Lobbying.Ru О лоббизмеПубликации о лоббизме и Government RelationsЛоббизм и Government RelationsДикий лоббизм в России становится реальной властью

Дикий лоббизм в России становится реальной властью

На бюджете сходятся все политические страсти, а лоббизм является стержнем любой политики, поэтому первый после выборов раздел бюджета в Государственной думе стал, по сути, и смотром боевых лоббистских сил. Парламент - единственное место, где лоббисты открыто и гласно защищают "интересы избирателей", но на самом же деле лишь прикрываются ими, действуя в интересах отдельных группировок, а не общества в целом.

Под легальной парламентской крышей действуют избранные. Не секрет, что сегодня лоббизм пронизывает все структуры власти сверху донизу. Никем и ничем не контролируемый, наглый и дикий, он стал в России реальной властью. На фоне политического плюрализма и рыночных отношений в экономике, но в отсутствие законов о государственной власти, политических партиях, государственной службе, коррупции, организованной преступности и, разумеется, о лоббизме это явление несет в себе угрозу самому демократическому строю, избранному страной.

Доказать, что лоббизм открывает любую дверь в коридорах власти, можно только на примерах. В этом смысле "таинственная" встреча премьер-министра с лидером фракции ЛДПР накануне рассмотрения в Государственной думе проекта бюджета - классический образец политического лоббизма. В обмен на лояльность фракции В. Жириновский запросил с В. Черномырдина ни много ни мало: давления на контрольно-финансовые органы, чтобы не только вытащить из "криминальной грязи" скандально известную "голландскую" компанию Джи-эм-эм, с которой у ЛДПР прочные финансовые отношения, но и дать ей на российском рынке зеленый свет. Как следует из публикаций, договоренность была достигнута. Резолюция на официальном письме лидера парламентской фракции предписывает министру финансов: "Разобраться и найти решение". И хотя должность перед магической подписью не указана, ясно и так, что это чиновник самых высоких рангов. Толкачам во времена КПСС "успех Жириновского" и не снился.

Лучшим сестрам - по серьгам
Отраслевой принцип лоббирования, на котором держалась вся прежняя командная экономика, не только не исчез в новых условиях, но обрел второе дыхание. То, что львиную долю бюджетных триллионов вновь съели три неэффективных отраслевых комплекса - АПК, ТЭК, ВПК, подтверждает худшие прогнозы о свертывании кабинетом Черномырдина курса на реформы.

По оценкам Е. Гайдара, это чревато блокадой экономического роста, поражением экономического организма "склеротической болезнью" (поскольку старые отрасли не дадут развиваться новым) и, что самое опасное, "деформацией экономики в сторону усиления теневого бизнеса". По этой причине борьба с мощными лоббистскими группировками, считает экс-премьер, станет ключевым политико-экономическим направлением "еще на годы и годы".

А. Починок, зампред Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам, поделивший уже не один бюджет страны и за версту видящий уловки лоббистов, не усмотрел, однако, в аппетитах АПК и ТЭК "негативных для страны" последствий. Аграрии в блоке с коммунистами и единым лидером И. Рыбкиным с собственным "экономическим мозговым центром" и профессиональной "звездной" верхушкой во главе с А. Заверюхой и сотней депутатских голосов в Думе вообще показали себя самым квалифицированным лобби.

ТЭК с его мощной фракцией в парламенте и В. Черномырдиным в правительстве тоже вел себя корректно.

И только ВПК "прет, как танк": "выдайте наши 55 триллионов!" Бюджетный комитет, скрупулезно обсчитав военные расходы, начиная с содержания одного военнослужащего и кончая вооружением по штукам, дал однозначное заключение: армию действительно обделили, но на 3-4, а не на 18 триллионов. Госдума согласилась.

