процессов. Важен не процесс (количество проведённых встреч и написанных бумаг), а результат. Как говорят сами GR-менеджеры, "если вы в итоге ничего не достигли, это даже хуже, чем если бы вы вообще не занимались GR". 

Важно, что сейчас GR-менеджер может непосредственно влиять на финансовые потоки компании. Грамотно прописывая механизмы реализации создаваемых проектов, он "продвигает" их на городской, региональный или федеральный уровень за счёт привлечения бюджетных средств. При этом его задача - не только составить программу взаимодействия с властями и рассчитать бюджет, но и в последующем контролировать обоюдное выполнение своих обязательств в договорённости (поскольку "аппетит" государства часто "приходит", как говорится, во время сотрудничества).

Приготовления "к приёму"
Что не поменялось, так это характерная для российского GR гибкость, которая, как и раньше, требуется от специалистов. Причём изменения сегодня происходят всё быстрее и реагировать на них надо оперативно. Подстраиваться заставляют не только кадровые перестановки, но и активность законодательных органов. В качестве примера Алексей Зобнин приводит факт утверждения Федерального закона №44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". "Он заставит бизнес искать новые контакты и разрабатывать новые схемы обхода и приспособления к нормам и принципам рыночного поведения", - замечает эксперт.

Несмотря на то, что ожидать от российский джиарщиков полного отказа от серых схем пока рано, всё-таки отрадно видеть, что больше они проявляют интереса к легитимным механизмам влияния бизнеса на процесс выработки государственных решений. Среди них - институт оценки регулирующего воздействия, советы по предпринимательству, участие в публичных консультациях, проводимых министерствами и ведомствами, рабочие группы и комитеты при законодательных органах власти. Но движение навстречу прозрачным и регулируемым отношениям, безусловно, быстрее приведёт к результату, когда оно обоюдное. И надо заметить, государство делает шаги в этом направлении.

Первые действия начал предпринимать ещё Дмитрий Медведев, когда в 2012 году инициировал подготовку закона "О лоббизме". В тот момент, по всей видимости, стороны были ещё не готовы к этому шагу, поэтому инициатива была отложена, в данный момент судьба закона под большим вопросом. Тем не менее, пусть маленькие, но движения показывают, что назревают перемены. Так, в июне этого года в администрации президента прошёл семинар для глав регионов, одними из ключевых тем которого были именно GR-менеджмент и лоббирование. Инициатива исходила от управления внутренней политики Кремля, представители которого решили, что пора научить губернаторов грамотно работать с лоббистами. И надо заметить, что как ориентир для желаемого поведения также выбраны западные практики. 

Одной из таких уже успешно реализованных моделей стало появление в прошлом году должности уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. "Этот факт стал сигналом того, что государство признаёт и легитимизирует понятие государственно-частных отношений, - считает Алексей Зобнин. - Ранее отсутствие подобной должности, на мой взгляд, не давало нам полного права говорить о наличии узаконенных отношений бизнеса и государства и, как следствие, писать о проблемах этих взаимоотношений".

Что характерно, Алексей Зобнин, комментируя появление уполномоченного по защите прав предпринимателей, замечает, что пост этот полностью держится на личности Бориса Титова, имеющего огромный опыт взаимодействия общественных и бизнес-структур с органами власти. А это лучшая иллюстрация положения GR в нашей стране. 

Он имеет место быть, и его признали на высшем государственном уровне. Но пока в его основе не правовые принципы, а личностные компетенции самих GR-менеджеров.


Источник: Марина Шишкина. GR в России: светает. RB.ru от 13.02.2014


Последние изменения:
18.03.2014 12:18 Сенькович Владислав


К этой статье еще нет ни одного комментария.


Оставить комментарий с помощью Yandex Google Mail.ru Facebook.com Rambler.ru Вконтакте Twitter
Время генерации страницы: 0.15303993225098