Памятуя, что при коммунистах военные расходы составляли до 75% бюджета, по примеру тоталитарных коллег-министров в самый главный кабинет страны отправился П. Грачев и заручился в "трудную минуту" поддержкой самого президента. А "аполитичный" Совет Федерации немедленно перехватил у Думы политическую инициативу, заявив, что 55 триллионов на ВПК - это в интересах большинства регионов. Вслед за палатой свою собственную карту разыграл и ее спикер, заявив, что статьи, за счет которых средства для военных будут найдены, сенаторам уже известны. Обвинив Думу в стремлении "быстрее поменять впасть", В. Шумейко посоветовал ей привыкнуть. что впасть в России определяют регионы. То есть Совет Федерации.

Примечательно, что и коммунист В. Зоркальцев, и демократ Е. Гайдар одинаково обеспокоены размахом лоббизма и считают его самой актуальной политической проблемой. Первый, возглавляя Комитет по делам общественных объединений, единственный выход видит в легализации тайного лоббирования чужих интересов фракциями и депутатскими группами через принятие Закона "О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти". Вариант, разработанный в его комитете, уже готов к внутреннему обсуждению. Е. Гайдар превращение парламента в одну "большую лоббистскую организацию", а правительства в "совокупность лоббистских структур с противовесами" считает крайне опасным, поскольку экономическая политика становится заложницей частных интересов, а "интересы национального развития остаются незащищенными".

Серые кардиналы
Частный бизнес, меняя структуру экономики, меняет и формы лоббирования своих проектов в органах власти, доводя их до изощренных преступлений и прямого подкупа. К. Боровой, анализируя состояние российского рынка, утверждал, что он полностью построен на протекционизме и взятках, что чиновники внаглую торгуют целыми отраслями, что рынок собственности и ценных бумаг криминален. Мафия, будучи экономическим фактором, высасывает общество, держит слишком высокие цены, взимает с государства огромные налоги.

В сговоре с мафией действует и огромное число лоббистских группировок. Сферы преступного обогащения - бюджетное финансирование, кредиты, льготы по экспорту-импорту, выделение земли, естественно, приватизация, эксплуатация территориями части своих природных ресурсов, регистрация банков и выдача валютных лицензий и т.д. А с учетом того, что Россия остается чемпионом по количеству чиновников, любые данные ущерба экономике нужно умножать на десять. Для российского чиновника не существует, как, скажем, для американского, декларации о доходах и отчета при отставке. Не грозят ему и 18 степеней о рангах должностных лиц, предусматривающих персональную служебную ответственность. А потому и в рыночных условиях чиновник Сидоров неуязвим.

Масштабы махинаций впечатляют даже в легальном парламенте. Компетентные источники утверждают, что в Госдуме есть самое опасное депутатское лобби, не имеющее структуры, а потому "невидимое". Оно действует в интересах крупных финансовых структур - "полупочтенных банков и так называемых страховых компаний", взявших у клиентов деньги под тысячи процентов годовых: их представители все чаще шушукаются в кулуарах с депутатами. Цель такого тесного общения глобальна: "накидать" в бюджет руками парламента как можно больше поправок, чтобы, увеличив его расходную часть, вновь раскрутить инфляцию, темпы которой заметно падают. И эта работа, по свидетельству аналитиков, ведется ими чрезвычайно интенсивно. Потому что только при большой инфляции они смогут выплатить обещанные проценты, тогда как ее остановка станет для них смертным приговором.

Еще один циничный вид депутатского лоббирования - публичные обращения к Думе о выделении кому-либо льготных кредитов. Обычно это категория пострадавших людей - чернобыльцев, афганцев, инвалидов и т.д. Показательный пример использования такой льготы - ввоз иномарок, на которые введены колоссальный акциз и пошлина. По оперативным данным, 9 из 10 автомобилей "приезжают", таким образом, в Россию бесплатно, так как предназначены для названной выше категории людей. Прикрываясь их бедой, в стране действует уже не одна сотня общественных организаций, выдавая несчастным лишь ничтожные крохи из государственных средств, выделяемых на компенсацию и поддержку. Основная же часть денег оседает в этих сомнительных структурах.

Е. Гайдар натиск депутатского лоббизма испытал в полной мере во времена своего премьерства: "Давление на меня оказывалось постоянно, каждый день, много раз в день, бесконечно...". И "совершенно случайно" вместе с записавшимся на прием парламентарием на пороге кабинета вырастал отечественный или зарубежный коммерсант... с проектом, скажем, на сотню-другую миллионов долларов. "Никто не говорил, что хочет построить себе особняк в Майами - все пеклись о нуждах народа".

Ущерб от дикого лоббизма, у которого нет очерченных законом рамок, определить невозможно. И когда чиновник одновременно является и депутатом, и представителем лоббистской группировки, провести в его действиях грань между протекционизмом, лоббизмом и коррупцией тоже невозможно. Одно можно сказать с точностью: лоббизм в России - это система власти.

Как лоббируют в Америке
В демократических государствах с развитым рынком сам по себе лоббизм не только не является криминалом, но и, напротив, считается престижным делом.

Американские законы предусматривают жесткий контроль за лобоистами. Основной так и называется "О федеральном регулировании лоббизма". По главному виду деятельности, "проталкиванию" интересов своих клиентов в личных встречах с законодателями и чиновниками, можно судить и о высоких требованиях к лоббисту-профессионалу. Он должен иметь юридическое образование и опыт работы в федеральных структурах власти.

Только пройдя регистрацию в конгрессе, лоббистская организация может приступить к работе. При этом владелец фирмы должен назвать под присягой не только собственные имя и адрес, но и нанявших его клиентов. С этого момента он обязан вести и точную бухгалтерию, указывая размеры гонорара, кто конкретно его выплачивает, а также перечень всех расходов, произведенных им за счет нанимателя. Отчет о расходовании сумм за весь календарный год отдается в конгресс и хранится там два года. Информация открыта для доступа абсолютно всем.

Лоббисты не только "общаются", но и сами выступают с предложениями по законопроектам как в конгрессе, так и в правительственных учреждениях. Но их деятельность одним "законотворчеством" не исчерпывается. Возможна исследовательская работа или сбор технической и политической информации с предоставлением ее политикам. Лоббисты участвуют, например, в создании политических коалиций. Есть и совсем забавные "задания", сродни советским: организовать массовый поток писем избирателей к депутату с требованием "продвинуть" конкретный вопрос. В Америке профессиональный лоббизм считается и престижным, и выгодным бизнесом. В Вашингтоне, в частности, действует свыше 7 тысяч зарегистрированных в конгрессе лоббистов и почти 800 юридических и сходных по профилю фирм, зарегистрированных уже в минюсте.

Что, собственно, дает американцам такая система? Во-первых, в политике становится меньше тайн и сюрпризов, потому что политический процесс проходит гласно. В любой момент можно проверить документально, в чьих интересах власти принимают решение. И сам факт официального лоббизма ставит властные структуры под контроль общества и ограничивает тем самым их произвол. Через лоббистские структуры в политику вовлекаются не только крупные корпорации, но и мелкий бизнес, фермеры, а также самые разные организации гражданского общества - военнослужащих, женщин, молодежи и т.д. Поскольку лоббизм подконтролен, закон защищает и его интересы: помимо официальных структур, контакты любых других "частных интересов" с властями запрещены. Сами американцы к лоббизму тоже относятся по-разному: одни считают, что он способствует коррупции среди должностных лиц, другие же, напротив, посредничество между правительством и гражданами ставят ему в заслугу. В любом случае Америка лообирует по закону.

Отечественный проект
Но что еще должно случиться в нашем российском Отечестве, перенасыщенном преступностью, чтобы изолированные от общества власти поняли: дело уже не в сращивании мафии с коррумпированным чиновничеством, а в строительстве параллельного преступного государства. Сегодня неново обвинять друг друга в коррупции, не имея в юридической практике закона о борьбе с нею. Надо открыть каналы связи со своими гражданами и узаконить протекционизм и лоббизм, дав тем самым возможность чиновникам почувствовать, что они могут достойно выполнять возложенные на них государством функции, а подпольный и криминальный лоббизм сделать легальным и конкурентным.

И спрос на такое честное посредничество найден. Заместитель генерального директора АО "Автомобильный всероссийский альянс" Л. Вельдман из собственной практики знает, что чем крупнее проект, которым занимается фирма, тем меньше он может реализоваться как частное дело, так как связан с инвестиционной политикой, строительством, экологией и т.д. И чем больше замах, тем чаще российскому бизнесу приходится идти во власть и доказывать пользу своих программ. Но сталкиваться с властью не очень большое счастье, поскольку там сейчас "такие тонкости и дифференцированные подходы", что дилетанту не справиться. Если же будут действовать респектабельные лоббистские структуры, способные добиться нужных результатов, "мы предпочтем иметь дело с ними".

Разработку в Комитете по делам общественных объединений Госдумы законопроекта "О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти" можно было бы назвать сенсацией, если бы закладываемые а него нормы не были столь робкими. Заместитель председателя комитета В. Лепехин говорит о том, что рабочая группа сознательно делает его мягким, разрешительным и только регистрирующим коммерческие лоббистские структуры. Предусматривается отчетность в Минюсте по самым скромным параметрам: список клиентов, объем финансирования и на какие проекты были израсходованы средства. Лоббистским структурам будут выдаваться лицензии, а их отчеты публиковаться.

Но даже в таком варианте, считает В. Лепехин, закон первое время работать не будет, поскольку институт лоббирования мало пока известен в обществе и имеет отрицательный имидж. Им воспользуется часть крупных коммерческих структур, понимающих выгоду действовать по правилам, так как они связаны с властью и дорожат своим престижем. В рекламных целях, чтобы заявить о себе, как о честном бизнесе, к ним могут присоединиться частные структуры помельче. Часть теневых структур, конвертирующихся в "светлые", и готовых порвать со своим сомнительным прошлым, получит шанс встать также в этот ряд. Клиентами лоббистов станут ассоциации промышленников и предпринимателей. Безусловно, воспользуются этой формой контакта с властями общественные объединения, действующие в интересах своих социальных групп. То есть интерес проявят все те, кто готов лоббировать легально и гласно, а не придумывать ходы со взятками и созданием каких-то полумифических структур при органах власти. И этот закон даст им такую альтернативу.

Но отраслевые монополии, думается, не обратят на этот закон на первом этапе никакого внимания, поскольку у них есть свои, наработанные десятилетиями механизмы лоббирования, а регистрация им только помешает, выведет из тени истинных действующих лиц и размах действий. Но по мере роста частного сектора новый бизнес, играющий по правилам, поставит вопрос ребром - о регистрации отраслевых лоббистских структур в Минюсте или их полной ликвидации. Поскольку законопроект регулирует взаимодействие властей и "групп интересов", он позволит определить хоть какие-то акценты: кто лоббирует, с какой интенсивностью, какими методами.

Возможно, депутатский корпус сочтет и этот вариант закона "вызывающе смелым", поскольку он бьет по его корпоративным интересам. Но общество задыхается в тисках "дикого" лоббизма, пронизавшего все властные поры государства. Ему нужен закон, способный изменить саму природу властных структур и реально открыть дорогу экономическим реформам: жесткий, четкий, полноценный и не на один депутатский сезон, а для постоянного применения в жизни.



Источник: Александра ЛУГОВСКАЯ, "Известия" ДИКИЙ ЛОББИЗМ СТАНОВИТСЯ В РОССИИ РЕАЛЬНОЙ ВЛАСТЬЮ. // Известия (Москва).- 21.06.1994.- 115.- C.4


К этой статье еще нет ни одного комментария.


Оставить комментарий с помощью Yandex Google Mail.ru Facebook.com Rambler.ru Вконтакте Twitter
Время генерации страницы: 0.10217499732971